Помню, получив в далекие студенческие годы свой первый профсоюзный билет и прочитав на каждой его страничке, что «профсоюзы – школа коммунизма», я немного удивился. Вроде бы из книжек выходило, что профсоюзное движение должно всего лишь объединять наёмных работников в их борьбе с работодателями за свои экономические права и человеческие условия труда. Ну, ладно, комсомол – и школа молодых коммунистов, и кузница кадров Партии… А каким боком тут, до всяких «школ» и высоких идей Партии всего-навсего объединение работников и работяг – не понятно. Скажем, если бы на Западе кто-то провозгласил, что «профсоюзы – школа капитализма», это звучало бы, мягко говоря, по-дурацки…
На своем первом заводе, наблюдая, как директор на профсоюзном собрании «строит» председателя профкома за недоработки в организации социалистического соревнования, а тот смиренно мямлит что-то в свое оправдание, я уже не поражался. К тому времени я уже осознал, что и профсоюз, и «Красный крест», и даже ДСО «Спартак» - все они колесики и винтики всемогущей партийной машины и чем бы там не занимались во вторую-пятую очередь, главная задача, поставленная перед ними - это быть «проводниками» линии «основной направляющей и организующей силы Советского государства».
***
Но, начиная с нулевых годов, я вновь не перестаю удивляться: как сегодня удается выживать и оставаться на плаву ФПУ (Федерация профсоюзов Украины), этой наследнице ВЦСПС (центральный орган советских профсоюзов) – ментальной копии своего «папочки», угодливом прислужнике Партии и Власти. Своей бесполезностью и ненужностью ФПУ иногда напоминает встречающийся в природе хвост на теле человеческой особи – уродливый рудимент доисторический времен.
Несколько лет назад, в пору ЧМ-2010 (по футболу), когда было модным проводить футбольные аналогии, я даже тиснул имхо о тогдашнем председателе ФПУ Василии Хара (
Украинские профсоюзы и страх). Где сравнивал его, члена Партии регионов (партии, принадлежащей олигархам) и ее фракции в Верховной Раде, с защитником, играющим в одном матче одновременно в двух командах. Оказывается, на политическом поле Украины это, в отличие от футбольного, в порядке вещей: одновременно защищать интересы олигархов и «защищать» интересы их наемных работников.
Еще более «конкретным профсоюзником» был Игорь Шкиря (
Работодатели Украины) – правая рука Хара в ФПУ, тоже «региональный» нардеп и плюс к тому сам крупнейший капиталист-работодатель по прозвищу Мистер Жадность. Сегодня он возглавляет Всеукраинское объединение организаций работодателей автомобильного транспорта «Укравтотранс», и описанием его подвигов на почве ненасытности и попрания элементарных прав наемных работников забита часть украинского Инета.
И уж вообще как-то в напряг говорить об Александре Стояне, можно сказать, отце-основателе и идейном вдохновителе ФПУ, более десяти лет простоявшем во главе этой организации. Уверен, читатель знает этого регионала, своим сладким голосом и нежным языком (в смысле полизать), заставляющего стыдливо опускать глаза или прятать саркастические улыбки многих видавших виды телеведущих. Особенно, когда «златоуст» в прямом эфире заводит речь о Викторе Федоровиче и других властителях. А г-ну Стояну пофиг. Школа профсоюза – еще та школа. Она и сегодня помогает ему не краснеть и «бороться»… за собственное теплое, сытое и комфортное место в жизни. Кстати, он является соавтором проекта нового Трудового кодекса, который, по мнению экспертов, в случае принятия, окончательно закрепостит и поработит наемных работников.
***
Говоря в начале о советских профсоюзах, как о почти смешной шарашке я, признаюсь, немножко утрировал. Да, политически это была практически бесправная и бессильная, особенно по сравнению с компартией и советским чиновничеством, организация. Зато в финансовом и материальном плане это была мощнейшая структура. Только на территории УССР ей принадлежало 365 здравниц общей стоимостью $12 млрд. плюс огромное количество административных, культурных и спортивных сооружений. (Все это в 1991 году перешло в распоряжение ФПУ как «наследнице».) Да и на местном уровне, особенно на крупных предприятиях профсоюз кое-что мог: бесплатные, или почти бесплатные путёвки в санатории, профилактории, детские лагеря отдыха, материальная помощь, турпоездки… И даже, конечно, с разрешения директора и парторга, «выделение» бесплатных квартир своим рядовым членам.
А, что сегодня? О квартирах молчу, но хоть какие-то блага от «своего» профкома рядовой член, кроме традиционных новогодних подарков для детей, сегодня имеет? Лично я о таком уже давным-давно не слышал. Подчеркиваю, речь идет о рядовом члене, а не о профсоюзном функционере. Тот, кроме хорошей зарплаты, по-прежнему, в лучших традициях, не забывает потихоньку отщипывать себе от общего пирога и обеспечивать собственное не бедное существование. Может, в благодарность за это он денно и нощно воюет с хозяином-работодателем за приемлемые условия труда рядовых членов, делает ему «предъявы», в случае невыплаты зарплаты организовывает забастовки?
Щас!
***
На Западе давно сложилась традиция, что профсоюзный функционер, даже не уличенный, а только заподозренный в сговоре с хозяином, тут же становится нерукоподаваемым изгоем в среде себе подобных и быстренько убирается куда подальше. И у нас так же? Вспомнив о стоянах и К, даже в шутку сказать такое, язык не поворачивается. Правда, приходилось слышать, что профсоюзные боссы у «них» иногда уличаются в связях с мафией. Не знаю, насколько это «традиционно», например, для Европы или США, специально вопрос не изучал… Но представляю, как у нас мафия выходят на связь с профкомом на предприятии олигарха и начинают с профсоюзом совместные действия против хозяина… Мафия сама против себя… Охренеть…
Хотя… Если «плохой» олигарх начинает с помощью профкома «хорошего» олигарха реализовывать свои планы по захвату его собственности. И для этого подкупает профбоссов противника… Такой сценарий вполне, вполне… Впрочем, сосуществование пауков в банке – это немножко другая тема.
***
А, что там наверху? В руководстве отраслевых профсоюзов и, особенно, в руководстве руководством таких – в ФПУ?
С девяностых по сегодняшний день имущество ФПУ, как известно, уменьшилось в разы. Его растащили по своим частным «норкам» и сами профсоюзные начальники (все те же стояны), и, конечно же, новая зубатая олигархическая поросль. Тем не менее, и сегодня в распоряжении ФПУ порядка 70-80 здравниц (против, напомню, 365), всё те же административные, культурные и спортивные сооружения… Плюс взносы членов профсоюзов. Которых, по словам нынешнего председателя ФПУ, сегодня 8 млн. Сомнительно, конечно… Но нам то, пишущему и читающему эти строки, какая разница?
В общем, верхушке ФПУ вполне хватает, чтобы не чувствовала себя бедными родственниками в капиталистической элите Украины. Обидно только (не нам, конечно), что для того, чтобы удержаться на плаву, постоянно надо напрягаться и воевать за «свою» собственность. Время от времени приходится слышать, что ФПУ судится то за санаторий, то за землю, то за еще какой-то ласый кусок. А весной прошлого года, помнится, и Власть сделала предъяву. Пора, типа, отдавать остатки имущества советских профсоюзов государству. В смысле: попользовались и хватит – пора и о Семье подумать. Лишние миллиардные активы Семье не помешают.
Правда, пока что Семейная Власть сильно не наезжает, наверное, раздумывает, что выгоднее: иметь несколько лишних миллиардов на карманные расходы или иметь карманное ФПУ.
Насколько всей остальной власти л
юба идея существования карманных профсоюзов, свидетельствуют последние «веяния»: создание в приказном порядке профсоюзов в силовых структурах – в милиции, пенитенциарной службе и др. Приходилось даже наталкиваться на сообщение о создании
независимого профсоюза работников прокуратуры Донецкой области. Во!
И это правильно! Какой силовой командующий, если он не последний дурак, откажется иметь под рукой дополнительное мощное подразделение, всегда готовое к выполнению поставленных задач. Причем, совершенно бесплатно, самоокупаемо, а то и, наряду с другими подразделениями, приносящее на блюдечке подарочки, так необходимые командующему для удовлетворения «первоочередных» нужд. Кстати, по-моему, членские взносы в таких «подразделениях» уже не традиционный один, а два процента от зарплаты.
***
Нам, наивным украинцам, могло показаться, что с появлением Евромайдана, расположившегося прямо под окнами Дома профсоюзов, в котором «окопалась» ФПУ, у нее появилась прекрасная возможность, наконец, стать полезной, вспомнить о своем предназначении и долге перед подопечными, реабилитироваться и присоединиться к протестующим.
Щас!
***
Не раз убеждался, что, разбивая имхо на части, теряю… Ладно, бог с ним, в рейтинге. Теряю в св
язи с читателем, восприятии ним сказанного. И в то же время знаю, что чаще всего сам где-то после тысячи-полторы слов начинаю непроизвольно читать чужое имхо «по диагонали», хотя делать этого не умею. Боюсь, в таком «подходе» я далеко не одинок. Короче, предпочитаю быть немного недопонятым, чем «прочитанным по диагонали».
Окончание имхо во второй части: «Дом профсоюзов: территория свободы или ФПУ?»
prokop14
©
prokop14 [15.01.2014] |
Переглядів: 2996