Нейтральный, внеблоковый, безъядерный статус - основа безопасности Украины
Располагайтесь читатели поудобней. Нам предстоит рассмотреть непростой вопрос. Речь пойдет о безопасности нашей страны, а значит и о безопасности каждого из нас. Откроем еще раз 5-ю статью Конституции Украины и прочтем –
«Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ». Это право возлагает на нас
и обязанность - осуществлять эту власть не только во время выборов, а значит – самостоятельно думать и тщательно разбираться во всех вопросах, которые ставит нам жизнь.
Одним из краеугольных столпов безопасности страны является военная безопасность. Потому не удивительна информационная шумиха и информационные атаки на население по поводу вступления или не вступления Украины, в какие либо военно-политические блоки. Несомненный лидер таких информационных атак – вопрос о вступлении в НАТО. Эта постановка выбора вуалируется красивым словосочетанием – «евроатлантическая интеграция». Дело доходит до того, что за наши же, собранные в виде налогов 5.2 млн. гривень (1) нас будут информировать о преимуществах такого выбора (весьма вероятно умалчивая проблемы такого выбора). Мы разве заказывали такую
платную услугу?
Практически у каждого жителя уже выработан иммунитет на коробейников, или письма в почтовом ящике с возгласами «поздравляем, Вы выиграли столько то…! Только чтобы получить выигрыш, Вы должны…». То есть сначала заманчивое предложение, а затем расплата за недальновидность или юридическую безграмотность. Точно так же и в геополитике. У других стран мира есть свои интересы, и они отстаивают именно свои интересы. Мы должны помнить:
Независимая, сильная, процветающая и созидающая Украина не нужна никому в мире! Такая Украина нужна только нам!
За время бурных выборных баталий 2004-2006 выработались целые системы информационных заготовок, предназначенных чтобы загнать наш выбор в «или-или». Я их не буду перечислять, они у всех на слуху. Обобщая эти заготовки, вопрос сводится - «за кого будем»? За НАТО (с вариациями «за Европу» и/или «за США») или за Россию. Причем мнение «не хочу быть за кого-то, хочу быть за себя» наталкивается на ожесточенную
атаку с обеих сторон. Мол, не будьте наивными… никто вам не позволит быть за себя. Мол, время «швейцарий» прошло.
В таких спорах отчетливо начинает быть видна та война, которая сейчас идет в мире. И Украина в силу географического положения, своих размеров, наличия ресурсов
оказалась на линии чужого огня. Можно ли вывести страну из-под «артобстрела»? Можно ли создать оазис, к которому никто не посмеет прикоснуться?
Я убежден, что можно!
16 июля 1990 года на утреннем заседании Верховный Совет Украинской ССР принял окончательную редакцию Декларации про державный суверенитет Украины (2). «"За" - 355, "проти" - 4, утримався - 1 (Оплески).» (3) . В разделе №9 Декларации (внешняя и внутренняя безопасность) указано:
«Українська РСР урочисто проголошує про свій намір стати в майбутньому постійно нейтральною державою, яка не бере участі у військових блоках і дотримується трьох неядерних принципів: не приймати, не виробляти і не набувати ядерної зброї.»
Оппоненты в спорах пытаются зацепиться за слова «в будущем». Дескать, и сейчас, в 2006 году «это будущее» еще не наступило. Вместе с тем слова «в будущем» объясняются очень легко. В 1990 году Украина обладала мощнейшим потенциалом ядерного оружия и декларировала стать в будущем безъядерной страной.
Потому -
нейтральный, внеблоковый, безъядерный статус Украины – это
тот консенсус, который действительно отображал базис для создания новой страны.
24 августа 1991 года, после известных событий ГКЧП в Москве, была провозглашена независимость Украины (4). А 11 октября 1991 года ВР Украины постановила провести всеукраинский референдум по вопросу провозглашения независимости. В обращении к народу Украины, прилагаемому к этому постановлению, было в частности указано:
«Акт незалежності - це продовження і реальна дія Декларації про державний суверенітет України, логічний підсумок всього суспільного розвитку останніх років, розуміння необхідності й невідкладності кардинальних змін у нашому житті.» (5)
Именно за эти
принципы, объединившие весь народ Украины, проголосовало 1 декабря 1991 года 90,32%, 28,8 млн. граждан (6). Потому я считаю
всякие попытки пересмотра нейтральности, внеблоковости, и безъядерного статуса подрывом основ государственности Украины. Никаким иным образом, кроме общеукраинского референдума эти принципы не могут быть изменены.
Следуя задекларированному курсу нейтральности, Украина 16 ноября 1994 года присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (7), а 5 декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум (8), которым
Англия, Россия и США дали гарантии безопасности Украине ввиду ее отказа от ядерного оружия. Этот документ заслуживает особого внимания, так как это юридическая основа нейтральности и как следствие мира для нашей страны. Про этот документ старается не вспоминать украинский политикум (причины этой «забывчивости» я чуть позже поясню).
Остановимся на Меморандуме подробно. Какие нам дали гарантии?
«1. Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки підтверджують Україні їх зобов'язання згідно з принципами Заключного акта НБСЄ поважати незалежність і суверенітет та існуючі кордони України.
2. Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки підтверджують їх зобов'язання утримуватися від загрози силою чи її використання проти територіальної цілісності чи політичної незалежності України, і що ніяка їхня зброя ніколи не буде використовуватися проти України, крім цілей самооборони або будь-яким іншим чином згідно зі Статутом Організації Об'єднаних Націй .
3. Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки підтверджують Україні їх зобов'язання згідно з принципами Заключного акта НБСЄ утримуватись від економічного тиску, спрямованого на те, щоб підкорити своїм власним інтересам здійснення Україною прав, притаманних її суверенітету, і таким чином отримати будь-які переваги.
4. Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки підтверджують їх зобов'язання домагатися негайних дій з боку Ради Безпеки Організації Об'єднаних Націй з метою надання допомоги Україні як державі-учасниці Договору про нерозповсюдження ядерної зброї , що не володіє ядерною зброєю, в разі, якщо Україна стане жертвою акту агресії або об'єктом погрози агресією з використанням ядерної зброї.
5. Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки підтверджують щодо України їх зобов'язання не застосовувати ядерну зброю проти будь-якої держави-учасниці Договору про нерозповсюдження ядерної зброї , що не володіє ядерною зброєю, крім випадку нападу на них самих, їхні території чи їхні підопічні території, їхні збройні сили або на їхніх союзників з боку такої держави спільно або в союзі з державою, яка володіє ядерною зброєю.
6. Україна, Російська Федерація, Сполучене Королівство Великої Британії та Північної Ірландії і Сполучені Штати Америки будуть проводити консультації у випадку виникнення ситуації, внаслідок якої постає питання стосовно цих зобов'язань.»
Этот Меморандум был бы полной юридической гарантией безопасности, если бы вместо расплывчатого пункта №6 было бы приложение с подробно написанными действиями сторон в случае возможной агрессии или угрозы агрессии. Ведь начальные пункты предельно конкретны: признание границ Украины в состоянии на 5.12.1994 года, «никакое их оружие никогда…», отсутствие экономического давления.
Потому первейшие действия нашего МИД должны быть направлены не на споры, в какой военно-политический блок вступать, а
на инициацию переговоров по детализации и подробному описанию действий гарантов по Меморандуму в случае возможной агрессии или угрозы против Украины, в том числе, если подобная угроза будет исходить от одного из гарантов по данному Меморандуму.
Ведь эти гаранты – лидеры военно-политических блоков, о вступлении в которые столько споров. Чем их новые гарантии действенней, чем уже данные? Ничем!!! Украина за гарантии по Будапештскому Меморандуму уже заплатила. Очень дорогой ценой – добровольным отказом от ядерного оружия.
Сторонники вступления в НАТО подчеркивают, что такая цель зафиксирована в Законе «Про основи національної безпеки України» 964-15 от 19 июня 2003 года (9). Но для того, чтобы понять
как принимался этот Закон стоит проследить за его изменениями в трех чтениях ВР (10). Автором Закона был Кучма и автором поправок, которые были приняты в последующих чтениях был также Кучма:
1. Первое чтение (10) «Проект Закону 13.08.2002» (страница.12)
«узгодження глобальних, національних та регіональних інтересів, підтримання збалансованих відносин із стратегічно важливими державами та їх об’єднаннями; формування атмосфери добросусідства по периметру кордонів України, сприяння усуненню конфліктів у прикордонних регіонах; підвищення ролі України як регіонального лідера та суб'єкта забезпечення загальноєвропейської системи безпеки;»
2. Второе чтение (10) «Текст законопроекту до другого читання 14.05.2003» (страница.10)
«забезпечення повноправної участі України в загальноєвропейській та регіональних системах колективної безпеки, зокрема, набуття членства в Європейському Союзі та Організації Північноатлантичного договору; підтримання добрих відносин з сусідніми державами, міждержавними об’єднаннями, сприяння усуненню конфліктів у регіонах, що межують з Україною;»
3. Окончательная редакция (9) (10) (статья 8)
«забезпечення повноправної участі України в загальноєвропейській та регіональних системах колективної безпеки, набуття членства у Європейському Союзі та Організації Північноатлантичного договору при збереженні добросусідських відносин і стратегічного партнерства з Російською Федерацією, іншими країнами Співдружності Незалежних Держав, а також з іншими державами світу;»
Вот такая метаморфоза, несмотря на то, что принятие Закона в первом чтении
обозначает дальнейшую неизменность первичной концепции Закона. Так как Закон в первом чтении принимается за основу, и в последующих чтениях возможны лишь редакционные правки. А в данном случае от «роли регионального лидера и субъекта обеспечения общеевропейской (!) безопасности», через достаточно жесткое определение «в частности приобретения членства», до истинно иезуитской формулировки «приобретение членства… при сохранении…»
Вдумайтесь! Сохранение стратегического партнерства с РФ в случае вступления Украины в НАТО зависит и от РФ, т.е. выполнение пункта Закона Украины ставится в зависимость от политики другой страны. Оценивая внешнюю политику РФ и геополитические реалии, это возможно было бы
только при одном варианте – синхронном вступлении в НАТО и Украины и России.
Что же вынудило президента Кучму «вертеться ужом» в собственном законотворчестве? Проследим хронологию. Президент подает проект Закона в августе 2002 года. А в конце сентября 2002 года в продолжение «кассетного скандала» грянул «кольчужный скандал» (11).
В ноябре 2002 года почти в открытую заявлялось о нежелании видеть Кучму на саммите НАТО в Праге. Как видим, политическое давление было очень серьезное. И Кучма в корне изменил концепцию Закона в мае 2003 года. Что произошло между маем и июнем 2003 года, когда вместо жесткой формулировки появилась нынешняя, практически невыполнимая формулировка, остается только догадываться. У России тоже были рычаги давления. Например, долги Украины перед РФ за энергоносители.
Можно ли считать Закон, принятый под внешнеполитическим давлением таким, который
отражает именно украинские интересы в национальной безопасности? Я считаю, что нельзя!
Кстати, «Кольчуги» в Ираке так и не нашли, версия о том, что именно Кучма «заказал» Гонгадзе не подтверждена, а в независимых расследованиях (12) видно, что подобный «заказ» со стороны Кучмы очень маловероятен. Это заставляет всерьез задумываться о методиках манипуляции украинскими политиками. Потому, что возможность подобной манипуляции властью Украины при помощи компромата – одна из величайших опасностей. Может даже более вероятная угроза , чем маловероятное превентивное вооруженное вторжение какой либо из стран.
Потому нам нужно самостоятельно думать о том, как обеспечить безопасность Украины сохранив идею, с которой стало возможным появление нашей Родины – «Украина постоянно нейтральная страна, которая не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов:…»
Такой путь есть!
Давайте немного отдохнем и я продолжу.
------------------------------
Список "литературы":
(1)
http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=51641720
(2)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=55-12
(3)
http://www.rada.gov.ua/zakon/skl1/BUL11/160790_67.htm
(4)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1427-12
(5)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1660%2D12
(6)
http://www.niss.gov.ua/book/10/01.htm
(7)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=248%2F94%2D%E2%F0
(8)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=998_158
(9)
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=964%2D15
(10)
http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=12880
(11)
http://www.expert.org.ua/2002/09/27/020927p3.shtml?print_version
(12)
http://forum.pravda.com.ua/archive/read.php?2,533709,page=1
http://forum.pravda.com.ua/read.php?2,2874291