для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Полтавский «клан»


Полтавский «клан»

Призабытое в конце 90-х слово «клан» снова входит в лексикон украинцев. В прессе активно обсуждаются кланы семей Президента, различных олигархов, бывших бандитов, перекрасившихся в респектабельных бизнесменов, политиков и даже профсоюзных деятелей. Кто вернул моду на кланы – вопрос, скорее, риторический. Однако, тренд оказался настолько сильным, что каждый человек, имеющий состояние в несколько миллионов долларов и минимальный политический вес в своем регионе, просто мечтает обзавестись хоть маленьким, но своим кланом. Современная тенденция – одна территория – один клан. При этом под территорией следует подразумевать, как небольшой городок, так и несколько районов области. «Боссы» современных кланов, как и 15-20 лет назад, считают себя полновластными хозяевами своих территорий, подчиняя себе все находящееся на них (от инфраструктуры и бизнеса, до власти и силовиков). Правда, в отличие от тех же 90-х мелкие региональные кланы не ведут междоусобных войн и очень боятся гнева «центровых». К последним следует отнести действительно могущественные кланы, контролирующие общегосударственные процессы. Кроме того, из-за страха, мелкие кланы не любят, когда об их существовании узнает кто-то за пределами контролируемой территории. Впрочем, полностью оставаться инкогнито умеют далеко не все. И события, которые сейчас развиваются вокруг Хорольского молоко-консервного комбината (Полтавская обл.), подвергнувшегося нападкам со стороны бывшего руководителя – прямое тому подтверждение. Анализ ситуации показывает, что на территории сразу нескольких районов области образовалась лоббистская группа, имеющая множество черт, характерных мелким региональным кланам.

Кому герой, - кому «геморрой»

В 2006-м году директор Хорольского молоко-консервного комбината (единственный в стране производитель детского питания, необходимого малышам, чьи мамы потеряли возможность грудного вскармливания), Герой Украины Николай Протасович Гариленков продал 80% акций предприятия иностранному инвестору. Сумма сделки по меркам Полтавской области была очень высокой – 12 млн. долларов США. До весны 2013-го комбинат спокойно работал, развивался и наращивал прибыль. Хорошо жилось и самому Гавриленкову – новые акционеры наделили экс-руководителя почетной должностью главы набсовета, снабдили охраной, личным авто и решили тратить на его ежегодное содержание – 120 тыс. долларов США. Казалось бы, живи, да не тужи, тем более, что возраст преклонный (Гавриленков родился в 1933-м году), однако, по необъяснимым причинам Герой Украины решил вернуть проданные акции себе. С его подачи уже совершались попытки заморозить счета предприятия, был наложен арест на продукцию и запрет на ее продажу. Кроме того, в конце ноября Хозсуд Полтавы будет рассматривать иск о признании недействительной сделки по продаже акций комбината. Причиной тяжбы стало заявление Гавриленкова о том, что его права, как акционера нарушены. По мнению представителей Антирейдерского союза предпринимателей Украины, все происходящее в Хороле носит явные черты грядущего силового захвата.
Кто надоумил седовласого старика «рейдерить» предприятие, которым он руководил десятки лет, а потом удачно продал и положил деньги на депозит – вопрос сложный. По одной версии – Гавриленков, перестал верить акционерам и искренно считает, что комбинат купили, чтобы разорить. По другой – за ним стоят местные «авторитеты», желающие прибрать прибыльное предприятие к рукам. Кстати, в самом Хороле люди чаще всего склоняются именно ко второй версии, поскольку не понимают, как можно спасти комбинат от разорения, замораживая его счета и арестовывая продукцию?
К этой же версии, сплетники приписывают и факт непреодолимого желания Гавриленкова хоть на склоне лет обзавестись семьей, которая бы покровительствовала его начинаниям и повышала вес Героя в регионе.
Этот, на первый взгляд, парадоксальный факт имеет вполне реальные основание. Как выяснилось, за 80 лет Николай Протасович с супругой (ныне здравствует) не нажил детей. Кроме того, после развала СССР Гавриленков утратил статус уважаемого красного директора и перешел в разряд обычных промышленников средней руки. Да, областное руководство с ним считалось, однако его предприятие никогда не было бюджетообразующим в регионе и не занимало лидирующих позиций в рейтингах налогоплательщиков. Да, он несколько раз избирался депутатом местных коллегиальных органов, но ни подконтрольной фракции, ни лоббистской группы в области создать не сумел. В довершение ко всему, он получил многомиллионное состояние и звание Героя Украины, но так и не стал лидером мнений, даже в родном Хорольском районе.
Отсутствие, наследников, единомышленников и покровителей, видимо, очень сильно давит на старика. Поэтому, чтобы получить желаемое и прожить оставшиеся годы в счастье и моральном удовлетворении, бывший красный директор готов на многое. По слухам, начать «отжим» комбината у акционеров, Николая Гавриленкова надоумил местный бизнесмен Владимир Дорош, которого злые языки все чаще обвиняют в попытках создать на Полтавщине очередной клан.
 
Певец-коннозаводчик

Судя по биографии, полтавский предприниматель Владимир Дорош вполне может походить на роль «собирателя земель и бизнесов» и неформального лидера новообразовывающегося клана. Начав бизнес в лихие 90-е с небольшой строительной фирмы «Аккорд» в Лубнах, уже в 2000-х г-н Дорош стал вполне успешным владельцем предприятий и публичной персоной в Лубенско-Хорольском регионе Полтавщины. В 2001-м году задекларировал свой первый 1 млн. долларов США. Ему приписывают контроль над Лубенским кирпичным заводом, комбинатом строительных материалов, охотугодьями, гостинично-ресторанными комплексами и Лубенским молокозаводом. К слову, генеральным директором молокозавода в Лубнах г-н Дорош стал после весьма драматичных событий.
Несколько лет назад на Лубенском заводе, контрольный пакет акций которого принадлежал тогдашнему директору предприятия Василию Максимову, нашелся рядовой сотрудник и держатель пары-тройки акций. Поработав на предприятии, этот человек решил, что его права как миноритария нарушаются и подал в суд соответствующий иск. Кстати, судачат, что до прихода на завод этот «рядовой сотрудник» «служил» боевой единицей в местной ОПГ «Каратюги». После иска, правоохранители приняли ряд стандартных «обеспечительных» мер (включая блокирование счетов, ревизии и пр.). Суды, экспертизы и другие проверки длились достаточно долго. Однако, по их окончанию на предприятие зашел г-н Дорош, структуры которого (в частности, волейбольный клуб «Фаворит», президентом которого он являлся) получили контрольный пакет завода (83,5% акций), и стал им управлять.
Кроме бизнеса, есть у Владимира Дороша и другие «игрушки», призванные сделать его похожим на сильных мира сего. К ним можно отнести должности руководителя Федерации конного спорта Полтавщины и главы областной федерации Волейбола. Сюда же можно добавить и страсть к охоте. На почве охоты Дорош, в свое время, и познакомился с Николаем Гавриленковым, который охотник настолько заядлый, что даже решился устроить музей своих трофеев прямо на Хорольском комбинате. Подружились же Герой Украины и конник-волейболист чуть позже. Понимая слабости своего пожилого знакомого, Владимир Дорош предложил красному директору войти вместе с ним в состав учредителей охотничьего хозяйства «Краснобережье» (границы Лубенского и Чернухинского районов Полтавщины). Николай Гавриленков предложение принял и перевел бизнесмена из знакомых в друзья.
К числу атрибутов «избранности» Владимира Дороша можно отнести его страсть к проведению конкурсов красоты в разных районных центрах области. Эта тема также роднит его с Николаем Гавриленковым, который в свои 80 до сих пор слывет знатным ловеласом.
Самое же, по полтавским меркам, экзотическое хобби Дороша – это пение. То ли слава Леонида Черновецкого (в свое время возглавлял в столице мощнейший клан) ему не дает спокоя, то ли творческое начало берет верх над материальными благами – поет Владимир Дорош очень часто. Кроме того записывается на студии, снимает ролики и размещает их в Интернете, где собирает позитивные отклики и «лайки» от соратников.
Помогают же г-ну Дорошу находиться в образе респектабельного «дона» районного масштаба родственные узы с начальником УВД Львовской области Александром Рудяком и родная супруга, которая старше его на несколько лет и, якобы, ведет финансово-экономические вопросы представительства компании «Рошен» в Полтавской области.
 
Генерал и крымский след

Семьи Рудяков и Дорошей породнились давно – жена начальника Львовского УВД Александра Рудяка Галина – родная сестра Владимира Дороша. Женщина носит двойную фамилию (Дорош-Рудяк) и активно занимается бизнесом. В частности она руководит рестораном «Волдо» в Лубнах, а ее брат Владимир имеет в своем активе одноименное ООО «Волдо», которое занимается пошивом одежды и рекламой. Кроме того, поговаривают, что Галина Дорош-Рудяк помогает брату вести бизнес на Лубенском молокозаводе.
Однако, персона самого генерал-лейтенанта Рудяка куда более интересна. Милиционер родом из Полтавской области. Первую серьезную должность получил в 2001-м в Хороле, где стал начальником РОВД. Будучи главным милиционером района, г-н Рудяк познакомился с Николаем Гавриленковым. Впрочем, знакомство с красным директором решающей роли в его судьбе не сыграло. Карьерный рост и слава к правоохранителю пришли немного позже – в 2004 – после перевода в Крым. На солнечном полуострове, милиционер подружился с нынешним главой АРК Анатолием Могилевым. Когда Могилев руководил милицией Крыма – Рудяк был его первым замом. По данным СМИ, кроме Могилева, Александр Рудяк водит дружбу и крымским бизнесменом, депутатом парламента АРК от ПР Александром Мельником. Последнего, местные журналисты считают одним из главарей криминального Крыма. В частности, ему приписывают лидерство в местной ОПГ «Сейлем» и кличку «Меля». Кроме того, экс-начальник УМВД автономии Николай Ильичев заявил, что после отстранения Рудяка Юрием Луценко с поста начальника криминальной милиции, правоохранитель вообще трудился личным водителем Александра Мельника. При этом судачат, что когда Рудяк восстанавливался в должности, Анатолий Могилев лично советовался с Мельником о дальнейшей судьбе своего друга.
Так это или нет, судить трудно. Однако, после окончательного прихода ПР к власти в стране, карьерный рост Александра Рудяка лишь усилился: из полковника, он быстро стал генерал-майором, а из замов – перерос в начальники. Уже в 2010 он возглавил УВД родной Полтавщины, а позже переведен командовать правоохранителями Львовской области.
Личность генерала многие на Полтавщине демонизируют. Например, когда его родственник Владимир Дорош «зашел» на Лубенский молокозавод, многие в городе с уверенностью говорили, что предприятие готовится в качестве подарка одному из родственников самого Анатолия Могилева. Кроме того, после того как Николай Гавриленков начал судится с акционерами Хорольского молоко-консервного комбината, злые языки тут же приписали ему прямую связь с Дорошем и Рудяком, мол: знаем-знаем, по той же схеме, которую сейчас внедряют на Хороле, они уже «отжали» Лубны.
 
Хорольские родственники или кадры решают все

Следует отметить, что страсть создать или войти в «круг доверия» давно будоражит ум Героя Украины Николая Гавриленкова. Еще задолго до вероятного взаимодействия с Владимиром Дорошем, Николай Протасович начал устраивать на комбинат своих родственников. Не имя детей, красный директор брал на комбинат детей племянников жены, внучатых племянников, отпрысков или родных умерших приятелей… Кроме того, в Хороле утверждают, что до демарша седовласого руководителя, на комбинат в любое время мог устроится человек (не важно, на менеджерскую или рабочую должность), доказавший свое родство с семьей Гавриленковых.
К слову сказать, способствовал этому и недавно отстраненный генеральный директор комбината Андрей Федоткин, длительное время деливший с Героем Украины одну приемную. Правда, потворствовать прихотям старика гендира заставляло не только желание угодить уважаемому человеку. Дело в том, что за время своего пребывания на посту, Федоткин и сам заразился «клановой болезнью». Например, с топ-менеджментом комбината он сколотил фирму (и вошел туда в качестве учредителя), которая отвечала за дистрибьюцию товаров в Западном регионе страны. С его легкой руки, сотрудники предприятия покупали фуры и открывали компании по перевозке, а потом удивительным образом получали заказы на доставку продукции комбината в самые отдаленные регионы страны. Дабы сплотить вокруг себя народ, Федоткин не раз выдавал особо приближенным значительные премии, а для поднятия боевого духа – играл с ними в футбол.
Словом, «клановость» как вирус давно витает по Полтавщине, обидно только, что во имя эфемерной защиты и подсмотренного в кино антуража «избранности», уничтожаются предприятия и калечатся человеческие судьбы.  
 

 

  
© saqwer [15.11.2013] | Переглядів: 11447

2 3 4 5
 Рейтинг: 44.1/12

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook