для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Ну! Целуй меня, целуй


Ну! Целуй меня, целуй
Картинка настолько ярко, доходчиво и убедительно отображает мысль художника, что вообще-то и добавлять нечего. Но настолько она меня зацепила, что просто удержу нет, как хочется вставить и свои пять копеек. Вероятно, это будет редкий случай, когда не изображение служит иллюстрацией к тексту, а наоборот.
 
***

Одно из моих первых взрослых впечатлений – удивление с привкусом брезгливости, когда я увидел, как директриса, которую я в общем-то уважал, стояла навытяжку, ловила каждое слово и преданно заглядывала в глаза какому-то чину, посетившему школу. Директриса, с которой мы еще вчера на уроке высмеивали чиновничество уездного города Н, лебезящее перед столичным «ревизором» Хлестаковым, которая учила, что «человек – это звучит гордо».
 
Со временем, окунувшись в жизненные реалии развитого социализма, я понял, что директрисе Марье Ивановне вообще-то в какой-то мере можно было бы посочувствовать и даже где-то ее оправдать. И она, и все мы были всего лишь «простой советский человек, и нас таких в Союзе миллионы». А за все хорошее мы денно и нощно обязаны были благодарить и славить родную коммунистическую партию, лично Леонида Ильича Брежнева, ну, и его наместников на местах, партийных и прочих чиновников. Тогда удивление, ранее вызванное холуйским поведением школьной директрисы, сменилось сарказмом. Ну, а привкус брезгливости остался…
 
***

Много воды утекло с тех пор. На смену развитому социализму пришел ранний капитализм, социалистическая демократия сменилась как бы настоящей, и из «простого советского человека» я превратился в «пересічного маленького українця». Сегодня я уже не обязан славить и на каждом шагу благодарить правящую партию, ее вождя и Президента. Могу даже проголосовать против… И это хорошо. Плохо для меня другое. Но это и тема другая…
 
Сегодня я о том, какой вижу современную «директрису Марью Ивановну». Как она оказалась на своем месте? Каковы основные приоритеты ее деятельности? Каковы новые традиции и правила, определяющие взаимоотношения в чиновничьей цепочке «нижестоящий – вышестоящий». Еще, говоря казенным языком, я о сегодняшних принципах подбора и расстановки кадров. Который так легко, можно сказать, одним мазком изобразил художник.
 
***

Поцелуи на картинке многообразны, многозначны и многогранны. Это и славословие, и тонкая лесть, и преданно-униженные взгляды, и позы виляющей хвостом собаки, и надуманные, ко времени и не ко времени, подарки… В общем, целое искусство ублажения вышестоящего. Чем выше сам чиновник  поднимается по карьерной лестнице, тем в большей мере он, иногда по вдохновению, но чаще по суровой необходимости (таковы традиции!) овладевает «поцелуйным» искусством. Чаще всего священный для субъекта и объекта ритуал «поцелуя» осуществляется в тиши высоких кабинетов. Но не всегда.
 
Один из видов «поцелуя» - условно назову его «встреча гостя» - просто не может осуществляться в интимной обстановке. Ибо его смачность и громкость зависит в первую очередь от того, насколько сумел встречающий нижестоящий чиновник удовлетворить амбиции вышестоящего гостя широтой и размахом встречи; сколько вложил сил и проявил креатива при подготовке; как сумел организовать массы на проявление верноподданнических чувств.
 
Ну, встреча первых лиц государства, это, начиная с потемкинских деревень, всегда была важнейшей вехой в карьере чиновника. Новые и отреставрированные дороги, выкрашенные и вылизанные фасады зданий по пути следования Первого, специально подготовленные образцово показательные объекты, толпы встречающих счастливых верноподданных. Миллионы, а то и миллиарды средств налогоплательщиков, потраченных на «поцелуй» губернатора или мэра Первому. Это было и позавчера, и вчера, и сегодня.
 
Но сегодня на глазах меняется ритуал встречи вторых, третьих и т.д. лиц. Меняются требования, запросы и интересы этих «гостей». Еще вчера, помнится, министр или его зам, прохаживая по инспектируемому объекту и вдыхая запах свежей краски, мог мягко попенять встречающего за показуху: «Ну, вижу, к моему приезду вы тут глянец навели». Но тут же и поинтересоваться, как обстоят дела с плановыми и другими показателями, обеспечивается качество продукции, обучения, лечения и т.д. То есть обратить внимание, как делается ДЕЛО, а при необходимости даже предложить свою помощь. Сегодня, ДЕЛОМ чиновник второго-третьего эшелона заинтересуется разве что в случае, если визиту предшествовало резонансное событие, о котором долго трубили масс-медиа, и на которое обратило внимание Первое лицо государства: стихийное бедствие, крупномасштабная авария, массовые недовольства населения…
 
Сегодня о предстоящем визите чиновника рангом от министра до губернатора в учреждении или на предприятии становится известно за несколько месяцев до того. И объект, будь то школа, больница, отделение милиции и т. п., начинают «готовить». Областные, городские чиновники становятся на уши и ставят на уши непосредственных ответственных за прием высокого гостя. Вдруг находятся всегда отсутствующие финансы, появляются сотни и тысячи килограммов краски, шпаклевки, цемента, асфальта, рубероида. Становится не до рабочих учебных планов, курсов лечения, охраны правопорядка или поисков преступников. Все силы бросаются на выполнение самого главного и важного: подготовке к приезду Его. Медики красят, учителя штукатурят, милиционеры строгают. Лечить, учить, охранять? Кому это надо? Кто за это спросит? Спросят за красоту, чистоту, благоуханье, вовремя преподнесенный красавицами каравай, богатство их национальных костюмов.
 
За несколько дней до приезда на объекте появляется Его личный представитель из столицы. Знакомится со сценарием встречи, уточняет, корректирует. Что показать, что спрятать; о чем рассказывать, а о чем молчать; о чем можно спросить, а о чем и не вспоминать.
 
И не дай бог встречающему заикнуться о недостаточном финансировании, отсутствии   медикаментов первой необходимости, или там во вовремя не поступающем обмундировании для личного состава. Я сам был свидетелем отвратительнейшей сцены, когда столичная дама в ранге замминистра орала, брызгала слюной и топала ногами на директора учебного заведения, осмелившегося посетовать на трудности в организации учебного процесса, которые он без участия департамента решить не может. Основной смысл ее истерической тирады сводился к тому, что сегодня не может быть руководителем тот, кто не умеет правильно встречать и вести себя с высоким гостем.
 
Дураков и дур в высших эшелонах власти всегда хватало, скажет читатель. И я соглашусь. Но с оговоркой. Трудно представить, чтобы еще лет двадцать назад нашелся высокопоставленный придурок, который не постеснялся бы признаться, что его совершенно не интересует, как учреждение или предприятие выполняет  свои  непосредственные функции, как коллектив делает ДЕЛО. Сегодня большому чину самое важное и главное, чтобы его «правильно встретили» и не грузили проблемами. А не такая ерунда, как качество лечения, обучения и т.п.  
 
Как говорил чукча из анекдота, тенденция, однако.
 
(окончание в «Кадры решают  свои вопросы»)
 
prokop14
© prokop14 [02.10.2013] | Переглядів: 4984

2 3 4 5
 Рейтинг: 47.8/51

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook