О том, какая форма правления на данный момент существует в Украине, можно спорить до бесконечности. Правительство убежденно и изо всех сил доказывает нам, что живем мы в самом что ни на есть демократическом обществе. А все эти международные исследования и рейтинги, утверждающие, что у нас уже фактически наступил авторитаризм – не что иное, как происки врагов.
Для подавляющего большинства тех, кто живет и, надеюсь, здравствует, в нашем государстве, мнение международных экспертов является более авторитетным и значимым, чем заявления провластных чиновников. Тем более, что его можно не просто выслушивать или читать, но и ежедневно ощущать справедливость таких выводов на себе в полной мере. Вот и верят многие люди, что Украина – это земля, где властвует авторитарный правитель. Те оставшиеся, кто не верит в это, делятся, в основном, на две группы. Первая группа считает, что право правительство. Правда, к ней в подавляющей своей массе относится сама правящая элита и лица, к ней приближенные. Вторая группа искренне убеждена, что время авторитаризма Украина оставила в далеком прошлом и теперь весело проживает в диктаторском настоящем.
При этом все как-то забывают об еще одной важной составляющей современных реалий – о том, что из коммунизма/социализма советской империи мы строили капитализм, а получили фактически самый настоящий феодализм.
До рабовладельческого строя, кажется, еще далеко – и само рабство вне закона, да и тому, кто работает, считается, что платят зарплату. Или, как минимум, должны платить. Кому не платят – имеют полное право свободных людей подать на такого эксплуататора в суд с требованием эту зарплату взыскать принудительно. На чьей стороне будет в этом случае суд и исполнительная служба – это уже другой вопрос, но право такое есть.
Так что вроде как не рабовладельческая система. Но и не капитализм. Что-то среднее. А средним между капитализмом и рабовладельчеством как раз и является феодализм. То, что мы живем при такой системе, активно замалчивается самими феодалами, но истинное положение вещей от этого не меняется. И этому есть ряд подтверждений.
Прежде всего, при феодализме право собственности на землю является не фактическим, а условным. Существующая в Украине система земельных паев является ярчайшим примером такого условного собственничества, когда человек владеет не конкретным участком, а виртуальной частью определенной территории.
Затем – вся власть при феодализме принадлежит землевладельцам-помещикам. О том, какие территории забрали себе всеми законными и незаконными путями власть имущие чиновники, огородив свои участки заборами, колючей проволокой и вооруженной охраной, можно не рассказывать, это притча во языцех.
Также одним из основных признаков феодализма является наличие иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий. Здесь вообще полное совпадение. То, что юридическое равенство и справедливое правосудие в Украине отсутствует, всем понятно давно, включая иностранные государства и международные правозащитные организации. Иерархия, кстати, у нас вообще очень ярко выражена. Те, кто стоит на самом верху этой самой иерархической лестницы, в подавляющем большинстве своем вообще имеют смутное представление о наличии жизни где-то там, у ее подножия. А тем, кто не верит в существование в нашей стране социально замкнутых сословий, можно посоветовать, например, в такое сословие попасть. Например, стать судьей. Просто так стать – потому что умный и честный. Или стать угольным предпринимателем – интересно, как быстро его оттуда «попросят»?
Сам же глава «Семьи» с окружающими его олигархами по своему поведению являют образец феодального монарха, чья власть не абсолютна, а ослаблена приближенными к нему крупными сеньорами.
Крестьяне при феодализме, в отличие от рабов, являлись собственниками своей личности, а также своей рабочей силы, но не полными, а подчиненными сеньорам. У нас тоже человек якобы является собственником своей рабочей силы, однако трудовые реалии отличаются от теории и, например, массовый насильный своз бюджетников на митинги явно указывает, что современные феодалы-сеньоры обладают полнотой власти не только над рабочей силой своих вассалов, но и над их личностью.
И если в средние века феодализм являлся прогрессивной ступенью от рабства на пути к капитализму, то сейчас это явный регресс, путь назад. Конечно, даже при нынешних темпах такого регресса до юридического рабства мы вряд ли опустимся, но вот фактическое вполне скоро может показаться на горизонте.