пароль
пам’ятати
[uk] ru

ГАРМОШКА ВМЕСТО БАНДУРИ


ГАРМОШКА ВМЕСТО БАНДУРИ
                                           Я ИГРАЮ НА ГАРМОШКЕ У ПРОХОЖИХ НА ВИДУ
 
      Кто бы мог подумать, что  гармоника  снова зазвучит в нашей жизни! Казалось, что её окончательно и бесповоротно вытеснили  «шестиструнка»  и навороченные синтезаторы. Ан, нет, запела, заиграла тальяночка на наших улицах. Оказалось, что это самый подходящий музыкальный инструмент для заработка, как говорится, на пленэре. В крупных городах  можно услышать уличных музыкантов, играющих на  всех известных инструментах. А вот в провинции для этой цели используется преимущественно  гармошка или баян. Конечно, встречаются и молодые люди брынькающие на гитаре. Но разве может молодёжь сыграть, а глядишь, и спеть, песню из  пятидесятых, которая за серце возьмёт? А за душевное исполнение не жаль и с денежкой расстаться. В людных местах  сегодня можно услышать и простенькую двухрядку, и солидный баян с регистрами. И музыканты разные: от самоучки до обладателя диплома консерватории.
     Бесспорно, что духовая гармонь - дальняя родственница органа,  воистину народный инструмент. Завезли гармошку к нам из Европы в начале XIX века. Особенно большую роль в  популяризации нового инструмента сыграли портовые города Петербург, Рига, Одесса. Научиться играть на  двухрядной гармонике было достаточно просто, и она стала популярной в народе. Балалайка отошла на второй план. Отечественное производство гармоней началось в промышленном центре России – Туле. Спрос породил предложение. Появились типовые конструкции гармоний: саратовские, вятские (тальянка), ливенские, хромка и другие. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона по этому поводу пишется: «Гармония - народный ручной инструмент занесён к нам из Германии. Гармония своим быстрым распространением вытеснила почти все наши народные музыкальные инструменты и  ограниченным числом издаваемых звуков повлияла на искажение наших народных песен». Безусловно, что гармонь упрощала звукоряд. В 1908 году московская публика впервые  увидела афиши, где было напечатано название «баян», данное новой совершенной гармошке. На баяне можно было исполнять произведения любой сложности.
      Советская власть всемерно способствовала распространению в массах гармоники. В 1930 году начала издаваться газета «За гармошку». А вот с украинскими кобзарями и лирниками велась беспощадная борьба. ЦК ВКП (б) издаёт постановления: «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата образования. – прим. автора), «Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности». Газеты того времени запестрели «броскими» заголовками: «Будем внимательней контролировать кобзарей!», «Кобза - музыкальная соха!», «Против кобзарей - радио Днепрельстана!». Взамен народу предлагалось осваивать «кудесницу-гармошку», баян, домру. В 1970 году в необъятном СССР было выпущено около 400 тысяч баянов и гармоней. Во всех музыкальных школах и училищах страны открывались обязательные классы аккордеона и, преимущественно баяна. Как бы там не было, а хороший баянист был желанным гостем в любой компании. «Какая свадьба без Ивана, какая песня без баяна» – это слова из песни. Были  в те года и  прославленные виртуозы - баянисты. С начала 80-х годов увлечение баяном пошло на убыль. Граждане стали слушать магнитофоны, смотреть «телек»…
      Экономическая ситуация наших дней вывела из квартир и хат подзабытую гармонику на улицы, рынки, площади.  И снова громко слышен баян – живая музыка, ставшая редкой в век электроники.
 
Виталий Москаленко.
Фото автора.
 
© VM1946 [13.05.2013] | Переглядів: 1194

2 3 4 5
 Рейтинг: 29.0/16

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати