Иду по улицам любимого города. После выборов он скинул голубые одежды и стал привычно разноцветным.
Навстречу мне идут люди, сограждане…граждане. Они сосредоточены, серьезны, каждый занят решением каких-то своих проблем. Смотрю на эти лица и понимаю, что внутри меня зреет неприязнь. Спасибо вам, жители Одессы. Спасибо вам, никогда не спускавшимся в шахты, вам, имеющим доступ ко всем средствам массовой информации, вам, никогда не испытывавшим такого давления со стороны властей, как жители Донбасса, вам, ежедневно видящим европейских пенсионеров, позволяющих себе проводить заслуженный отдых в экскурсиях по всему миру, вам, молодые люди Одессы, в большинстве владеющим английским и общающимся со сверстниками из Европы и штатов.
Попробую убрать эмоции и постараюсь проанализировать, происходящее в Одессе и области, никого не обвиняя и не осуждая.
2007 год. Явка 54,5%, ПР - 52,7%. КПУ - 7,2%, БЮТ - 15,5%, НУНС - 6,3%....2012 год. Явка 47,95%, ПР 41,9%, КПУ - 18,16%, ОО - 15,49%, Удар - 13,76%.
ПР потеряла более 10%! Куда перетекли эти голоса? КПУ!!! Одесситы не нашли для себя ни одной партии, которая так или иначе выражала бы их взгляды… Одесса не поддалась на проект Королевской, Одесса поверила в УДАР ровно на всеукраинском уровне и количество стойких сторонников «Батькивщины» не изменилось. Хорошо это или плохо?
Попробую посмотреть на ситуацию не глазами Сони, а глазами обычного избирателя, который в повседневной жизни не особенно интересуется политикой, а занимается решением своих житейских проблем.
После 2007 года начались бесконечные разборки между областным и городским руководством БЮТа, громкие разоблачительные заявления в адрес друг друга, при полном отсутствии реакции со стороны лидеров блока. Говорить о какой-либо политической работе в бесконечных скандалах не приходится. Радует, что один из авторов скандалов, перешедший к Королевской, судя по всему уйдет с политической арены вместе с этим проектом. Но репутация БЮТа от этого не возросла. Инициативу в Одессе перехватили в 2010-ом «Фронт перемен» и «Сильная Украина». Яценюк поставил первым номером Гурвица, очень популярного в Одессе, но не сумел отстоять выбор одесситов. Многочисленные митинги, заверения лично Яценюка о том, что «мы отстоим, мы добьемся» свелись к бесконечным судебным тяжбам, о которых к 2011-ому редко напоминают даже самые оппозиционные СМИ. Возможно, у ОО и ФЗ есть более важные и приоритетные задания, чем работа с одесским электоратом, возможно не хватает сил и средств на оказание помощи местным политикам, а может Одессу просто сдали?
«Сильная Украина» въехала в одесскую политику на имени Тигипко, как реформатора, на опоре на мелкий и средний бизнес, который до сих пор помнит якобы сказанную Тимошенко фразу про укатку в асфальт рынка «7 километр». На Тигипко работали многие телерадиокомпании, в списки попали местные предприниматели и журналисты. К 2012-ому одесситы и особенно предприниматели «7 км» на себе ощутили реформы Тигипка и его вхождение в ПР скорее уменьшило процент ПР в Одессе.
На смену этим, потерявшим даже то небольшое доверие у одесситов партиям, пришел «Удар», не нашедший ничего лучшего, как снова разыграть карту Гурвица. Совершенно непонятная партия, за которую в Одессе местные телеканалы агитировали не иначе, как «если хотите вернуть Гурвица – голосуйте на «Удар». Очень интересными являются результаты, показанные центральным Приморским районом города, где избиратели вывели «Удар» на второе место и дали «Свободе» проходные 5,94%. Остальная часть населения, так и не поверив ни одной из существующих партий проголосовала ногами, явка менее 50% - красноречивое заявление одесситов о том, что пора киевским руководителям задуматься о том, на сколько важен ли для них одесский регион.
Как известно от печального до смешного один шаг, потому приведу еще два интересных говорящих процента – явка 92% в Одесской областной психиатрической больнице №1 и явка 100% в Одесской исправительной колонии №14…
Пройдемся по мажоритарке. Тут, конечно, тягаться с властью не просто тяжело, а практически невозможно. Миллионы «народного» бюджета, невозможность выступлений в СМИ, отсутствие (по понятным причинам) наглядной агитации и т.п. Но, использовали ли оппозиционные партии все возможности, которые у них были на этих выборах или сдали одесский регион без борьбы еще до выборов?
Партия Кличка выставляет в списках экс-мэра Гурвица, который агитирует за партию, но не вмешивается в мажоритарные разборки, на телеканалах называет представителей «Свободы» (с которой предстоит сотрудничать в ВР) фашиствующими молодчиками. При этом на округе баллотируется Ольга Герасимьюк, говорящая по-украински, а на другом округе Игорь Сафин до 2011 года член ПР. Ну и как тут разобраться бедному избирателю, даже после пол-литра? Кстати Ольга набрала более 26%, заняла второе место, обогнав известного коммуниста Царькова. И это с учетом фальсификаций, которые были на ее округе и где, в отличие от Киевских округов никто из однопартийцев или их друзей от оппозиции никакой помощи не оказал. Что требовать от других, когда сам Кличко, побывавший в Одессе за время выборов лишь один раз, представлял своих кандидатов, зачитывая их фамилии по бумажке. А что могло бы быть, думаю, если бы даже в таких условиях Ольга баллотировалась в округе с регионалом Круком, который победил с 23,76%? Почему на этом округе, где кандидат от власти был явно слабым, не было достойного представителя оппозиции?
Как получилось, что самовыдвиженец и при этом глава фракции горсовета ВО «Батькивщина» Г.Чекита (30,86%) и кандидат от ОО К.Усов (18,21%) оказались на одном округе и хором проиграли, набравшему всего 32% Гриневецкому? Почему один из наиболее сильных кандидатов от ОО В.Усов, набравший более 25%, шел в одном округе с явно непробиваемым Киваловым? Почему не было ни финансовой, ни медийной, ни какой-либо поддержки кандидатам от ОО? Почему оппозиционные партии заслали в Одессу парашютистов, которые, при использовании своей харизмы и бренда партии, не могли рассчитывать на полное доверие одесситов, предпочитающих «своих» пусть даже и вызывающим уважение, но залетным? Будут ли теперь после выборов появляться на «своих» округах Костя Усов и Оля Герасимьюк? Если нет, то результаты следующих выборов в этих округах почти предрешены. Впрочем, это технологии, которые могут только скорректировать результаты, но вряд ли решают проблему в целом.
А такой ли потерянный регион Одесская область? Из 11 округов в 7 победили регионалы, 1 литвиновец и 3 самовыдвиженца (читай регионала). Но при этом только 4 победили с результатом более 50%, 3 не дотянули до 50%, а у 4 показатель меньше 30%! И это с учетом явки на участки меньше, чем половины избирателей…Есть о чем думать. Есть поле для деятельности, прежде всего для оппозиции.
Цепная реакция борьбы с фальсификациями докатилась до Одессы с запозданием, но несколько человек объявили голодовку в знак протеста против фальсификаций в мажоритарном округе Одессы. Раздула ли какая-либо из оппозиционных сил пламя из этого беспартийного огонька? Нет ему суждено было бесславно погаснуть…
Прекрасно понимаю, что легко махать руками после драки или сидя у компьютера. Однако, если не анализировать результаты и считать, что отдельный регион, даже такой сложный для нынешней оппозиции, как Одесса, мало влияет на общие показатели, можно вовсе потерять одесский электорат, который все в большей степени будет голосовать ногами. А еще меньшая явка – путь к еще большей фальсификации, причем тихой, и власть этим успешно пользуется уже который год подряд.
©
Sonya [19.11.2012] |
Переглядів: 6547