Вы часто задумывались, о том, что чтобы вы не накопили, это рано или поздно сожрет инфляция? Ну, правда, этот прискорбный факт уже всеми воспринимается как данность: нельзя иметь актив, который одновременно сохраняет стоимость и является ликвидным платежным средством. По сути нас оставили без выбора: нам остается только потреблять - здесь и сейчас. Те, кто принимают решение накапливать, становятся перед дилеммой:
- накапливать ликвидные активы (наличные деньги), но мириться с их планомерным обесцениванием,
- либо сохранять покупательную способность, влезая в вообще неликвидные вещи, накопление которых имеет смысл только в очень долгосрочной перспективе (металлы, недвижимость), или хуже того - покупать ценные бумаги с риском потерять вообще все...
Есть, наверное, еще варианты.
А кто-нибудь задумывался, с какой стати деньги обесцениваются? Кто решил, что инфляция это хорошо? Меня достали мантры о том, что это хорошо для экономики: как она увеличивает конкурентоспособность экспорта, стимулирует макроэкономический рост и прочую чушь. На самом деле это все интересует только узкий круг частников и государство, которые каждый по-своему доят экспортирующие предприятия, собирая с них налоги, дивиденды и бонусы.
По большому счету, инфляция - это самый незаметный и при этом самый массовый способ грабежа. Собственно поэтому любое государство (люди, которые в нем замешаны) ориентируется на экспорт. Главный приоритетом объявлен экспорт, внешние рынки, глобальная конкуренция и т.п. К этому подмешивается заклинание, что корпорациям тесно на внутреннем рынке, их говно надо продавать всему миру! А в итоге, как говорят незабвенные социалисты: бедные беднеют, богатые богатеют. При этом бенефициары экспорта придумали блестящую подмену понятий. Стимулируя инфляцию, они повышают конкурентоспособность своих предприятий, потому, что реальная стоимость их издержек постоянно уменьшается! Вдумайтесь! Их издержки это, вообще-то, наш доход! Это наша зарплата, это товары и услуги, произведенные нами и купленные у нас. Они прямым текстом заявляют: мы богатеем потому, что меньше платим вам!
Я помню, как в 2010-м в новостях открытым текстом говорилось: «экономика еврозоны может перейти в фазу дефляции!!! О боже, помоги всем нам избежать этой катастрофы!!!» Большая часть вменяемого населения испытала когнитивный диссонанс: что, блин, плохого в том, что покупательная способность денег увеличивается??? Мы же сможем больше покупать товаров за те деньги, что мы заработали!.. Мы сможет остановить это обезумевшее потребление здесь и сейчас, не боясь, что через год останемся ни с чем! Но нам так упорно вбивали в голову, что дефляция это плохо, что мы сами стали придумывать этому объяснения. Забывая главное – дефляция есть плохо только для ленивых и жадных экспортеров! Для нас – это хорошо, или, по крайней мере – не плохо!!
Нас пугают тем, что из-за дефляции потребление сократится из-за ценовых ожиданий и бизнес накроется медным тазом. Да не сократится оно! Если у меня прохудились ботинки, я не буду ждать месяц, ожидая, что цены упадут еще немного. Я куплю новые ботинки сейчас. С другой стороны, я не стану покупать новые ботинки только потому, что через месяц, они подорожают еще на 10%. Другими словами, потребление ни куда не денется. Оно просто станет более взвешенным и обдуманным. И производителям придется более умно стимулировать спрос, производя лучшие, более качественные, более экономные товары… Но кому же захочется напрягать мозги, когда любое говно можно продать под страхом его подорожания?
Ну, хорошо. Кому выгодна инфляция, разобрались. Кто ее стимулирует? Экспортеры, руками государства: лоббируя «правильные» решения и платя взятки. Ну, и сами же экспортеры, становясь государством, как например, Порошенко. Как возникает инфляция – очень просто. Государство просто печатает больше денег. Оно печатает фантики, в которых нет реальной стоимости, и раздает их нам, объявляя, что это – плата за наш труд.
И вот тут на поверхность выходит очень интересный тезис. Государство говорит нам (а мы в это почему-то свято верим) что только оно, государство может печатать деньги и только деньги, напечатанные государством, являются единственным законным средством платежей на территории Украины (вообще-то, все государства по факту монополизировали эту право). То есть, грабя нас, государство лишает нас права защищаться. Прикольно. С точки зрения здравого смысла. С точки зрения реальности – страшно.
Теперь, вопрос: кто является главным потребителем национальной валюты? Кто является ее бенефициаром? Кто использует ее в тех целях, для которых она была создана: средство обмена, средство накопления и единица измерения ценности? Мы, обычные люди. Так какого же хера не мы, а государство регулирует национальную валюту??? Ответ простой: такого хера, что государство так же монополизировало право на ношение оружия, из которого оно застрелит любого, кто нарушит его монополию печатать фантики с цифрами! Ну, вы меня поняли…
А какая есть альтернатива? А очень простая. Деньги может печатать кто угодно. Именно так – кто угодно. Любой, кто достаточно грамотно сможет (а) организовать денежный оборот, (б) обеспечить универсальность измерения ценности и (в) обеспечить стабильность накоплений, может печатать деньги. Просто до невозможности! Более того, частные деньги существуют и довольно успешно конкурируют с государственными на некоторых территориях (есть примеры местной валюты в некоторых городах США, может еще где-то есть).
У большинства в первый момент возникнет резкое отторжение этой мысли. Виной всему – простая инерция мышления, свойственная всем в той или иной степени (а кто-то и сам получает выгоду от существующего положения). Но подумайте сами: во-первых, монополия на что бы то ни было, сама по себе ведет только к ухудшению качества товара или услуги. Во-вторых, государственный аппарат, в силу его природы, аккумулирует в себе наиболее жадных и беспринципных представителей общества. А в условиях Украины – еще и самых тупых и безынициативных (при чем, независимо от исхода грядущих выборов). То есть имеем ядреный замес: монополия в руках тупых, жадных и беспринципных людей. Вы все еще думаете, что государство может продолжать управлять нашими деньгами? (на самом деле это можно и нужно относить ко всему, что делает государство).
Но вернемся к деньгам. На самом деле спрос на негосударственные деньги на столько велик, что начал реализовываться во всевозможных Web-проектах. Сейчас они привязаны к национальным валютам, но в будущем, эта привязка может стать ненужной. Потому, что есть все шансы, что целиком отпадет необходимость переводить Web-деньги в реальные деньги. Кстати, государство реально очкует от этой перспективы и везде где может, влезает в эту область со своим регулированием (снова-таки под дулом АКС-74У).
Кроме того, государство пугает нас тем, что де только государственные деньги дают гарантию того, что их все примут в качестве платежа (не забываем про АКС-74У). Только государственные деньги дают «стабильность»! Но это просто неправда! Государство регулярно проводит деноминации. Все помнят, когда все поголовно за одну ночь получили на руки по 200 купонов И ВСЕ? Государство непрерывно и целенаправленно обесценивает то, что мы зарабатываем.
Какова гарантия того, что частные деньги дадут стабильность и будут повсеместно приниматься? Гарантия такова, что если частник не обеспечит этого, он уйдет с рынка на следующий же день. Очень просто! И это работает!
Сейчас ни у кого не вызывает ни каких эмоций, когда на странице web-магазина мы видим эмблемы PayPal, Web-money, Yandex-деньги и т.п. То же самое может появиться и на ценниках реальных магазинов. И суммы могут быть разные: в одной валюте цена одна, в другой – другая. И люди сами смогут решать, в какой валюте хранить сбережения и в какой расчитываться… Вопрос объема денежной массы решается просто: денежная система САМА своими способами эмитирует столько, сколько сама найдет нужным. Если клиент почувствует, что такие-то деньги стали ненадежными, он тут же «уйдет» в другие деньги, заставив владельца денежной системы еще раз подумать, а правильно ли он поступил… Но вся фишка как раз в том и состоит, что думать он будет ДО того, как сделать эмиссию: он посоветуется со своими клиентами, спрогнозирует последствия, наймет математиков… в общем, сделает все, чтобы сделать все правильно и от него не ушли клиенты.
Как определить, сколько денег нужно изначально? – способы есть, например, предложить конвертировать в частные деньги государственные. Конвертируемость из одной валюты в другую – личное дело владельцев, коль скоро они смогут привлечь достаточное количество желающих пользоваться их системой.
В чем платить зарплату наемным работникам? – как договорятся. Можно в одной валюте, можно в другой. Можно в часть в одной валюте, часть в другой – это все предмет контракта. Труд – такой же товар, как турбина атомного реактора или стакан семечек.
И не так важно, будут это электронные или бумажные деньги – пусть частники, если захотят, выпускают и бумажные, для тех, у кого нет доступа к сети. Или, если сочтут нужным, пусть финансируют прокладку сетей, пусть раздают платежные карточки, пусть договариваются с пенсионерами и пенсионными фондами, будь они неладны, что бы пенсии платились в их валюте! А если посчитают это неэффективным, могут вообще забить на этот сегмент рынка – найдутся другие желающие. Все в их руках.
На чем будут зарабатывать владельцы денежных систем? Как обычно: комиссии с операций, размещение средств под проценты, периодическая абонентская плата – механизмов море! Убедишь достаточно клиентов, что твой сервис стоит десяти процентов с каждой транзакции? – Да на здоровье! По крайней мере, клиент знает, кому и за что он платит! Риски для владельцев денег – не больше чем в случае государственных денег, а с учетом более высокого профессионализма в частном секторе – меньшие.
На самом деле аспектов, которые надо продумать, много: как разруливать диспуты, как взаимодействовать с иностранными платежными системами, как не допустить монополизации денежных услуг, как не допустить злонамеренного вмешательства из-за границы, как минимизировать вертикальную интеграцию и т.п. Но все это можно продумать. Дело ведь не в отсутствии правил, а в отсутствии монополии на насаждение правил.
Осталось лишь решить: кто и как вышвырнет государство из этой сферы… из этой сферы тоже.