для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Край звериной серьезности


Край звериной серьезности

Иван Давыдов, автор
 

22−й тур чемпионата России. «Спартак» – «Сатурн». 53−я минута матча. Алекс готовится пробить пенальти в ворота раменского клуба. И тут на поле выбегает веселый толстячок в потертых джинсах и наносит удар по мячу. Единственный, кстати, яркий момент унылой игры. Забавный пустячок. Если бы не настоящий взрыв ненависти в исполнении комментаторов. Ну еще бы, они ведь священнодействуют, футбольному богу поклоняются, а тут профан сакральное топчет. Вторгается в зону звериной серьезности с дурацкой шуточкой.
Все это, конечно, мелочь, но характерная мелочь. Россия постепенно (и, кстати, не в первый раз) превращается в страну звериной серьезности. Чем бы современный русский человек ни занимался – он творит великое и разговаривает с вечностью. Любая попытка ироничного взгляда на происходящее немедленно воспринимается как смертельное оскорбление. Требующее даже не извинений, а немедленного физического искоренения шутника.
Возьмем, к примеру, политику. «Внесистемные оппозиционеры» (других, впрочем, и нет – не считать же за оппозицию сытых думских сидельцев из партий, названиями отличных от ЕР) за годом год с каменными лицами пытаются извлечь участниц движения «Голос Беслана» из затонувшей подлодки «Курск». Идут, не осознавая полнейшей идиотичности своего положения, на невидимые штыки. Строят невидимые баррикады.
Власть, борцам с собой под стать, бросает ОМОН туда, куда следовало бы галоперидол. По счастью, штыки так и остаются невидимыми, но резиновые дубинки вполне реалистичны.
И только так называемые «прокремлевские молодежные движения» (правда, многим молодежным активистам в силу возраста стоило бы уже если не о Боге подумать, то хотя бы о поиске менее странной работы) стараются действовать с юмором. С юморком. С казенным таким постановочным, что ли, юморком. То у одного посольства чучелко повесят, то у другого тарелки побьют [1].
В одном несуществующем ныне государстве была такая молодежная организация – «Сила через радость». Нашим «Нашим» и прочим – тем более что отличают их друг от друга только очень подготовленные специалисты – давно следовало бы объединиться в организацию «Радость через силу».
Звериная серьезность врывается в обсуждение любой проблемы. Создает проблемы там, где их нет. Чего стоит история с «Антисоветской» шашлычной! Это ведь как раз советская, позднесоветская шутка в античном духе: пресловутая шашлычная находилась напротив гостиницы «Советская», отчего и получила свое неофициальное название.
Но теперь время для шуточек прошло, ветеран-политрук оскорблен, и префект в приступе звериной серьезности готов несчастную забегаловку сжечь и место ее расположения засыпать солью. Защитники заведения от истребителей ничем не отличаются и немедленно пишут письмо [2] в инстанции, причем такое, которое при надлежащей замене фамилий отлично смотрелось бы в газете «Правда» тридцатилетней давности. Как будто не приятеля от разорения спасают авторы, а разоблачают прихвостней американской военщины Митволя и Штукатуркина. Колумбийских шпионов, британских наймитов и прочее. То есть либо оскорбление памяти героических предков, либо прямое покушение на гарантированные Конституцией свободы слова и собраний. И ничего между.
И так во всем. Если вдруг заведется дискуссия по национальному вопросу – то упрется с одной стороны в необходимость немедленно извести всех инородцев, с другой – в желание усадить оппонентов по 282−й статье. В правильно оформленное, подчеркнем, желание, с заявлениями в прокуратуру и заключениями проверенных экспертов.
А уж если дело истории отечества коснется – ну, сами знаете. Вплоть до мордобоя.
Но самое страшное – если вдруг появится в культурном пространстве нечто, намекающее на возможность другого, более легкого, скажем, взгляда на вещи. На других. Ну и на себя. Вроде, допустим, американского мультсериала «Южный парк». Тут уж сойдутся в едином порыве ненависти раввины, муфтии, адвентисты седьмого дня, православные фундаменталисты и атеисты советской выделки. И не будет предела гневу.
Звериная серьезность властителей дум, пришедших во второй половине позапрошлого века на смену легкомысленным аристократам вроде Пушкина, разорвала Российскую империю эффектнее и эффективней, чем бомбы, которые с подачи властителей дум серьезные студенты метали в царей и губернаторов. Звериная серьезность империи советской тоже недешево обошлась легкомысленным шутникам. А заодно и саму империю сделала нежизнеспособной.
Звериная серьезность сегодняшней России мешает ее жителям взглянуть – на себя в первую очередь – со стороны. Взгляд со стороны несколько шутливое отношение предполагает почти обязательно. И помогает реальные проблемы увидеть за стенами самомнения и валами смертельных обид.
Но главное – звериная серьезность не предполагает в вечной битве концептов места для человека. Мешает здесь и сейчас обустроиться с комфортом. Пусть минимальным. Превращает Россию в страну, не предназначенную для людей.
И главное – винить-то некого. Сами, все сами.
Ссылки
• [1] http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/09/21/n_1405784.shtml
• [2] http://www.slon.ru/blogs/ostrovskiy/post/136584/
 
deddon [24.09.2009] | Переглядів: 1276

2 3 4 5
 Рейтинг: 27.3/15

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook