пароль
пам’ятати
[uk] ru

Неопалимая купина Памяти


Неопалимая купина Памяти

 

Тему о трагической судьбе жителей полесского села Красная Гута, поднятую в посте от 8 мая «Неопалимая купина Полесья»  планировал завершить 10 мая, «але не так сталося, як гадалося» -- чтобы продолжить тему, пришлось ждать окончания недельного бана.
 
Но, как говорится, нет худа без добра – за это время обнаружились именно те артефакты, которые я и искал…
 

 

День Победы в городе Белого Ангела

После аварии на 4-м энергоблоке ЧАЭС Славутич строился «с чистого листа», поэтому городок энергетиков не имеет типовых советских монументов типа «Родина-мать» или бронзового солдата. В городском парке установлен более чем скромный памятный знак: на гранитном камне прикреплена табличка с надписью «Участникам битвы за Днепр».
 
Однако, к Девятому Мая славутчане относятся как к одной из самых значимых в жизни города дат. Причем, чем дальше от нас эхо войны и чем меньше остается в строю живых свидетелей тех событий, тем к празднованию Дня Победы горожане относятся более трепетно и ответственно. Объяснение данному парадоксу я вижу в том, что послевоенное поколение, наконец, начало осознавать собственную ответственность за сохранение исторической памяти.
 
Для примера, покажу фотоснимки о трудовом десанте школьников по наведению порядка на захоронениях периода ВОВ в апреле 2010 года (фото сайта школы №1 ) :
 
Славутичские школьники и их родители селе Комаровка
 


 
В селе Ведильцы
 


 
В селе Красная Гута
 


 
***

Сценарий городских торжественных мероприятий традиционный: в 9 утра начинается торжественный парад ветеранов войны и трудовых коллективов города, затем митинг у здания исполкома, возложение цветов к памятному знаку героям битвы за Днепр и торжественный салют почетного караула. Праздничный концерт в парке. А после этого ветераны и все желающие садятся в автобусы, чтобы объехать ближайшие населенные пункты и возложить цветы к памятникам военной поры…
 
В этом году наша пятая смена работала в ночь с восьмого на девятое, поэтому сразу после возвращения со станции в город мы пошли на митинг Памяти. На который собралось порядка семи-восьми сотен славутчан. При численности населения Славутича порядка 25 тысяч – это вроде бы и немного. Но с учетом довольно прохладной погоды – и немало.
 
Снимок памятного знака делал уже 10 мая.
 

 
На центральной площади остановился, чтобы «щелкнуть» процесс монтажа статуи Белого Ангела. Чисто случайно в кадр попали резвящиеся дети. Именно ради их счастливого и мирного детства наши фронтовики и сражались с немецкими оккупантами с июня сорок первого года по май сорок пятого…
 

 
«Технические мероприятия» по зачистке территории от партизан

Битва за Днепр – это не одно локальное сражение, а целый ряд стратегических операций на линии фронта протяженностью в 750 километров. А Черниговско-Припятская операция (26 августа -- 30 сентября 1943 года) являлась первым этапом сражений по освобождению Левобережной Украины. И важность решения данной задачи понимали не только в Ставке РККА, но и в генштабе Вермахта. Войскам Центрального фронта под командованием Константина Рокоссовского противостояли не менее опытные армейские части под управлением таких «матерых волков», как Эрих фон Манштейн и Гюнтер Ханс фон Клюге
 
Однако прелюдией битвы за Днепр стало окончание Сталинградской битвы, длившейся с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Закончившейся, как известно, разгромом стратегической группировки немецко-фашистских войск. И это переломное для хода войны событие резко активизировало деятельность партизанских соединений на территории Черниговщины. Что, в свою очередь, вызвало усиление репрессий оккупантов по отношению к местному населению.
 
К вопросу «организационно-технических мероприятий» по подготовке оборонительного плацдарма и зачистке его от нелояльных к оккупационному режиму элементов фашисты подошли чисто с немецкой педантичностью: по данным сайта «Про рідний край»  , 23 февраля каратели сожгли Красную Гуту (104 жертвы), Новую Рудню и Грабовку. 14 марта – села Пізнопали (убив 50 жителей) и Клубівку (в котором в числе 506 жителей, спаленных живьем, насчитывалось 206 детей (!)…
 
Это нужно не мертвым – это нужно живым!

Исторические сведения в Википедии о трагедии мирной жителей Красной Гуты вместились в два предложения :
 
«Під час другої світової війни, за активну допомогу радянським партизанам, село було повністю знищено. Мешканців загнали до сараю та спалили заживо»
 
Как говорится, не густо!
 
***

Хотя я сам ни сейчас, ни в пионерском детстве не увлекался поисковой работой, однако всегда признавал ценность деятельности как по персонификации жертв второй мировой войны, так и надлежащему уходу за памятниками. Но, если после распада Союза поисковое движение в России не только не «затухло», но, пожалуй, стало даже более системным и, главное, информативным, то у нас --держится исключительно на плечах аматоров, подобных энтузиастам киевского клуба «Красная звезда»…
 
На государственном уровне данному вопросу практически вообще не уделяется ни малейшего внимания. Если, конечно, иметь ввиду системную работу, а не финансово-затратные, но насквозь фальшивые пиар-спекуляции украинских политиков…
 
Под системной работой я понимаю долгосрочные государственные программы с бюджетным финансированием, а также серьезные государственные институты с соответствующими профессиональными кадрами, способными на выходе выдавать обществу объективную информацию, а не заниматься сочинением фэнтази и политическими инсинуациями.
 
Историческая объективность и персонификация жертв тех или иных событий – нужны не мертвым. Это нужно живым!
 
Почетный житель Славутича – «баба Катя»

А в первый раз о трагедии Красной Гуты я услышал из уст бабы Кати – директора поискового клуба «Красная гвоздика» (и одноименного музея) Екатерины Николаевны Титовой. И насколько помню её рассказ, в тот зимний день из оцепленного карателями села некоторым жителям таки удалось бежать…
 
К сожалению, Екатерина Титова в октябре 2000 года ушла из жизни, поэтому при подготовке данного материала мне оказалось просто не у кого уточнить детали трагедии. А «баба Катя», как её звали юные члены ВПО «Красная гвоздика», которое Екатерина Николаевна возглавляла не только в Славутиче, но еще и в Припяти – личность была уникальная. Она являлась одним из самых компетентных знатоков военной истории местного края.
 
Даже в последние годы жизни (а она не дожила буквально две недели до своего 77-летия) она отличалась крепкой памятью и кипучей энергией. И несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, она последних дней активно участвовала в общественной жизни Славутича.
 
Снимки из фотоархивов  воспитанников ВПО «Красная гвоздика» Виктории Саченок и Андрея Гончаренко.
 

 

 

 

 
В 2001 году Екатерине Николаевне Титовой посмертно присвоили звание «Почетный житель Славутича». И в данном факте нет ни тени запоздалого признания заслуг. Ибо дело, начатое бабой Катей, продолжает жить в её воспитанниках. В каждого из которых она вложила частичку собственной души.
 
Именно бывшим воспитанникам ВПО «Красная гвоздика» принадлежит идея памятника на ее могиле. Да и судя по свежей сигарете, оставленной на рюмке с водкой, кто из них навещал «последний боевой рубеж» своей наставницы и 9 мая…
 
Фото: Стенд в городском музее, посвященный Екатерине Титовой
 

 

 
10 мая, городское кладбище, могила руководителя «Красной гвоздики»
 

 
Доверяй, но проверяй!

В сборнике «История городов и сел», том «Черниговская область», стр. 603)  говорится о пяти десятках жителей Червоной Гуты, спаленных в ходе карательной операции.
 
Что, мягко говоря, противоречит данным государственного архива Черниговской области (ГАЧО, Ф.- Р. 3013, оп.1, д.31, л.12), которые говорят о том, что в Червоной Гуте каратели расстреляли и заживо сожгли 104 человека: 67 женщин и 37 мужчин. Самому старшему жителю было 73 года, самому младшему – годик.
 
Очевидно, что данные госархива более точны, так как на самом памятнике выбито 103 имени. Причем, насколько я помню давнишний рассказ Екатерины Титовой с артефактом «104-1» тоже была связана какая-то история. Вроде кому-то их жертв карательной акции удалось «восстать из мертвых»…
 
В общем, чтобы сложить «калейдоскопный набор» имеющихся противоречивых сведений не хватало самого главного: документальных свидетельств и рассказов очевидцев. Но когда я, желая выяснить подробности трагедии Красной Гуты, обратился в городской музей, то работники просто «развели руками», не в силах предоставить какой-либо информации по данному вопросу. Мне не удалось даже выяснить, где находится военная экспозиция музея «Красная гвоздика», существовавшая еще в середине 90-х годов…
 
***

А потому, дабы не плодить фэнтази, я решил ограничиться достоверными сведениями. И рассказать вам о том, что первоначальным вариантом монумента жителям Красной Гуты, погибшим от рук карателей, был ансамбль из трех гранитных плит: на центральной из них высечена надпись «Вічна пам'ять жителям села Червона Гута, спаленим німецько-фашистськими карателями 23 лютого 1943 року». На двух других – имена погибших.
 
На 103 имени всего 7 фамилий: 47 представителей рода Гутник, 25 – рода Сибирских, 10 – рода Забіян, 9 – рода Ілюшенко, 5 – рода Дєдок, 4 – рода Неплюй, 3 – рода Рудий.
 

 

 

 

 
***

Напомню, что некогда село именовалось Красовская Гута (по имени ее владельца, помещика Красовского). Слово «гута» означало промысел по производству стекла (в Украине существует порядка девяти десятков населенных пунктов с названием, включающим в себя слово «гута»). И вполне логично предположить, что именно род Гутник являлся коренным аборигеном села. А происхождение самой фамилии «Гутник» обусловлено либо профессиональной деятельностью местных стеклодувов (либо эту фамилию присвоили всем крепостным Красовского)
 
Интересно было узнать – остался ли сегодня вообще кто-то из рода Гутников в числе нынешних жителей села, но выяснить это, увы,  не удалось, так как по случаю выходного дня сельсовет был закрыт.
 
***

Позже вид памятника видоизменили – по центру композиции поставили каменный крест, а центральную плиту уложили под углом к нему…
 

 
Рассказы свидетелей

Но, как говорится, рукописи не горят -- спустя неделю после моего визита в городской музей, нынешним служителям музы истории Клио таки удалось обнаружить в музейном архиве рассказ «Зарево Червоной Гуты» (обобщающий исследования поисковиков «Красной гвоздики»). Благодаря которому и удалось расставить точки над «і» в «косяках» о февральском сенокосе и легендах о «восставших из пепла».
 
Материал, подготовленный «Красной гвоздикой» достаточно обширный и включает в себя свидетельства о партизанской деятельности, поэтому я перескажу его вкратце. По свидетельству партизана Михаила Ивановича Прокопенко, попытка захвата в плен немецкого офицера по имени Вилли, закончилась неудачно, поскольку последний, не мудрствуя лукаво, не желая добровольно сдаваться, застрелился.
 
Так сказать, со всеми вытекающими из этого пошлого поступка последствиями, в виде репрессий к местному населению. И хотя местные полицаи заранее предупредили о планируемых оккупационным режимом акциях возмездия, никто точно не знал время и место проведения карательной экспедиции. Кто-то из местных жителей тут же выехал из села к знакомым или ушел в лес, но учитывая тот факт, что на дворе был февраль, а не май месяц, проведя несколько дней в лесу, многие вернулись по домам…
 
Десятку местных мужчин и подростков просто повезло, ибо 23 февраля 1943 года они уехали на пойму Днепра за сеном буквально за несколько часов до того, как каратели оцепили село. Семьи полицаев не наказывали, а старосту села и остальных  жителей согнали в омшанник (утепленный сарай для хранения ульев), который потом закрыли и подожгли. Тех, кто прятался на чердаках и в погребах, расстреливали на месте…
 
Наталия Петровна Гутник спаслась благодаря предусмотрительности свекрови, заблаговременно выкопавшей схрон в огороде. Где они вдвоем и спаслись.
 
Ольга Афанасьевна Мекшун, также спрятавшаяся от карателей, прорвалась в лес под прикрытием густого дыма.
 
И настоящее чудо спасло семилетнюю Марию Сибирскую. Её мать Марфа с тремя детьми – Николаем, Ульяной и Машей пыталась прорваться в лес, однако их поймали и расстреляли в ближайшем хлеву. А само строение подожгли. Мария, будучи раненой, выползла из горящего сарая. Но полицаи её заметили и выпустили в нее еще несколько «контрольных» пуль…
 
Тело девочки обнаружил отец, который в числе прочих утром уехал за сеном. Обнаружив, что истекавшая кровью дочь еще дышит, он отвез её в Редковськую больницу. До которой ни много, ни мало, а почти два десятка километров. Из тела девочки извлекли 7 (семь!) пуль, но она таки выжила.
 
И если это не диво, то тогда что же является настоящим чудом?
 
***


 
И хотя у меня еще есть пару слов в развитие темы трагедии Красной Гуты, пожалуй, произнесу их уже как-нибудь в другой раз. А сейчас просто помолчу, отдавая дань памяти всем жертвам войны. И дань уважения таким хранителям Памяти, как Екатерина Титова…
 
Славутич -- Червона Гута, 17 мая 2012 г.
© Олег Федоренко [17.05.2012] | Переглядів: 3254

2 3 4 5
 Рейтинг: 35.6/48

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook