для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

А теперь – БОГГААТТТЫЙ!!!


А теперь – БОГГААТТТЫЙ!!!
                               Робко, но заговорили- таки об утере моральных ориентиров в обществе. Во всех его социальных слоях в равной степени. Мрачный  эпикриз: народ   деградирует,… интеллигенция нетерпима к «инакомыслящим»…  «верхушка»  вообще с катушек сорвалась… Ну да,..ну да..
                             А вот кто должен если и не создавать, то продуцировать и «армировать» каркас базовых моральных ценностей?
               На днях разговаривала с Архиепископом. Мудрейший и энциклопедически образованный человек. В кратком пересказе (без обосновательной риторики)  беседа сложилась так:
-Вы констатируете духовный и моральный кризис общества?
-Безусловно.
-В чем видите причину?
-Мы строим общество потребления. Материальные ценности превалируют над духовными.. Люди все больше вещей покупают, царствует вещизм, мечты связаны лишь с материальными ценностями.
- Вы замечаете колоссальное обнищание народа, расслоение на касты? Возможно, причины лежат в политической сфере, в системе управления государством?
-Правительство делает все возможное. Оно дано нам Богом.
-Кому Вы отдаете роль носителя моральных и духовных ценностей?
-Безусловно,  это церковь..
- Почему священники не стали моральными авторитетами, особенно для молодых людей?
- Это неправда. Мы проповедуем…разъясняем.. Но слышат ли нас?
- Глядя на рай, который обустроила для себя «высшая каста» создается впечатление, что религия – это утешение для бедных?
- Нет. Самая легкая и красивая дорога – это дорога в ад.
- Церковь продает индульгенции. Почему славите тех, кто шагает красивыми дорогами, если это, например, «форменный бандит»?
- А кто из нас не бандит?..
                     Дальше была риторика, а я впала в ступор. Пыталась нашинковать логику в укроп, чтобы задать еще какой-то вопрос. Ну вот – если я бандит, то почему моя дорога не такая красивая, как у того, которого во славу Господа… А с другой стороны, если все равно кто жертвует солидный кусок церкви – то где мораль?
- Задавайте вопрос..
- Почему скамеек нет в церкви? Народ ослаб совсем..
- Надо смирять свою боль во имя Господа…
 
                     Вот это главное. Не будет церковь продуцировать духовное возрождение. Она утешает, пока  государство подавляет. Наши духовные отцы тихо и мягко надевают смирительную рубашку на «буйных». В православии вообще буйствовать разрешено было лишь юродивым. На Западе, конечно, тоже были персонажи, которых причисляли к юродивым (до тех пор, пока тысяча с гаком лет назад  Вселенский Собор в Трулле своим каноном запретил юродство). Но западные юродивые призывали к социальной активности. Призывали активно менять мироустройство. Наши были другими. Такими «одиночками». Плюнул в морду боярину, закидал глиной и отвалил в рубище с проклятиями, но смиренно сидеть в кустах. Церковь относилась к юродивым снисходительно. Даже рукопись распространила  об Андрее Цареградском. «Житие Андрея Юродиевого». Сказочный, то бишь абсолютно литературный персонаж. Он называется там «похаб». Это русское обозначение подвига юродства. Азбука «похабства». Юродиевые на Руси всегда обличали власть. То какой-то Прокопий Вятский воеводу заплевал, то Никола Салос Ивана Грозного проклятиями обложил так, что тот из Пскова смылся. В-общем, наши юродивые – rude liberty, шалена свобода. Бузить разрешалось только похабам. Народу – ни-ни. Смирение. Собственно, и до сих пор.
                     Кстати, Владыка в разговоре нынешний моральный декаданс сравнил с разложением первой Римской империи. А че так далеко ходить. Ближе есть пример. И «похожее». Хотя в плоскости второго риторического вопроса – может ли  государство (правительство) быть инициатором моральных ориентиров?  Вот параллель – очень коротко.
                     В древнем Новгороде под открытым небом собиралось вече. Ну, это все знают. Но право голоса имели только бояре, почему вече называют народным – загадка. Простой народ мог лишь присутствовать и гласно обсуждать решения бояр. Такая иллюзия приобщения к государственной власти… Но Новгород пал. Из-за выборов. Системы выборов. Дело как было? Сначала посадника новгородского избирали пожизненно. Редкий посадник поэтому долго жил. Потом бояре договорились избирать 6 посадников, из которых один был самый главный. И каждый год менялся (вроде как выборы). Потом стали выбирать 16 посадников, затем 24, потом 36. Короче, все бояре уселись вокруг новгородского корыта.  Что началось? Появилось народное недовольство и бурная ПР-деятельность боярских холуев. Повесть о посаднике Шиле-взяточнике, о посаднике Добрыне – «тендер» на строительство храма немцам за взятку отдал.  Народ читал берестяную правду. Воровство, стукачество, лжесвидетельствование, «падение добра» - коррупция, уныние и растерянность. Чем кончилось? Когда Иван 3-й попер в Новгород, прихватив  тетрадочку с документами, где он доказывал свое право на земли по Северной Двине (хотел оттяпать), то разговор не сложился. Новгородцы просто вручили ему ключи от города. Так им остохренели   бояре. И Новгород ушел Москве. Мораль какая? Пока те, кто рулит,  рвут на части корыто – можно и страну потерять.  Но в этом процессе первой падает мораль.
                       Покамест наши «лидеры»  рвут корыто, мы очень хорошо экспортируем свое население за рубеж. Тех, кто активен, мобилен, небезразличен к моральным и духовным индикаторам и ценностям. Оставшиеся могут быть доведены действиями нынешней власти до состояния «вручения ключа». И – бросьте камень – но быстро приспособятся к иным реалиям иного мироустройства на этой территории. Кто потеряет больше всего? Больше всех?
                     Мне кажется - богатые.  И очень быстро. В интересах самосохранения именно  богатые должны инициировать возрождение моральных ценностей в обществе. Конечно, следует уточнить – богатые интеллектуалы. Которых в Украине достаточно. Класс интеллектуалов отличается от интеллигенции не только с позиции доходов и богатства, которые присваивает. У них иная мотивация. Чтобы им выжить – им нужно стать балансом между правящей политической верхушкой и большинством населения, которое потребляет продукты их интеллектуального коммерческого креатива. А этот баланс невозможен без того самого каркаса моральных и духовных индикаторов.
                     Инициировать – не значит орать на каждом углу (или угло-шоу) библейские истины. Инициировать – вкладывать деньги в национальные проекты возрождения тех самых моральных ценностей. Сфер много. В том числе и сфера общественного контроля за властью.  Не вбухивать деньги в политические проекты. Это «на ветер».  Вкладывать в строительство серьезной системы гражданского контроля. Это тоже бизнес. Но он приносит дивиденды всему обществу. В том числе – и материальные.
© Наталия Федорова [16.05.2012] | Переглядів: 3707
Мітки: #Гундяєв 

2 3 4 5
 Рейтинг: 40.7/52

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook