Вряд ли найдутся современники, не слышавшие о расправах нацистских карателей над мирными жителями французского городка
Орадур (Oradour-sur-Glane), белорусской деревни
Хатынь или польского села
Гута Пеняцкая (Huta Pieniacka). Но, пожалуй, не ошибусь, если выскажу предположение, что о трагедии крошечного полесского села
Красная Гута слышали крайне немногие.
«Дай мне силы ничего не забывать!»
Летом по живописной лесной дороге, проходящей через населенный пункт
Красная Гута, сотни славутчан ездят к себе на пригородные дачи.
Как ни странно, но далеко не все они знают о трагической судьбе мирных жителей этого небольшого села, заживо сожженных немецкими карателями в годы войны. Хотя скромный монумент жертвам установлен всего в полутора километрах от северной границы города Белого Ангела и ста метрах от дороги в направлении дач.
Что это если не амнезия современного поколения эгоцентричных временщиков, которые не знают даже недавнее прошлое земли, на которой они проживают сегодня?
В материале «
Любеч – хранитель генома древней Руси» я уже говорил о проблеме крайне халатного отношения современников к таким вещам, как исторические артефакты: «утрата информации – есть невыполнение нами своего гражданского долга по сохранению и передаче «кода памяти» будущим поколениям». И с горечью отметил, что местные власти, устанавливая памятники погибшим воинам, умудрились перепутать звания, фамилии и даты смерти даже героев Советского Союза (!).
И тот же интернет зачастую используется дилетантами не для сохранения исторической памяти, а, увы, для распространения недостоверной информации. Вот, к примеру, забиваю в поисковик словосочетание «
Красная Гута» и нахожу следующее сообщение:
«Червона Гута (укр.) Примерно 20 дворов. "Гута" означает "стекловарня". Первоначальное название - Красовская Гута, по имени ее владельца, помещика Красовского. Позже переименована в Красную Гуту. Во время В.О. войны почти все женщины и дети были сожжены фашистами в ответ на партизанский теракт (мужики в основном были на сенокосе)»
Неизвестному автору, разместившему эти сведения, можно было бы выразить благодарность, если бы не одно «но». Село Красная Гута каратели сожгли в феврале 1943 года. Может быть автор, выросший в городе, чего-то и не знает о сельской жизни. Но, скажите мне, плиз – какой сенокос может быть зимой?
***
Надеюсь -- не все еще успели забыть строки
песни на стихи Роберта Рождественского
«Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть...
Я хочу не просто вспомнить имена
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть...»
К чему это я? Да к тому, что лично мне было стыдно взглянуть в глаза наших предков, отдавших свои жизни во имя наших жизней. Даже братья белорусы, создавшие мемориальный комплекс «Хатынь», к собственной исторической памяти относятся куда как бережнее, чем мы. Не говоря уже о поляках, французах и побежденных нами немцах...
Хатынь
Орадур
Гута Пеняцкая
Так кто и на чем спекулирует?
Стоит мне разместить имхо на тему Чернобыля, как из отдельных уст тут же слышатся досужие обвинения в том, что автор де спекулирует на святых для украинского народа темах. Ржунимагу – так как, во-первых, кому же еще и рассказывать о событиях, связанных с аварией на 4-м блоке ЧАЭС, как не непосредственному очевидцу? Кто вам предоставит более объективную информацию, если не человек, до аварии живший в Припяти и работавший на монтаже 4-го блока ЧАЭС, а после неё – живущий в Славутиче и работающий на ЧАЭС. И не просто на станции, а именно на объекте «Укрытие»…
Во-вторых, а из чьих, собственно, уст слышатся эти обвинения? Из уст бывших жителей Припяти, непосредственных участников ликвидации последствий аварии или хотя бы специалистов в области атомной энергетики -- то бишь людей, имеющих право судить о степени достоверности моих слов и приведенных фактов? Отнюдь! Достоверность моих слов голословно пытаются поставить под сомнение ура-патриоты, которых самих можно обвинить в спекуляции на святых и трепетных для отечественного социума темах…
***
Вот и на этот раз, накануне Дня Победы на ДД развернулась живая дискуссия по теме – что же мы празднуем 9 Мая и стоит ли этот день отмечать вообще? Если честно, то мне искренне жаль современников, которые в своей ненависти к советскому прошлому зашли настолько далеко, что напрочь утратили способность объективных оценок исторических событий. Более того, сознательно извращают смыслы, передергивают факты и прибегают к откровенной лжи.
Как, например, один из моих «заклятых друзей» -- блоггер с ником
Деддон, с которым в каментах к посту Инженегра «
Ребята, давайте жить дружно» у нас возник следующий диалог:
Олег Федоренко 06.05.2012 18:54:08
А теперь, изобличитель "зверств советского режима", скажи мне -- много ли ты знаешь историй, чтобы бойцы Красной Армии сжигали мирные немецкие деревни вместе с жителями?
Deddon 06.05.2012 23:42:02
«Но нельзя забывать о сожённых вместе с жителями сёлах Западной Украины доблестными бойцами НКВД».
Deddon 07.05.2012 17:33:36
«Ссылок о сгоревших сёлах, хуторах, к сожалению нет»
***
О чем можно дискутировать с подобными оппонентами, если пошлое лукавство сквозит даже в «оговорке по Фрейду», проскочившей у Деддона: «
к сожалению...». Что «к сожалению»? То, что воины Красной Армии не палили мирных немецких граждан в амбарах?
Сколько же кощунства в подобных …
Тонкие грани исторических оценок
Важно понимать то, что победа Красной Армии над гитлеровским нацистами отнюдь не является оправданием преступлений сталинского режима, совершенным по отношению к народам, входящим в состав СССР.
Но с другой стороны, тоталитарная сущность сталинского режима отнюдь не умаляет величия Победы фронтовиков и труженников тыла над фашистскими оккупантами.
Так что давайте не смешивать все в одну кучу. И будем оценивать подвиг советского народа отдельно, а преступления сталинского режима – отдельно.
Не хочется кому-то праздновать
День Победы? Не проблема – не празднуйте! Но и не мешайте тем, для кого сей день является праздничным.
А для большинства современников День Победы таки является одним из самых больших праздников. Или кто-то будет пытаться оспорить данные опроса сайта «Левый берег»?
(окончание следует)