пароль
пам’ятати
[uk] ru

Синдром второгодника


Синдром второгодника
Из цикла«Кіно & кЫно»
 

Как объяснить современному поколению, кто такой "второгодник"? Это "приторможенное" создание, не "заточенное" на учебу. На занятия он постоянно опаздывает, а на уроках мешает преподавателям, ковыряясь пальцем в носу, плюя из трубочки комочками бумагами в однокашников или на задней парте  играя в "морской бой" с таким же оболтусом. В общем, "второгодник" -- это лузер, который шумен и самоуверен на переменах, но тих и беспомощен у доски, застревающий в одном и том же классе по нескольку лет из-за того, что в его табеле одни двойки…
 
Учителя знают, что вложить знания в эту «ошибку природы» все равно не удастся, ибо, как говорится, «не в коня корм». В общем, двоечника-рецидивиста просто "тянут за уши" до 8 класса, чтобы дать ему справку о получении минимально-необходимого уровня образования и отправить работать по призванию -- "крутить хвосты коровам"…
 
«Б-э-э-з сиропа!»

Детский фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» вышел на экраны страны в далеком 1966 году, и, полагаю, многие современники его вообще не видели. А потому вкратце напомню сюжет: главный герой фильма, снятого по повести  Льва Давыдычева – лентяй, фантазёр и мечтатель. То бишь, если оперировать терминологией Блокера – кондовый иллюзорик. Жизнь его полна приключений, беспонтовость которых очевидна не только всем окружающим, но даже иногда и ему самому.
 
Иван остался на второй год во втором классе и, чтобы «подтянуть» уровень его знаний,  к нему прикрепляют «буксир» -- девочку из 4-го класса с прикольным именем Аделаида. Тупизна подопечного выводит её из себя и, пытаясь заставить лентяя выполнить домашнее задание, она прибегает к следующему аргументу: «Выучишь уроки сам, либо завтра я перед всей школой объявляю тебя УО — умственно отсталым»…
 

 
***

Фильм примечателен следующими моментами:
-- это единственный «полный метр» (продолжительность художественного фильма 1 ч 23 мин), снятый на Пермской студии телевидения;
-- фильм, завоевавший Гран-при (среди детских фильмов) Первого Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве в 1966 году и приобретенный для проката 37 (!) странами, был снят всего за 33 тысячи рублей. Даже по советским временам это были совершенно смешные деньги, ибо бюджеты детских фильмов, снимаемых на центральных киностудиях СССР, были выше порою на порядок.
 
Обращает на себя внимание школьная форма героя фильма – стиль «милитари»: френч, ремень и фуражка. Хотя в момент съемок реальные ученики уже так не одевались – их переодели в серые пиджачки и брюки.
 
В память о главном герое фильма благодарные потомки в 2003 году в одном из пермских скверов установили памятник Ивану Семенову, второкласснику и второгоднику.
 

 
***

Детский фильм призван выполнять воспитательную миссию, а потому, в конце концов, благодаря коллективным усилиям, в лентяе удается разбудить тягу к учебе. Правда финальная сцена, когда опаздывающего Ивана, подвозит к школе милиционер на мотоцикле с коляской – не лишена «двойного дна». Ибо если обойтись «без сиропа» искусственного хэппи-энда, то в реальной жизни все двоечники-хулиганы, как правило, сначала попадали на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, а после того, как прекращали «грызть гранит науки» в школе обычно отправлялись «грызть шконку в тюремных университетах»…
 

 
«Учиться, учиться, и еще раз учиться!»

К какой собственной мысли я хочу прилепить сюжет данного фильма? Нации, как и ученики в школе также делятся на «первоклашек» и «старшеклассников», «отличников», «хорошистов» и хронических «двоечников».
 
Идеальных людей, как известно, не бывает. Идеальных народов – тем паче. У каждого этноса есть свои заслуги и «косяки», победы и поражения. И на основании исторической коллекции проб, ошибок, обидок, комплексов и догматов – в общественном сознании той или иной нации «топчутся собственные тараканы»…
 
Нация, сумевшая сформировать собственное государство – априори не является безнадежным «двоечником». И в глазах, к примеру, курдов, украинцы, сумевшие добиться государственности Украины, выглядят крутыми перцами.
 
Однако, то, что выглядит как успех в глазах представителей одного из древнейших народов Ближнего Востока, лишенного собственной государственности, а также представителей этносов, находящихся на грани исчезновения или ассимиляции -- в глазах «отличников» и «хорошистов», подвигом не является.
 
Для того, чтобы стать золотым медалистом нужно быть лучшим не в одном предмете, а целом комплексе учебных дисциплин. Так что понятие «круто» в глазах успешных национальных государств – это нечто большее, чем обладание собственным государственным флагом и гимном…
 
***

Почему я скептически отношусь и к «совкам», и к их альтер-эго в лице ура-патриотов? Потому что это «два сапога пара» -- представители морально устаревших идеологических доктрин.  И те, и другие -- унылые троечники. А какое отличие отличника от троечника? Первый способен решать задачи самостоятельно, второй – списывает решение у других…
 
Знаете, когда я читаю материалы «Сотника Гамалии» (он же «Захар Беркут»), то возникает смутное подозрение, что под данным ником здесь постит сам Левко Лукьяненко – так сказать, «последний из могикан» славного племени представителей украинского национализма времен СССР.
 
Человек, которого я безмерно уважаю за его любовь к Украине и выпавшие на его долю жизненные испытания. Патриоту, проведшему 26 лет в заключении за свои национально-политические убеждения – звание «Герой Украины» можно и должно давать только за сам этот факт…
 
Но, тем не менее, его мысли о том, «як слід розбудовувати Неньку» -- это «туши свет и ховайся!». Просто главный идеолог ЦК КПСС, вывернутый на жовто-блакитну изнанку.
 
Заочная дискуссия Левка Лукьяненко с Ярославом Грицаком по поводу книги историка "Страсті за націоналізмом: стара історія на новий лад" лично меня убедила только в том, что Левко Григорович, образно говоря, «выпал из контекста современности»…
 

 
***

Слово «упрямство» далеко не во всех случаях является синонимом слова «упорство». Ибо одно дело – стремится к достижению общественно-полезной цели, невзирая на препятствия и помехи. И совсем другое дело – тупо долбиться башкой о стену, которую, к тому же, сам и вылил из бетона собственного догматизма…
 
Понятно, что я даже не мечтаю о том, чтобы изменить сознание старых зубров коммунистических идей или львов этнического национализма в духе концепций Донцова.  С одной стороны, они достойны уважения хотя бы за силу воли и последовательность позиций. Но с другой -- то, что являлось передовой и эффективной тактикой вчера, сегодня является тактикой аутсайдерной и деструктивной. Истина состоит в том, что окружающий мир изменился, а сознание апологетов этнического национализма – нет…
 
Если мы хотим жить по-европейски, то необходимо перенимать опыт передовых политико-экономических систем, а не ковыряться в прошлом и слушать унылых старперов, безнадежно отставших от жизни.  Равняться нужно на отличников и хорошистов, а не на двоечников-второгодников.
 

 
© Олег Федоренко, 7 апреля 2012 г.
© Олег Федоренко [07.04.2012] | Переглядів: 2993

2 3 4 5
 Рейтинг: 36.1/31

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook