Не кричал о трагедии Оксанки Макар в первые дни, когда это случилось. Думаю, сделал правильно. Очень много веских и нужных слов было сказано и без меня. А меня, по крайней мере, сейчас не одолевают комплексы, что, чего-то не додумал, не сумел выразить, где-то не так акцентировал, где-то не нашел нужных слов, чтобы выразить боль. Легко было сбиться на ставшие уже приевшимися осуждение и презрение к нынешней власти. При которой безнаказанность неофеодалов и их отпрысков, если пока ещё и не освящена законом, то стала устойчивой и почти непререкаемой традицией. Легко было не вовремя начать делать «обобщающие выводы» и ставить «диагнозы»… И забыть о конкретной боли конкретного человека.
Сегодня Оксанке уже не больно. Боль ушла вместе с нею.
Я не очень понимаю в траурной этике, но думаю, сегодня будет уместным вспомнить, чем стали боль, трагедия и теперь уже смерть Оксанки для простых людей в Украине.
Думаю, каждый человек, проживший определённый промежуток времени, имеет право на историческую оценку этого самого промежутка. Я николаевские события в защиту Оксанки ставлю в один ряд с майданами: Оранжевым и Налоговым. Причем, если по массовости николаевские уступают киевским, то по духовному накалу, значимости для нравственного взросления общества в Украине… Впервые люди поднялись не за свои экономические интересы, даже не за своё достоинство, а в защиту другого человека. Одного простого человека. Не политика. Пусть меня поправят, но я ничего подобного в Украине не припоминаю.
Я снимаю шапку перед теми, кто первым принял решение «не пройти мимо», не молчать, бороться, сумели поднять общественность сначала города, потом страны, а потом и всей Европы. Их имена прозвучали с телеэкрана, но не запомнились. Сначала я хотел найти их в Интернете, но это оказалось не так просто. Немного подумав, я решил и не искать. А может, они и не хотят, чтобы их имена трепали на всех экранных и бумажных страницах? Людям, способным поступать благородно, думаю, пиар не нужен. Это как-то несовместимо – благородство и пиар.
Я помню времена, когда молодежные идеологи типа Тигипко внедряли в сознание тезис-лозунг: «Если не я, то кто же?». Если не я перевыполню пятилетний план, то кто же? Если не я буду строить БАМ, то кто же? Потом у «вожаков» громкий лозунг трансформировался в тихие правила: «Если не я хапну, то кто же?», «Если не я сохраню нахапанное, то кто же?».
И скорее не благодаря, а вопреки (такое тоже бывает) призывам «вожаков», во времена моей молодости встречались люди, жившие по моральному принципу «Если не я, то кто же?» Если не я приду на помощь слабому, то кто же? Народ в то время называл их «дон кихотами». Скорее все-таки уважительно, чем иронически.
Уже много лет, до Николаева, я не слышал о «дон кихотах»…
Я снимаю шапку перед ребятами, первыми бросившимися отстаивать и организовывать других на защиту поруганной чести и жизни, бороться за справедливое возмездие для насильников и садистов. Боюсь ходульных выражений, но то, что они сделали – гражданский подвиг. Равному которого по силе нравственного воздействия на общество не припомню.
Даже многие политические фигуры (не все, конечно), занятые в преддверии выборов раскруткой себя, любимых, не поспешили примазаться к движению в защиту Оксанки Макар и за возмездие садистам-отморозкам. Поняли, что это не их «поле»? Другие причины? Не знаю… Знаю только, что готов их даже чуть-чуть зауважать, если у них и дальше хватит ума и такта не пачкать политикой и не опошлять чистое и праведное начинание.
Я снимаю шапку перед всеми гражданами Николаева, откликнувшихся на боль девочки Оксаны, сдавших кровь, сказавших свое твердое «нет!» коррумпированной правоохранительной системе и устоявшейся традиции безнаказанности нынешних хозяев страны.
Я вынужден признать (дай Бог ошибиться!), что в моем городе пока такое невозможно. Около года назад здесь случилось преступление, подобное николаевскому. Не настолько вопиющее, но по той же «схеме»: от рук мажоров погиб невиновный человек. Сначала попытки поднять жителей наткнулись на «знал, с кем связывается», «бесполезно» и «дон кихотство», потом и вовсе разбились о позицию родственников, «простивших» ублюдков.
Я люблю свой город. Но это не относится ко всем его жителям.
Как и следовало ожидать, зная традиции большой части украинских СМИ, сегодня в них изо всех щелей лезет «объективная» информация. А Оксана то и не из «такой» семьи, и время свободное проводила «не так». А отморозки и не совсем мажоры, а полусироты и вообще…
Гадко все это комментировать, но буду.
Господа хорошие, борзописцы вы объективные, защитники "объективности", вернее, «реального положения вещей», устоявшегося и ставшего незыблемым расклада, когда меньшинство, власть и богатство, правит и делает, что хочет, а большинство, народная масса, терпит и выживает как может. А как только масса подает сигнал, что дальше жить так не хочет, вы быстренько начинаете переводить все в «конкретные» и «частные» случаи… А вы не слышали, что конкретика, когда ее, похожей, очень много, иногда может стать символом?
Не знаю, возможно, судьбе было угодно, чтобы Оксана стала мученицей. И чтобы ее имя и образ, как символ, начали жить отдельной жизнью.
А её истязателями народное сознание назначило мажоров. Тоже символом. Не задумываетесь, почему не криминальных бандитов, не воров, не бомжей, не маньяков? Народ назначил мажора символом беспредельного надругательства власти и жирных котов над собственным народом. Потому что с беспределом мажоров народ сталкивается каждый день.
Когда в народном сознании рождаються символы-мученики и символы-истязатели, это для вторых часто ничем хорошим не заканчивается.
Думайте, господа властьимущие и законыимеющие. Думайте, господа, шепчущие о «конкретных» вещах и ситуациях. И свои говнометы и грабалки прочь от народного символа!
А может, Оксанке когда-нибудь поставят памятник? Не надгробие, а памятник. Как той, чья личная боль, трагедия и смерть стали поворотным историческим моментом в становлении гражданского и нравственного общества в Украине. Не знаю, есть ли памятники с подобным смыслом в мире. Но мне очень хотелось бы дожить до того времени, когда такой появится на моей Родине.
©
prokop14 [29.03.2012] |
Переглядів: 10120