для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

История с историей


История с историей
В начале этой недели  интернет пестрел сообщениями  примерно такого содержания: Міносвіти зменшує кількість уроків української мови, Табачник викине зі шкільного курсу предмет "Історія України", Тягнибок: Табачника надо расстрелять.
 
У нас на ДД новость тоже не осталась без внимания: З'явилася інформація про відміну викладання історії України окремим предметом у школах. Скоріш за все це є правдою.
 
По всей вероятности, первоисточником шквала эмоций стала субботняя статья в «Зеркале недели» Ход конем от Табачника. В ней утверждается, что к журналистам попал секретный проект новых учебных планов для 5-9 классов общеобразовательных школ.
 
Редакция обращает внимание читателей на два момента:
 
- в новом проекте предположительно предмет «История Украины» как таковой вообще исчезнет из расписания школьных уроков (хотя традиционно преподавался даже в Советском Союзе). Вместо него появится новый, интегрированный курс — история, в котором будет объединена всемирная история и история Украины.
 
- будет сокращено количество уроков украинского языка.
 
Другие интернет-издания перепечатывали сообщение «ЗН» практически полностью, но уже рассматривая его не  как инсайдерскую информацию, а как свершившийся факт.
 
В статье есть совершенно справедливые высказывания – что учебные планы школ – это каркас, на котором строится учебный процесс, о том, как важны  предметы «история Украины», «украинский язык» для формирования личности, и о том, что министерство образования годами работает в закрытом режиме, время от времени выдавая «на гора» очередные новации.  А дальше следует рассказ об этих самых новшествах.
 
Разумеется, то, что опубликовано газетой -  весьма «горячо». Однако, при внимательном прочтении статьи заметно, что автор изобразила картину грядущих изменений широкими мазками, не вникая в детали. А они-то как раз бывают весьма интересны, Поэтому я взял на себя смелость пройтись по тексту, вооружившись двумя документами – действующими с 2005 года до сегодняшнего дня учебными планами школ и предполагаемым проектом.
 
Вынесем за скобки вопросы о целесообразности обсуждения неопубликованного документа и о степени его достоверности. Будем исходить из предположения, что текст, обнародованный газетой, правдив.
 
Итак, в газетном материале утверждается:
Провозгласив интеграцию нескольких курсов истории, МОНМС параллельно планирует сократить количество уроков, отведенных на изучение этого предмета. В пятом классе теперь будет один урок в неделю вместо двух (убрали приблизительно 34 урока за год). В восьмом и девятом классах курс сократили на 0,5 часа в неделю (за год это приблизительно 17 уроков).
 

 
Действительно, в предполагаемом проекте на историю (единый предмет) отводится в 6-9 классах по два часа в неделю, а в пятом – и вовсе один. По нынешнему учебному плану в 5 классе историю изучают тоже один час, в 8 и 9 – по полтора. То есть, в 8 и 9 классах действительно грядет сокращение, в остальных ситуация с часами не меняется. Более сложный вопрос – об интеграции предмета «история Украины» в общий цикл истории. У специалистов нет единого мнения – как лучше изучать историю страны – как отдельный предмет или в контексте мировой истории. Оба подхода содержат как плюсы, так и минусы. В разных странах подходы к этой проблеме тоже разные. Но, в любом случае решения такого масштаба, должны стать предметом обсуждения, а не приниматься кулуарно.
 
Следующий, не менее острый вопрос – о количестве часов на изучение украинского языка.
В новом учебном плане сокращено количество уроков украинского языка. Теперь их будет всего по два в неделю.
 
В самом деле, сравнив две таблицы, можно увидеть, что количество часов на изучение украинского языка в 5-7 классах уменьшается. В 8 и 9 классах изменений нет. Правда, нужно учитывать, что все эти цифры качаются обязательного количества часов, уменьшать которое школа не вправе. А вот увеличит можно, за счет так называемой вариативной части плана. То есть, теоретически, к примеру, какая-либо школа может запланировать на изучение украинского языка не два, а семь часов в неделю. Но тогда никакие другие предметы усилить уже не получится.
 
Тем не менее, вернемся к основной части проекта. На что же собираются израсходовать «сэкономленные» часы таинственные авторы секретного плана?  И кто они, черт возьми, такие?
 
В интервью газете «Сегодня» министр Табачник обрисовал положение так:
- документ, который «засветили» журналисты на самом деле не окончательный, а только предварительная разработка академии педнаук, которую позже собирались вынести на обсуждение;
- сокращение часов необходимо, чтобы ввести в школах изучение информатики с пятого класса и изучение второго иностранного языка.
 
Проверим слова господина Табачника. Заодно обратим внимание на то, о чем министр умолчал, а журналисты не спрашивали.
 
В проекте нового плана, кроме уменьшения часов на изучение истории, языка и литературы, совсем исчезает предмет «этика», уменьшается время на изучение биологии, но зато несколько увеличивается доля физики и очень сильно – информатики (с нынешнего одного часа в 9 классе до семи в 5-9-х). То есть новый план получил ярко  выраженный «технократический» оттенок, в противоположность нынешнему, условно говоря «гуманитарному».
 
Что же касается второго иностранного языка, в школах с украинским языком обучения им, возможно, станет русский, по крайней мере на востоке Украины. В школах с языком обучения национальных меньшинств вторым иностранным, скорее всего, станет именно язык национального меньшинства, поскольку никак иначе, чем иностранный, статус этого языка не прописан.
 
Нужно ли усиливать в школе изучение информатики? Скорее всего, да. Целесообразно ли для этого урезать изучение украинского? По-моему, глупость несусветная. Не стану писать о политическом резонансе, о нем уже много говорено. Скажу как учитель: полноценное знание государственного языка – необходимость для каждого гражданина страны, независимо от языка повседневного общения. А как показывает практика, с таким знанием дела у школьников обстоят не так уж здорово.
 
Если же  смотреть на проблему шире, даже наша с вами небольшая экскурсия по учебным планам показала – речь идет не только об изучении одного или двух предметов. По сути, предполагаемые изменения означают изменение курса школьного корабля если и не на 180 градусов, то на весьма приличный угол. И последствия их скажутся впоследствии не только на учениках.
 
Как вы думаете, разумно ли принимать такого рода решения втайне от общества? В министерстве, очевидно, полагают, что да. Причем далеко не в первый раз. Практика принятия кулуарных решений – фирменный стиль чиновников от образования.
 
Но, как говорится, нет худа без добра. Скандал с учебными планами показал, что в обществе, несмотря ни на что, сохраняется интерес к проблемам образования. Правда, грустно, что всплеск этого интереса чаще всего возникает по таким вот поводам.
© Innorganik [22.02.2012] | Переглядів: 6178
Мітки: #Табачник 

2 3 4 5
 Рейтинг: 47.8/79

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook