для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Легкомыслие, как первая стадия недомыслия


Легкомыслие, как первая стадия недомыслия
     Вспомним такие азы гносеологии, что действительность можно познавать на уровне явлений предметов и на уровне сущностей этих предметов. Мы традиционно склонны к рефлексиям на явления, а изучение внутренних сущностей  предметов нам кажется занятием скушным и  бесполезным. В этом случае сказывается наша иррациональная доминанта. Нам хочется понимать происходящее «здесь и сейчас»,  «просто и наглядно», у нас строгий лимит на умственные усилия. Достаточно ввести в обсуждение какую-нибудь мыслительную конструкцию чуть сложнее трех сосен – и наша публика немедленно отвернется от такого объяснения.  В силу такого иррационально-облегченного подхода объяснения реальности, мы традиционно ничего в своей жизни толком не понимаем, ничего не способны прогнозировать и все у нас случается неожиданно-непредсказуемо.
 
  Печально, но почти никому не  интересно рисовать общую картину сущностей нашей жизни, всем давай потрогать сегодняшнее, горячее явление, а толку?  Через день-второй явление остывает и превращается в немой хлам, который никому не интересен и никакой доказательной силы не имеет. Привязав свой интерес  к сиюминутным явлениям, наше внимание изо дня в день шарахается  в различные стороны, а в итоге – сплошной ноль понимания сути происходящего, каждый строит свои выводы из подручных средств личных «кораблекрушений». Это как строить хмарочос из кирпичей, падающих из проезджающих мимо грузовиков. Много настроите?
 
   Варварский стиль текущей эпохи сформировал у нас моду на легкомысленное мышление, как на одно из ответвлений центрального культа получения максимального числа удовольствий. Тупые подражатели с Запада не понимают, что одно дело расслабляться и развлекаться, когда бизнес и условия жизни в порядке и доведены до состояния, близкого к оптимальному, и совсем иной вид на развлечения, когда и экономика и инфраструктура жизни народа в полуразрушенном, депресивном состоянии. Какой может быть культ развлечений в обществе, которое не способно создать для большинства своих членов  элементарно сносные условия существования? Ведь сказано-же народом давно: «сделал дело – гуляй смело!». А мы-то свое дело еще никак не сделали, куда же нам нырять в удовольствия, так можно и не вынырнуть! Я уже описывал в одной из своих предыдущих статей, как мы свою молодежь пустили на растяжку между безнадегой в жизненной перспективе и культом безудержных удовольствий.  Сегодня же я хочу остановиться на таком явлении среди молодежи, как «легкомыслики».
 
    Вот эта традиция легкомысленного мышления, воспитанная среди нашей молодежи, она делает их беззащитными против квалифицированных манипуляторов и зомбираторов. Наших «легкомысликов» и «иллюзориков»  побеждает методичность и упорство подсистемы видимости, незаметно для них самих. Социальное мышление – это не только «зефир» остроумия и «шоколад» легкого юмора, это еще и горький хлеб базового, ответственного образования и мыслеполагания, а этого нам как раз и не хватает.  Наша молодежь так легковесна в своих выводах и предпочтнениях, что ее легко склонить к любому абсурду, лишь бы он был креативен и гламурен на вид. У нас сложился не только жестокий дефицит квалифицированных рабочих, но и жестокий дефицит квалифицированных работников умственного труда. Да, поболтать по-новомодному, переброситься парой – тройкой модных научных имен и терминов – это у нас запросто, а вот вгрызться капитально в тему и добыть твердые доказательства правоты своей позиции, своих выводов – с этим у нас не срослось. Объекты нашего публичного интереса меняются так стремительно и непредсказуемо,  как  дислокация стаи воробушек на улице, не оставляя после себя никаких зримых следов. Полтора года назад крушилась вся конструкция наших предыдущих эпохальных илюзий, и что, наше сознание до сих пор пребывает в густой пыли поднявшейся неопределенности и несогласованности. Ежики в тумане с банными листиками старых иллюзий на колючках, одним словом.
 
  Для нас мысли –это не кирпичики в здание жизненной позиции, а предмет внемышечного удовольствия. Мы – наркоманы правды. Половая мышца приносит нам одно удовольствие, а мозговая извилина –другое удовольствие  - вот и вся разница! У нас сформирован легкомысленный тип общественного мышления, который продуцирует ничего не значащие выводы и впечатления. Наши «легкомыслики»  будут беспардонно топтаться по главных истинах, лишь бы они предоставляли им все новые и новые впечатления, иначе они потеряют интерес к этим истинам. Критерий важности и значимости по отношению к истинам заменен гедонистическим критерием занимательности. Но истина – субстанция равнодушная, ей одинаково: соблюдают ее или не  соблюдают , - все идет за счет ее  потребителя.
 
     Легкомысленное мышление – оно легковесное, нестрогое, необязательное, поговорили – и забыли. В итоге, все вроде бы все понимают, а достаточно коснуться практических задач – и никто ничего не знает-не умеет, всем все «пофигу»! Толку от таких приятных, престижных бесед – никакого, одно потерянное время! Кстати, «легкомыслики» и «иллюзорики» – это сводные братишки, у них больше общего, чем отличного. Молодежи во все времена характерна легкомысленность, но, при сращивании с культом удовольствий и традициями иррациональности, она превращается в устойчивое бедствие убежденной бездумности.
 
  Засилье легкомысленных форм интеллектуальной и духовной деятельности в социуме приводит к тому, что не возникают феномены настоящей общественной жизни:  товарищества, единомышленничества, твердых  убеждений, целеустремленности, идейности граждан. Формат флешмоба,викторины «что, где, когда и с кем?» малопригоден для создания гражданского общества, того же ордена единомышленников. Варварское общество загнало на маргинез все проявления благородства, высокой духовности, взаимовыручки и взаимопомощи, все это пало жертвой шкурной цивилизации. Жизнь общества превратилась в тараканьи бега , и это, по большому счету, никого не волнует.
   Работать на истину, на правду у нас и не интересно, и не прибыльно, ибо эти ценности в нашем примитивном обществе ни в грош не ставятся, сказывается общественная доминанта иррациональности и инфантилизма.
 
Резюме.  Гражданское самоопределение, гражданское самообразование – это серьезный труд, ответственный и взыскательный,  а не развлечение-отвлечение. У нас распостранилось не только шмоточное или кулинарное, но и интеллектуальное потреблядство. И самое страшное, что наши молодые люди даже не подозревают, что мыслить и жить можно совершенно по-другому. Хотелось бы провести исследование с нашими молодыми людьми, которые прошли западное образование и замерить, какой след это образование оставило в их мировоззрении? Надежда остается только на это, что интересного можно найти среди этих 120 тыс. выпускников западных вузов? Наши  альма-матери остается только посылать к какой-то матери.
  И, наконец, хотелось бы напомнить нашей просвещенной молодежи, что какая бы надстройка не доминировала в примитивной системе, а «классовая» структура в ней остается одна и та же: одни обманывают, другие обманываются. Примитивизм и рационализм несовместимы.
 

© bloker [24.09.2011] | Переглядів: 1184

2 3 4 5
 Рейтинг: 31.7/25

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook