для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Как в Украине объединяли церкви


Как в Украине объединяли церкви
Дорогие друзья!
El Gato имеет намерения поведать вам о событии, сыгравшем большую роль в жизни нашей страны - Брестской унии 1596г, попытке объединить католиков и православных, а также о том, что послужило причиной для такой интересной идеи.
Надо сказать, что попытки примирить две ветви христианства предпринимались неоднократно. Второй Лионский и Флорентийский Соборы торжественно объявляли про объединение церквей - кстати самым активным сторонником унии был митрополит Киевский и всея Руси Исидор, который впоследствии прославился активным участием в защите Константинополя от турок. Но дальше слов дело так и не пошло.
В конце 16-го века Речь Посполитая стала ареной борьбы идей между сторонниками реформации и контрреформации. Католическая церковь, которая потеряла значительную часть прихожан, приступила к реформам - были отменены индульгенции, началась борьба за чистоту нравов духовенства. В Православных церквах Востока ситуация была прямо противоположной - там процветали коррупция и  симония - купля-продажа церковных должностей. За соответствующую плату иерархи накладывали анафемы или выдавали грамоты об отпущении грехов - на любой вкус. Украинский епископ Ипатий Потий ярко описывает одного из таких торгашей - "якоби прекупник неякий  роскладаючи товар свой, так он святие речи - розгрешенье великое и малое торгом продавал: великое розгрешенье по талеру, среднее по полталера, а меншое по шесть грошей".
Ситуация в украинской церкви была особенно любопытной. Де-юре киевский митрополит подчинялся патриарху Константинопольскому, но на практике патриарх только утверждал митрополита, которого в зависимости от обстоятельств выбирал собор или назначал король. Светские власти вообще оказывали сильное влияние на церковь - право патроната принадлежало не только королю, но и магнатам а зачастую и шляхте. Построенные светскими лицами церкви и даже монастыри оставались их собственностью (если их не передавали в собственность епархии). Широко известен, хотя бы из "Тараса Бульбы" факт отдачи церквей в аренду - при этом подчеркивалось, что зачастую арендаторами были евреи (как будто отдача церкви в аренду другому лицу тут что-то меняла). Суть дела тут была в том, что на церкви смотрели просто как на выгодное предприятие, которое должно приносить доход владельцу - наряду с мельницами или кабаками.
В это время в Украине широко развивалось братское движение - жители крупных городов объединялись в братства, целью которых кроме всего прочего был контроль прихожан над действиями епископов в первую очередь за тем, на что они тратят церковное бабло - на общественные нужды, или на строительство особняков и крутые тачки. Тут братствам помогло то, что в Речи Посполитой не успела сложиться прочная централизованная церковная организация, которая опиралась бы на всю силу госвласти  - как в Московии, где патриарх Московский держал все под своим контролем.
В Западной Руси были отдельные владыки - луцкий, львовский, киевский, сильные каждый в своей епархии, но когда перед ними являлся кто-нибудь из восточных патриархов, хотя бы из далекого Иерусалима или уж совсем проблематичной Антиохии, епископ в глазах своей паствы отходил на второе место. И вот, какой-нибудь восточный патриарх без проблем и душевных терзаний мог за определенную сумму продать местному мещанству ни много ни мало как полный иммунитет по отношении к местному архиерею. Притом восточные владыки в Украину ездили часто - в подкрепление грамоты патриарха антиохийского, можно было заручиться аналогичным документом и от иерусалимского а еще лучше  - от константинопольского. Были бы деньги и желание. В грамоте, выданной Львовскому братству, оно получало право не только ставить себе священников которых епископ был обязан посвятить, но и могли следить за нравственностью всего духовенства, включая и самого епископа. Как тут было архиереям не заскучать по "своему" начальству, которое бы прекратило эти безобразия. На этой почве и возникла Брестская уния.
Этот основной мотив - борьба местных епископов с "беспределом" восточных патриархов отчетливо звучит в послании, с которыми западнорусские владыки обратились к королю Сигизмунду - "Видя в старших наших патриархах великие нестроения и нерадение о церкви божьей и законе святом, видя их неволю, видя что вместо четырех патриархов сделалось восемь, видя как они живут на патриаршествах, как один под другим в земле поганской подкупается, как к нам приезжая они диспутаций с иноверными не чинят, только поборы с нас берут - видя все это, мы епископы не желая оставаться в таком беспорядке и под таким пастырством, хотим приступить к соединению веры и пастыря единого, главного которому самим искупителем вверены, святейшего Папу Римского пастырем своим признать". В личной переписке епископы говорили проще и откровеннее - "Патриархи будут часто ездить за милостынею, Иеремия (патриарх константинопольский) уже свергнул одного митрополита, братства установил которые суть гонители владык, чего и нет так взыщут и оклевещут - сам посуди какое бесчестье! Госуларь король дает должнность и не отнимает, а патриарх по пустым доносам обесчестит и сан отнимет - сам посуди какая неволя! А когда поддадимся под Римского Папу, то не только сидеть будем на епископиях наших, но и на скамьях сенаторских засядем рядом с римскими епископами и легче отыщем имения от церкви отобранные".
На Соборе в Бресте унию поддержали  митрополит Киевский Михаил Рагоза,патриарший экзарх Кирилл Терлецкий и пять из семи епископов - Луцкий, Холмский, Пинский, Полоцкий и Владимиро- Волынский - они признавали Римского Папу главой церкви но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянской языке.
Продолжение следует
© gato [04.08.2011] | Переглядів: 2032

2 3 4 5
 Рейтинг: 46.6/29

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook