Сегодня днем в Донецке неизвестные заблокировали дверь в квартиру редактора сайта «Новости Донбасса» Алексея Мацуки мешками с цементом и подожгли. Поджигатели оставили возле двери похоронный венок «Алексею Витальевичу от скорбящих друзей и подруг». Имели ли неизвестные намерение сжечь журналиста в его квартире – неизвестно. Сам Алексей в это время выскочил на рынок, где его и застал звонок соседей. Возможно, просто убедительно пугали. Чертовски убедительно.
Профессия «журналист в Донецке» снова претендует на звание самой опасной. Казалось бы – времена убиенного в Славянске руководителя телекомпании ТОР Игоря Александрова ушли в прошлое. Да, руководившие в то время следствием (скорее – пародией на следствие) и ныне на коне – кто в Генпрокуратуре, кто – просто на хороших должностях, но они же изменились? Сделали выводы? Теперь никто не позволит так просто «решать вопросы».
Журналистов пугают, предупреждают рекламодателей, на СМИ давят – но уже давно не убивают. Двадцать первый век на дворе – пещерные девяностые забыты. Так думали многие. Похоже, сегодня это мнение можно считать ошибочным.
Поджог квартиры известного оппозиционного журналиста фактически перевернул новую страницу во взаимоотношениях СМИ и власти в регионе. И не стоит меня поправлять – «при чем тут власть – речь идет о чистом криминале». Это ошибочная точка зрения. Принцип – кому выгодно, остается самым верным. О деталях ниже, сейчас коротко – почему «простые бандиты» не могли напасть на журналиста.
Просто потому что Алексей вообще не интересуется криминальной тематикой. И за последние годы у него не было ни одного серьезного материала о бандитах, грабителях, наркоторговцах и прочих представителях чистого криминала. Ставил новости по материалам пресс-службы ГУМВД или прокуратуры, как и все его коллеги. Не было у простых бандитов причин опасаться Алексея или мстить ему. Они не пересекались. Совсем другое дело – чиновники и политики.
В этом сегменте общества Алексей успел за последнее время отдавить столько мозолей, что сразу указать на виновника трудно. Сегодня, когда интернет стал основным источником свободных новостей, информация от Алексея серьезно задевала представителей новой донецкой элиты. И именно отсюда могли придти добрые люди со своим взглядом на свободу слова, мешками с цементом, канистрой бензина и венком. Ну что, посмотрим, кому выгодно?
Не так давно Алексей сделал и обнародовал фото и видео дворца мэра Макеевки Александра Мальцева. А потом еще и
снял на видео диалог с этим любителем семечек и красивой жизни. Резонанс этот материал имел вполне приличный – роскошная жизнь вечного госслужащего, непонятные источники доходов и демонстративное высокомерие действовали убойно. Кто же знал, что это слово вскоре приобретет новый смысл – никак не связанный с характеристикой медийного резонанса.
Достаточно жестко и активно Алексей критиковал экс-губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка. За слишком дорогой дом, за необъяснимые источники доходов. Хватало и обидных жестов – даже сотрудник Алексея Виталий Сизов
отказался от губернаторской награды – чем не просто обидел «ответственных за СМИ в ОГА», но и явно показал цену своим коллегам «откровенно дружественным» власти. В общем, там тоже накопилось. Хотя эта версия куда более сомнительна – Близнюк достаточно эмоциональный человек, чтобы прилюдно наговорить совершенно неполиткорректных вещей, но такие методы – явно не его стиль. Тем паче Анатолий Михайлович теперь убыл
в почетную ссылку в Киев и все донецкие вопросы и обиды ему теперь – до лампочки.
Третий след – северный. Алексей Мацука достаточно активно и жестко критиковал мэра Славянска Нелли Штепу (не только в материалах, но и во время прямых эфиров, куда Алексея в последнее время часто просто перестали приглашать). И даже однажды спровоцировал еще одного «северного царька» мэра Краматорска на нападение, которое, впрочем,
выглядело не столько страшно, сколько комично – быдловатые хозяева жизни уже давно больше смешат, чем пугают. Пока не присылают пацанов с венками и канистрой, конечно.
P. S. Коллегам. Мне кажется, что сейчас не самый удачный момент заказать еще пива и произнести что-то философское типа “Он знал, на что шел» или «Бывает хуже». Дело даже не в том, что это проверка всех нас на вшивость, Бог с ней с моралью, тут каждый для себя решит. Мне тоже недавно досталось, хотя в моем случае речь шла скорее о
моральном терроре. Я бы советовал смотреть на это не просто, как на криминальное событие, а как на пробный шар. Схавают? Прокатит такой метод диалога СМИ с… ? Ну, вы помните, что криминальных материалов о простых бандитах Алексей не писал много лет. Так что рекомендую всем подключаться. И если не работает чувство корпоративной солидарности, включайте инстинкт самосохранения. Вопрос «кто следующий», опять актуален.
На фото: Алексей Мацука "общается" с мэром Краматорска Геннадием Костюковым