Перелом. Как Янукович ликвидирует Фирташа и других олигархов


 
24.01.2012 15:44
Автор: Юрий Романенко, "Хвиля"    
 
Любые кадровые перестановки отражают изменение баланса сил в архитектуре власти. С этой точки кадровые перестановки, которые запустил Янукович в минувшую среду не были ни неожиданными, ни непредсказуемыми. Они прямо вытекают из логики развития режима Януковича. Еще весной-летом 2010 года я писал, что интересы сохранения власти будут неизбежно толкать Януковича на конфликт с олигархами, которые привели его к власти. Этот конфликт, накладываясь на игру геополитических акторов и растущую активность масс, будет формировать новую политическую повестку. В итоге она приведет к гибели режима Януковича, а вместе с ним и к закрытию проекта постсоветской Украины. Но это перспектива (причем не такая уж и отдаленная), сегодня же политический режим входит в новый этап своей эволюции, который мы рассмотрим в данной статье.
 
Часть I. Теория
 
Большинство украинских политических обозревателей и аналитиков оставляют за границами своего анализа логику процессов, предпочитая сосредотачиваться на персоналиях и сплетнях с ними связанных. Мы пойдем от обратного и сначала выстроим логику процессов, а потом надстроим на нее игру тех или иных персоналий.
 
Итак, что толкает Януковича на конфликт с олигархами? Ответ: различная природа его и их интересов. Президент получает власть как ресурс на выборах, т.е. он зависим от настроения массы. Падение доверия народа есть угроза, которая приводит к потере власти. Это аксиома понятная всем.
 
В свою очередь, олигархам нет смысла волноваться относительно легитимации своих действий перед народом. Их главный ресурс - капитал, на постоянное приумножение которого они нацелены. Капитал украинских олигархов строится на двух китах – монополиях и доступу к ресурсу власти. Посредством власти монополизируется тот или иной сектор экономики или же облегчается доступ к бюджетным ресурсам.
 
Когда Янукович пришел к власти, то он щедро поделился с олигархами, которые были в его команде. Это обеспечило стабильность режима на первом этапе. Все остались довольны и занялись освоением обозначенных секторов. Фирташ – энергетикой и химической промышленностью, Ахметов – металлургией, строительством, сельским хозяйством, энергоненерацией, телекоммуникациями, Клюев – промышленностью, Семья – таможня, сельское хозяйство, инфраструктурные проекты, торговля.
 
Олигархи, которым не повезло оказаться в лагере победителей выступили в качестве доноров.
 
Здесь нужно учитывать, что режим Януковича изначально оказался в других рамках, в отличие от Ющенко. Как я писал ранее, определяющей рамкой является мировой экономической кризис. Он уменьшил количество ресурсов, которые получала экономика Украины. Следовательно, нужно было оптимизировать расходы различных социальных групп, чтобы свести дебит с кредитом.
 
Янукович не хотел вступать в конфликт с олигархами, поэтому пошел по пути сворачивания остатков социального государства в Украине, начав масштабные реформы. Их суть сводилась к тому, что все издержки перекладывались на бюджетников и малый и средний бизнес, тогда как крупный капитал получал максимальные доходы. Рост благосостояний олигархов в 2010-2011 гг. – факт, который неоднократно указывался в СМИ.
 
Однако, такая политика произвела к резкому падению рейтинга Януковича и Партии регионов. Наивные заявления Азарова о том, что «депутаты должны разъяснять народу суть реформ», которые прозвучали в ходе недавней феерической встречи премьера с депутатским корпусом регионалов, отражают суть проблемы. Население все более враждебно воспринимает реформы, которые ухудшают его положение. Это создало реальную угрозу поражения Януковича, как на парламентских выборах, так и в 2015 году. Однако, учитывая динамику тенденций в Украине и в мире, все более очевидным становится сценарий, когда действующий президент теряет власть из-за волнений народа или вследствие переворота. Все предпосылки к этому есть - народ недоволен и откровенно ненавидит власть, внешние акторы, начиняя от России и заканчивая США также не видят в Януковиче приемлемую фигуру, олигархи не хотят увеличивать издержки на содержание режима (об этом ниже), состояние мировой экономики создает все больше рисков, на которые невозможно отвечать, имея в Украине такую модель власти и экономики.
 
Поэтому, сегодня заявления о том, что Янукович выиграет президентские выборы 2015 года выглядят также смешно, как в мае 1453 года планы императора Византии по расширению империи на следующие сто лет. Тут бы до конца первого успешно досидеть. Но как?
 
Есть два пути выхода из ситуации - хороший и неправильный.
 
Хороший – когда власть делает шаги, которые нравятся народу. Например, повышает пенсии, облегчает жизнь мелкому и среднему бизнесу, улучшает качество образования, медицины, проводит модернизацию экономики, создает рабочие места и т.д. Он требует больших ресурсов и понимания траектории движения. Нужна стратегия и тактика, которые позволяют обеспечить качественный рост.
 
Неправильный – когда власть игнорирует интересы народа и делает ставку на силовые структуры, с помощью которых подавляет любое сопротивление. Режим становится карательным по сути и форме. Если складываются хорошие внешние условия, такой режим может существовать десятилетиями, но, как метко сказал Наполеон: «На штыках можно прийти на трон, но усидеть на штыках нельзя».
 
И тот, и второй вариант требуют огромных ресурсов, потому возникает вопрос – где их брать? В данных условиях, практически отпали все источники подпитки режима – внешние (кредиты МВФ, западных банков, инвесторов, рынки сбыта товаров отечественной промышленности) и внутренние (доходы населения падают, мелкий бизнес умирает). Потому остается один источник выживания – олигархи. По сути, стратегия Семьи сегодня заключается в том, чтобы максимально сконцентрировать контроль над активами, чтобы ресурсная база превышала потенциал конкурентов.
 
Поскольку крупные олигархи из бютовской когорты практически уничтожены, то возникает вопрос – кого резать из своей провластной группы. Давайте попытаемся ответить.
 
Ахметов? Нет. Слишком крупный и системный, чтобы быстро его завладеть его активами. Тем более что это связано с массой рисков. Отпадает на данном этапе
 
Пинчук? Слишком интегрирован в западные структуры. Атака на него чревата серьезными издержками в отношениях с Европой и США. В контексте дела Тимошенко это нежелательно. Отпадает
 
Клюев? Отпадает. Фактический менеджер избирательной кампании Партии регионов, лоялен Президенту. Отпадает
 
Коломойский? Хороший кандидат на раскулачивание. Самостоятельный. Надоел всем, но имеет мощное еврейское лобби. Если американские еврейские финансовые организации не будут против, тогда можно будет взяться за «Приват». Особенно интересен в контексте его контроля над «Укрнафтой». Но скорее всего, позже.
 
Фирташ – идеальный кандидат на раскулачивание, потому что выполняет функцию посредника между «Газпромом» и НАКом. Если убрать посредника, то можно прибыль не только увеличить, но и ложить себе в карман. Ответим на вопрос – нужен ли посредник Януковичу? Нет. Путину? Нет. Западу? Тоже, кроме того, Фирташ испортил на Западе репутацию из-за дела Тимошенко, которое, как там считают, он и инициировал.
 
Таким образом, Фирташ выглядит наиболее предпочтительной кандидатурой на раскулачивание, но, объективно говоря, не более предпочтительно, чем Коломойский. Но факты последних дней указывают на то, что именно с Фирташа начинается Большой олигархический передел Януковича.
 
Часть II. Факты и тенденции
 
В минувшую среду в правительстве состоялись масштабные перестановки, которые обозначили изменение баланса сил.
 
Разобьем факты вокруг этого дела на публичные и инсайдерские.
 
Публичные факты:
 
В среду стали известно, что Валерий Хорошковский ушел из СБУ на пост министра финансов, откуда предварительно ушел близкий к Азарову Федор Ярошенко.
Новый начальник СБУ не был назначен, пока что исполняющим обязанности является начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Владимир Рокитский.
По информации источника «Коммерсант-Украина» в СБУ уход Хорошковского был полной неожиданностью (1).
В четверг на «Украинской правде» появилась статья, в которой раскрываются коррупционные схемы, в которых замешана группа Фирташа-Бойко-Левочкина хотя многие эксперты считают, что Левочкин уже отстроился от Фирташа и стал самостоятельным игроком)
В четверг также стало известно, что Фирташ не сможет получить туркменский газ для своих химзаводов, потом что цена составляет около 400 долларов. Учитывая, что туркмены продают газ по цене от 150 долларов и у них сейчас его в избытке, можно сделать вывод, что ключевой проблемой для Фирташа стала высокая цена за транзит газа через территорию России (2)
В пятницу Азаров заявил, что Хорошковский будет курировать таможенную и налоговую службу (3)
В пятницу все та же «Украинская правда» публикует информацию о том, что фиктивная фирма, которая продала буровую вышку Бойко за 400 млн. долларов ликвидируется. (4)
Чуть позже появляется информация, что фирма которая продала вышку ликвидируется.(5)
На заседании Совбеза Президент предупредил о личной ответственности министров за проведение газовых переговоров (6).
Накануне во вторник появилась информация, что Юрий Иванющенко поссорился с Януковичем из-за неопределенности в отношении того, как действовать с Ахметовым, который занялся позицию стороннего наблюдателя по отношению к политическим процессам. По нашей информации Иванющенко на самом деле поссорился с старшим сыном Януковичем Александром, что на месяц затормозило принятие кадровых и прочих важных решений (7)
 
Инсайдерские факты:
 
Наши источники в АП указывают, что решение о назначении Хорошковского принималось, было принято в последний момент и на его место готовилась другая фигура – Колобова. Эта информация подтвердилась в субботу в публикации Юлии Мостовой (8)
Появление фигуры Хорошковского на посту главы Минфина неодобрительно встретил старший сын Януковича
В свою очередь, сын Януковича накануне кадровых перестановок досрочно вернулся из-за границы, где с ним он встречался с влиятельными представителями европейской элиты, которые предупредили его о дальнейшей пагубности курса отца и различного рода рисках, которые могут «обозначиться».
Фирташ «удивил» Януковича, когда отказался финансировать избирательную кампанию в трех областях.
 

Теперь давайте встроим эти факты в контекст происходящих событий и попытаемся охватить суть происходящего сдвига.
 
Для этого вернемся на месяц назад - в середину декабря. Рассмотрим диспозицию, которая сложилась для Януковича по итогам 2011 года:
Фактическое ухудшение экономической ситуации с еще более мрачной повесткой на 2012 год
Фактическая неэффективность правительства, как следствие провал реформ
Фактическая угроза внешнеполитической изоляции
Фактический резкий рост падения доверия, как следствие, скачкообразный рост протестных настроений.
Появление внутренних противоречий в правящей коалиции.
 
Такая ситуация подталкивала Януковича к радикальному изменению политики, чтобы сохранить власть. Здесь прослеживались две сюжетные линии:
 
Первая- концентрация полномочий и ресурсов путем законодательных изменений и укрепления позиций Семьи. Это мы рассмотрели ранее (9)
 
Вторая- запуск запасной схемы в формате Конституционной комиссии во главе с Кравчуком, задача которой подготовка реформы Основного закона, которая должна превратить Украину в парламентскую республику, где президент выбирается парламентом. Эта схема целиком логично вытекает из падения рейтинга Януковича, что делает перспективу победы на президентских выборах 2015 года проблематичной. Поэтому, важно получить большинство в Верховной раде, чтобы потом новым составом внести нужные изменения в Конституцию. В общем, в духе логики олигархов сериала «Босс» один из которых сказал: «Мы должны поддерживать преемственность любой ценой. Не менять ландшафты вообще или менять только его видимость. Так мы оказались там, где мы есть. И так мы здесь и останемся».
 
В 2011 году ситуация подталкивала Януковича к тому, чтобы пересмотреть тот пакт, который был заключен с олигархами донецкой группы, приведшего его во власть. Это выражалось в нескольких ситуациях с отставками, которые анонсировались, но переносились несколько раз.
 
Последние кадровые перестановки намечались на середину декабря 2011 года. Об этом заявили практически все ведущие украинские СМИ. Однако, этого не произошло. После Нового года стала известны подробности борьбы, развернувшейся внутри партии власти.
 
Как сообщали СМИ, кадровые перестановки не состоялись из-за ссоры Юрия Иванющенко с Виктором Януковичем относительно стратегии поведения по Ринату Ахметова. Суть противоречий до конца не ясна. По версии причиной был отказ Ахметова поддержать линию Януковича по укреплению президентской власти.
 
Наши источники, указывают, что второй причиной может быть ссора между Иванющенко и старшим сыном Януковича Александром. Сын стал тяготиться опекой Иванющенко и начал проявлять характер. По большому счету неважно, какая из причин имела место. Важно, что это привело к блокировке кадровой ротации, поскольку Иванющенко уехал за границу. Его отъезд застопорил политическую активность и катализировал кулуарные переговоры относительно повестки на 2012 год. В итоге 9 января произошел съезд олигархов, о котором написало «Зеркало недели». Непонятно какие решения там были предприняты, но спустя неделю начались кадровые перестановки, которые обозначили новую тенденцию – обострение борьбы в стане победителей и ослабление нескольких ключевых игроков.
 
Итак, что на самом деле значит приход Хорошковского в Минфин? Многие СМИ утверждают, что это тенденция к усилению группы Фирташа. Мы сделаем обратное предположение. Посмотрим на факты, которые изложили выше и попытаемся понять, что из них вытекает.
 
Часть III. Тенденции
 

Тенденция первая. В условиях кризиса роль силовиков растет или падает? Очевидно, что растет, поскольку от того, насколько эффективно действуют силовые органы напрямую зависит устойчивость режима и личная безопасность Президента. Тогда потеря ключевого силового кресла – это ослабление или рост влияния? Ответ очевиден.
 
Тенденция вторая. Что означает тот факт, что после ухода Хорошковского СБУ не получило нового руководителя, а только и.о.? Это означает, что решение принималось в большой спешке о чем свидетельствует два факта: первый - свидетельство источника в СБУ, который обнародовал «Коммерсант-Украина» о полной неожиданности такой рокировки; второй – отмена указа о назначении зама Арбузова Колобова и появление указа по Хорошковскому. Изменение решения произошло в промежутке между 15-00 и 17-00. Можно допустить, что первоначально главой Минфина должен был стать Колобов. В пользу этой версии говорит тот факт, что в день кадровой рокировки в Киев срочно из-за границы прилетел Александр Янукович. Очевидно, что он не возвращался бы, если бы не хотел повлиять на окончательное решение. Отсюда вытекает еще одно предположение, если он был в курсе о готовящемся назначении, то наверняка не покинул бы Украину, если бы не был бы уверен в благоприятном исходе рокировки.
 
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что Януковичу нужно было срочно освободить кресло СБУ, а в Минфин Хорошковский переместился в результате кулуарных договоренностей.
 
Тенденция третья. Назначение Хорошковского на Минфин отнюдь не приведет к появлению суперминистерства. Многие аналитики делают выводы, что Хорошковский теперь создаст суперминистерство, учитывая, что в его подчинении будет находится налоговая и таможня (как обозначил Азаров). Контраргумент. Хорошковский сможет сделать суперминистерство в том случае, если ему согласится отдать этот контроль Семья. Налоговую контролирует ставленник сына Януковича Александр Клименко. Будет ли он ложиться под Хорошковского? Очень сомнительно, также как и сомнительно, что Хорошковскому отдадут контроль над таможней, которую курирует Юрий Иванющенко. Отсюда вытекает вопрос – насколько Иванющенко сохранил это влияние? Если он его потерял, то кто вместо него? Вряд ли Семья отдаст это направление чужаку. Особенно, если учитывать, что Александр Янукович не принял назначение Хорошковского на Минфин.
 
Есть еще один фактор, который делает Хорошковского ограниченным в маневре – зависимость Минфина от позиции НБУ. В условиях развертывания внешнего кризиса бюджетный дефицит станет все сложнее рефинансировать обычными методами. Следовательно, влияние традиционных столпов наполнения бюджета – ГНАУ и таможни – упадет, а параллельно вырастет роль прямого финансирования НБУ под заниженные процентные ставки в гривне. А захочет НБУ дать Минфину денег или нет, зависит от Арбузова, который играет на стороне сына Януковича.
 
Таким образом, возможности Валерия Хорошковского превратить вверенное министерство в superpower напрямую зависит от того, насколько он сможет найти общий язык с Семьей. Отсюда возникает вопрос – где во всем этом тогда Дмитрий Фирташ?
 
Тенденция четвертая. На самом деле все вышесказанное свидетельствует, что Фирташ теряет свои позиции, причем очень стремительно. Первые три тенденции показывают, что Фирташ ничего не приобретает из кадровых перестановок. При этом, как верно заметила Юлия Мостовая, совершенно неправильно считать Хорошковского марионеткой Фирташа. Скорее всего, Хорошковский понял, куда дует ветер и решил играть свою игру, сближаясь с Януковичем, но не с его сыном на данном этапе.
 
В то же время, Фирташ оказался на острие контратаки оппонентов. Обратим внимание на два факта, которые произошло почти одновременно с ротациями.
 
Первый факт – это обвинение в коррупции, которое прозвучало со страниц «Украинской правды» в отношении Фирташа, Бойко, Левочкина. Сами по себе коррупционные факты по буровым вышкам «Нафтогаза» настолько очевидны («Хвиля» писала об этом осенью) (10), что прокуратура уже давно должна была возбудить уголовные дела и упрятать за решетку фигурантов. Однако, в данном контексте, нас интересуют не факты, а форма и время подачи. Они, несомненно, были увязаны с рокировкой Хорошковского и должны продемонстрировать дальнейшее падение акций Фирташа. Информация, которую мы видим в статье УП, явно требовала работы спецслужб и доступа к базам данных, а это означает, что документы сознательно слили журналистам под соответствующий контекстный ряд. А в этом ряду всплывает фамилия Юрия Бойко, еще одного человека из группы Фирташа, который сейчас участник газовых переговоров.
 
Второй факт - практически в это же время появляется информация, что структуры Фирташа не будут покупать туркменский газ в 2012 году, потому что он оказался слишком дорогим - 412 долларов за 1000 кубометров. Зададимся вопросом – что это значит? Это значит, что покупая у туркменов газ по 150-200 долларов, Фирташ получил от «Газпрома» такие цены за прокачку газа по территории России, что дальнейшая транспортировка утеряла всякий смысл. Тогда нужно задаться вопросом – почему Фирташ, который якобы вась-вась с «Газпромом» не смог выбить себе льготные условия? А потому что Фирташ больше не нужен «Газпрому», также как и не нужен Януковичу.
 
В «Газпроме» в декабре-январе проходят масштабные чистки, в ходе которых из структуры выбиваются люди, годами сидевшие на тех или иных схемах. Нельзя исключать в ближайшее время и отставки главы «Газпрома» Алексея Миллера. Проще говоря, для Украины это означает, что старые газовые схемы, работавшие годами, перестали работать. В этом суть сегодняшней газовой войны между Киевом и Москвой. Формируется повестка для закрепления нового баланса сил, который будет адекватен политическому раскладу в обеих столицах.
 
Это и есть пятая тенденция. Выдвину предположение, цель Януковича в этой игре поставить на газовые схемы близких людей из Семьи, чтобы избавиться от посредников в лице Фирташа.
 
В свою очередь, россиянам также нужно иметь гарантии, что подписанные договоры не постигнет судьба договоренностей с Тимошенко. То есть, нужно подписывать соглашение с теми, кто будет выполнять их. В этом контексте заявление Януковича об ответственности министров за ход переговоров можно рассматривать как непосредственную угрозу министру энергетики Юрию Бойко. Последний, если проанализировать последние заявления, явно очень волнуется, предлагая фантастические проекты от транспортировки газа из Турции (!) до перехода Украины на уголь. Если опустить, что все эти проекты (независимо от их реалистичности) требуют лага по времени для реализации, то легко увидеть, что Бойко явно хватается за любую соломинку.
 
Отсюда можно сделать вывод, что неудачи в газовых переговорах могут использоваться для обоснования кадровых перестановок и «газовики» могут оказаться в следующей «расстрельной шеренге».
 
Шестая тенденция. Вся эта ситуация показала дальнейшее падение ставок Николая Азарова, который проглотил увольнение Федора Ярошенко и по-сути превратился в смотрящего по Фейсбуку в Кабмине. Азаров сыграл функцию громоотвода и больше не нужен Януковичу, не смотря на обещание оставить Николая Яновича в кресле до ноября 2012 года. Очевидно, что Азаров удержится в премьерском кресле до конца зимы, но кто придет на его место пока еще неясно, поскольку еще не вырисовалась окончательная конфигурация расклада во властной команде. Фактически, сегодня эта версия была подтверждена информацией, что Азаров подал заявление об отставке (11)
 
Седьмая тенденция. Если ослабление Фирташа можно рассматривать как факт, то ослабление позиций Коломойского находится в прямой зависимости от позиций Юрия Иванющенко. Если он действительно сейчас сбавляет в весе, то это означает, что Коломойский будет следующим в списке на раскулачивание, поскольку они работали в спайке. Иванющенко выступал в качестве политического прикрытия Коломойского, который, не будучи донецким, достаточно уверенно себя чувствовал в 2010-2011 годах.
 
Таким образом, резюмируем все вышесказанное и прорисуем повестку для Януковича на 2012 год.
 
Первое, Янукович начал масштабное наступление на позиции олигархов, которые привели его к власти. Это необходимо для того, чтобы сохранить свою власть. Только у олигархов можно взять ресурсы, которые позволят вытянуть силовой и социальный блоки.
 
Второе, в качестве первостепенной цели выбран Фирташ, поскольку его позиции уязвимы из-за зависимого характера его бизнеса. Отсечение Фирташа от власти приводит к его резкому ослаблению, поскольку его основное состояние сделано на контроле газовых потоков. Бизнес Фирташа не выстроен в такую мощную интегрированную цепочку, как у Ахметова, потому быстро разрушается и теряет капитализацию. Странно, что СМИ игнорируют тот факт, что проблемы у Фирташа начались еще в ноябре, когда Иванющенко попытался забрать «Крымский Титан». (12)
 
Сегодня, когда все больше информации о том, что предприятия Фирташа оказываются под прессом правоохранительных органов и налоговой, журналисты упрямо видят в назначении Хорошковского рост влияния «РУЭ».
 
Третье, само по себе назначение Хорошковского нужно рассматривать не в контексте усиления Фирташа, а именно разрыва его группы. С этой точки зрения, рокировка с Хорошковским достигала трех целей: а) освобождалась площадка СБУ для «своего»; б) Хорошковский отрывался от Фирташа; в) Хорошковский сразу же загоняется в рамки, когда не контролируя налоговую, таможню и НБУ он ограничивается в маневре и становится вполне управляемым. Такой себе мини-Азаров, на которого можно будет повесить всех собак. С этой точки зрения, по своей сути маневр с Хорошковским по своему характеру является таким же «сливным», как и маневр с Тигипко в свое время. Поэтому разговоры о президентском будущем Хорошковского смешны. Янукович был бы идиотом, если бы тащил на президентское кого-то другого, чем себя или своего сына. Также смешны и разговоры о связи Хорошковского с Путиным. В условиях сегодняшнего конфликта Януковича с Москвой самое последнее дело для него повышать человека, на которого Кремль имеет виды. То есть, вся эта умозрительная конструкция «Хорошковский – преемник Януковича» смешна и нелепая, но в силу глупости наших СМИ она получила статус одной из основных версий. Ха-ха.
 
Четвертое, маневры предпринятые Януковичем не могут не насторожить Ахметова и других крупных акторов, которые не могут не понимать, что вопрос времени, когда логика сохранения власти будет толкать Президента наступать на позиции Рината Леонидовича. Как только Янукович поставит своего премьера, то с учетом расстановки фигур в других ведомствах он получит очень существенное преимущество. Правительство из конгломерата интересов ФПГ начнет превращаться в инструмент реализации политики Президента. В этом случае, Ахметов и другие олигархи неизбежно окажутся перед лицом угрозы войны с государственной машиной.
 
Парадокс ситуации заключается в том, что Янукович собирается построить модель, которую реализовал Лукашенко в 90-е-2000-е годы, но она сегодня умирает под ударами кризиса. Детально мы разбирали эту ситуацию летом (13). Здесь стоит отметить, что стабильность модели Лукашенко покоилась на том, что, не дав вырасти местным олигархам и обеспечив контроль государства над всеми значимыми сферами, АГЛ предложил внушительный социальный пакет, который превратил Беларусь в государство среднего класса. Но…сегодня эта модель рухнула и Лукашенко вынужден отдавать собственность и, как следствие, это ставит крест на том государстве, что выпестовал за 15 лет. Поэтому, поворот Януковича в сторону «лукашизации» государства – однозначная ошибка, причем ошибка трагическая, поскольку в Украине за 20 лет сформировались принципиально иные политические и экономические условия, делающие невозможной успешную реализацию модели Лукашенко.
 
Отсюда можно предположить, что в 2012 году мы будем свидетелями мощнейшего конфликта внутри партии власти, в который будут вовлекаться внешние акторы
 
Эскалация конфликта внутри правящей верхушки будет накладываться на воздействие мирового экономического кризиса и ухудшение социального положения в стране. В сумме это создает все предпосылки для того, чтобы режим Януковича рухнул. Вне зависимости от того, победит Янукович олигархов или его атака захлебнется, эти действия потребуют такой концентрации усилий и ресурсов, которые существующая экономическая система не способна дать. Это будет пиррова война, которая приведет к пирровым последствиям.
 
Автор является директором Центра политического анализа "Стратагема"
http://hvylya.org/analytics/politics/18065-perelom-kak-janukovich-likvidiruet-firtasha-i-drugih-oligarhov.html

(27.01.2012 02:32:13) durdom.in.ua