Военно-долевая кухня
Почему Минобороны отказалось от проведения тендера по снабжению армии продовольствием? Глава профильного комитета Верховной Рады Анатолий Гриценко убежден, что государство понесло 213 млн грн. убытков не просто так, а министерской корысти ради.Все-таки не зря говорят в народе: капля камень точит. Уж сколько раз писала наша пресса о разнообразных «мутных делишках», проворачиваемых под крышей Министерства обороны – и все безрезультатно; «строгий, но справедливый» режим Януковича будто воды в рот набрал. Однако на минувшей неделе дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки, и у общества появилась надежда на то, что министр обороны Михаил Ежель наконец-то получит повестку на допрос в Генпрокуратуру.
Последней «каплей» стала публикация в блоге Анатолия Гриценко. Экс-министр обороны, председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны обвинил министра Ежеля в том, что тот искусственно сделал монополистом на рынке продовольственных услуг в армии не вполне безразличные ему фирмы. Гриценко предупреждает, что в результате этого государство понесет ущерб в 213 млн гривень.
...И буквально на следующий день по указанию премьера Николая Азарова Министерство экономического развития и торговли отстранило от выполнения обязанностей заместителя министра Александра Сухомлина на время служебного расследования по предоставлению Министерству обороны разрешения на продление на второй квартал закупки услуг по питанию солдат у одного участника. А у «Обкома» возник ряд вопросов к г-ну Гриценко. И главный из них звучит так: стоит ли ожидать от украинской власти полномасштабного расследования этого дела? Или у Януковича, как водится, назначат «стрелочников» и ограничатся полумерами?
- То, что происходило в последнее время на рынке продовольственного обеспечения Вооруженных Сил, я считаю сговором с целью «заработка» нечестным путем, - говорит Гриценко. - Речь идет о пяти компаниях, входящих, фактически, в один пул, и пользующихся поддержкой министра обороны Михаила Ежеля. Материалы об этом есть и в Генпрокуратуре, и в СБУ, и в Секретариате Кабмина.
- Названия этих компаний известны. Но уверены ли вы, что первые лица государства и правоохранительные органы обо всем в курсе?
- Уверен. Мне известно, что Николаю Азарову докладывали, кто («в лицах») стоит за этой схемой; на каком этапе жена Ежеля была среди учредителей. В правоохранительных органах знают, как она в телефонном режиме «разруливает» платежи для этих компаний между департаментами Минобороны. Если бы у Генпрокуратуры и СБУ была возможность работать честно, то они бы очень быстро нашли (в том числе путем проверки телефонных разговоров), откуда торчат «уши» лоббизма; и дали бы ответ на вопрос, почему Ежель с первых дней работы в должности проявил особый интерес ко всем поставкам в армию, приносящим деньги. Сейчас мы с вами говорим о продовольствии, но ведь аналогичная схема - с монопольным поставщиком и завышенными ценами – внедрена в сфере поставок для армии горюче-смазочных материалов, вещевого и медицинского имущества. Все взято «под контроль», и те формальные и неформальные совещания, которые проводит министр, - они на 90% касаются этих финансово-материальных потоков, а не перспектив развития армии.
И за этой «идеей» - добиться проведения закупок у одного участника (вместо того, чтобы провести тендеры и выбрать самое выгодное для страны и армии ценовое предложение) – за этим стоят Ежель и его команда.
- А как же Министерство экономики?
- Минэкономики в данной ситуации – это инструмент. Напомню, что в прошлом году было то же самое. Точно так же члены правительства - в частности, Николай Азаров и Владимир Сивкович - выступали против того, чтобы в армии действовала процедура одного поставщика. Выступал против этого и тогдашний министр экономики Василий Цушко. Но за их спинами тот же самый замминистра экономики, ныне отстраненный Александр Сухомлин подписал эту процедуру - и это при том что его лично предупредили: не делать этого ни при каких условиях! Подписал – и сразу свалил на длительный период в отпуск, в Египет...
- И чем закончилась эта история в прошлом году?
- Закончилась незаконным превышением бюджетных расходов. До сих пор более 100 миллионов гривень не выплачено предприятиям - поставщикам продовольствия. Это прямое нарушение закона, но за это не ответил никто!
- Речь идет о компаниях, пострадавших из-за самоуправного лоббизма г-на Сухомлина?
- Это компании, которые кормили солдат авансом, под гарантийные письма чиновников Минобороны о том, что их услуги будут оплачены. В результате, эти компании обеспечили питание – но с ними не рассчитались, и сумма долга Минобороны превышает 100 миллионов.
- Получается, эта сумма сейчас «зависла»?
- Да, эти предприятия министр Ежель попросту «кинул». Включая государственное предприятие «Белоцерковский военторг», входящее в сферу ответственности Минобороны. Сейчас они в долгах, на грани банкротства, ищут правду в судах, но юридической основы для того, чтобы с ними рассчитаться, нет.
- Вместо этого Ежель все поставки вновь завел под одного исполнителя?
- Да. А один исполнитель – это всегда завышенная цена, и эта цена по итогам года вновь выведет Минобороны за рамки бюджетных назначений.
- И как же в наших верхах «разруливали» этот деликатный вопрос?
- На тревожные публикации в СМИ никто внимания не обращал. Даже на журналистские расследования, с документальным подтверждением безобразий. Лишь когда по телевизору стали показывать солдат, которые ножницами открывали консервы сухого пайка, когда эта проблема вышла на уровень общенационального скандала и о ней узнали все, включая Президента, - вот тогда уже начали искать «пожарный выход».
- Напомните, когда происходило все это безобразие...
- В течение нескольких недель конца прошлого - начала нынешнего годов. Так вот, выход нашли: обратиться к Верховной Раде с законопроектом-просьбой: продлить договора, заключенные в 2009-10 гг. с теми компаниями, которые кормили солдат, до 31 марта, то есть на первый квартал текущего года.
- Таким образом Ежелю дали люфт во времени?
- Да, за это время Минобороны должно было провести честный и прозрачный тендер и выбрать компании с наилучшим предложением. Но вместо того, чтобы проводить этот тендер, Ежель сделал все для того, чтобы он не состоялся. Организовали надуманные жалобы в Антимонопольный комитет, чтобы остановить проведение тендера. После чего АМК принимает решение: назначить рассмотрение жалоб на середину апреля. И это при том, что в Антимонопольном прекрасно знали: 31 марта заканчивается срок, предусмотренный законом для завершения тендера!
- Выходит, и АМК был «в схеме»?
- Нет, все было несколько иначе. Когда десять дней назад Ежель на Кабмине доложил Азарову о том, что он не может провести тендер, поскольку процедуру заблокировал Антимонопольный комитет, Азаров с этим категорически не согласился и сказал, что тендер должен быть проведен обязательно. И когда спросили Цушко, почему АМК принял такое решение, тот пожал плечами, дескать, «Ежель же сам об этом просил»… Цушко понял, что его «подставили».
Таким образом, «оборудку» затеял сам Ежель. После того заседания Азаров вместе с руководителем секретариата Кабмина Константином Любченко пытались контролировать, чтобы никто в Минэкономики не дал разрешения на процедуру одного исполнителя. До 25 марта это требование соблюдалось. Но потом Андрей Клюев уезжает в командировку, а Сухомлин тут же исподтишка подписывает Ежелю разрешение.
- Неужели бескорыстно?
- Наверное, не бесплатно, но это уже вопрос правоохранительных органов. Потому что чиновник, зная о том, что произошло в прошлом году, и какие были публичные «разборки», идет, тем не менее, на этот шаг и подписывает разрешение на процедуру одного исполнителя, по цене 42 грн. за суточную норму питания. И это при том, что, согласно утвержденным нормативам, эта цифра не должна превышать 32,60 грн.
- А вам возразят: дескать, 32,60 грн. – сумма заниженная: как, при нашей инфляции, да на такие деньги прокормить солдата?
- Несмотря на инфляцию, сегодня есть добрый десяток предприятий, готовых обеспечить питание солдат за 31-32 грн. Но их даже никто не пригласил для участия в конкурсе! Пригласили вот тот «куст» из пяти фирм, контролируемых практически одним человеком. И те монопольно заявили цену в 42 грн. На самом же деле, из этой суммы собственно питание будет на уровне 17 грн. А 25 грн. – расходы на организацию питания и прибыль. Классно придумали? А ведь это грабеж из солдатского котла! Скажу больше: если бы норма в 32,60 грн. была выдержана, то ни одна из этих компаний интереса к этому тендеру не проявила бы вообще. Они бы просто ушли!
То есть на самом деле эта проблема решается просто: необходимо выдержать цену, заложенную в бюджет. И работать лишь с теми предприятиями, которые готовы кормить солдат по этой цене. Тогда монополист, нацеленный на сверхприбыль, искал бы заказы за пределами армии. Их ведь интересует быстрый «навар»…
- Для кого именно?
- Я не знаю, кто именно стоит за монополистом, ведь схема темная, а в таких случаях предприятия регистрируют на третьих лиц. Журналисты, исследовавшие генеалогию собственников, среди возможных бенефициаров называют министра АПК Николая Присяжнюка и народного депутата Юрия Иванющенко. Это не мой вопрос, пусть на него ответят контрольные и правоохранительные органы.
Одно ясно: кто бы ни стоял за этими «схемами», он имеет такое громадное влияние, что может переломить (в незаконную сторону) позицию премьера, добиться «нужного» решения в Минобороны и Минэкономики, заставить чиновника подписывать документы, которые явно грозят ему тюрьмой. Поскольку в текущем году бюджетные расходы на эти нужды превышаются на 213 млн гривень. И это по самым скромным подсчетам, ибо другие расчеты выдают цифру в 250 млн гривень...
- Что на практике означает сложившаяся ситуация?
- Это означает, что в сентябре месяце деньги закончатся, и не за что будет кормить солдат. Предстоит точно такой же скандал, как и в прошлом году. Кабмину придется срочно искать деньги, перебрасывать их с одной программы на другую.
- Помимо публикаций в блоге, вы еще как-то пытались достучаться до высшего руководства относительно фортелей Ежеля и его команды? Вам как представителю оппозиции это было бы с руки...
- Я действительно в оппозиции к нынешней власти и ее политике. Но ведь тревогу бьют все члены нашего комитета, в том числе представители большинства. Месяц назад на заседании комитета мы в очередной раз обсуждали проблемы армии: отсутствие программ развития, срыв оборонных заказов, провалы в кадровой политике, злоупотребления с бюджетом, невыполнение указов Президента… После этого комитет уполномочил меня письменно обратиться к Азарову с просьбой (а поскольку это было уже повторное обращение, то, скорее, с требованием) безотлагательно организовать встречу премьера с руководством нашего комитета: Гриценко, Гриневецким, Кузьмуком, Кинахом.
- Чтобы проинформировать Николая Яновича о реальном положении вещей?
- Чтобы раскрыть премьеру глаза на то, что происходит в армии и ВПК. Поскольку члены комитета – независимо от того, они во власти или в оппозиции – не могут безучастно наблюдать, как армию практически убивают. А ведь по Конституции именно Кабмин отвечает за материальное и финансовое обеспечение обороноспособности. Это прямая ответственность правительства!
- И что, встреча состоялась?
- Премьер все никак ее не спланирует…
- Как технически можно исправить ситуацию, ввести ее в законное русло?
- Очень просто: не знаешь, как поступить - поступай по закону. Закон предусматривает проведение тендера – вот и проводите. Нынешнее беззаконие может остановить премьер (решением Кабмина), еще быстрее – Президент, он же Верховный Главнокомандующий, одним звонком Ежелю. Зная трусливость подобных деятелей, для них достаточно было бы и письма главы АП Сергея Левочкина о том, что Президент считает недопустимым превышение бюджетных расходов и требует проведения тендера. Стали бы в строй, как шелковые…
Можно поступить и по-иезуитски: предложить монополисту войти в «трубку» 32,60 гривень и кормить солдат по этой цене весь год. После этого он сам уйдет.
Но все это возможно при одном условии: если за монополистом не стоит человек, который имеет на решение этих вопросов большее влияние, чем сам Президент. Потому что на самом деле по совокупности всего, что уже натворил Ежель в Министерстве обороны, его надо было уволить давно. И для меня абсолютно очевидно, что те нарушения закона с неэффективным использованием средств, с потерей Вооруженными Силами имущественных комплексов (включая землю) стоимостью в миллионы долларов – за все это Ежеля ждет одно: поход в Генеральную прокуратуру, с очень высокой планкой ответственности. Или ему придется убегать в Россию. Ежель уже давно заступил за красную черту...
- То есть сейчас, с учетом публикаций прессы и ваших заявлений, власть, по идее, должна жестко отреагировать и отправить Ежеля в отставку. А у общества появляется возможность проверить, стоит ли за этим делом фигура, самолично «крышующая» коррупцию, наносящую государству урон в сотни миллионов гривень...
- Я с вами согласен, нынешняя ситуация – это тест, для Януковича прежде всего. Вспомните, сколько раз он говорил, что не будет мириться с фактами коррупции, и что для него все равно, «свой» ли коррупционер, или «чужой»? Так вот, обнародованием этой «сделки» я дал Януковичу шанс подтвердить слово действием. Мой блог вышел под названием «Коррупция в правительстве Януковича – кто сядет за решетку?». Мы ведь понимаем, что это правительство Януковича, а не Азарова. Премьера лишили даже формальных рычагов кадровой политики в отношении министров. Плюс Янукович – Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил, не Внутренних войск или Налоговой милиции, а именно Вооруженных Сил! Так что, вот конкретные факты нарушений – вперед! Показана цифра в 213 миллионов убытка, вскрыта проблема, названы ведомства и фамилии руководителей, которые принимали в этом участие. Понятен главный инициатор, двигатель этой незаконной «схемы» - министр обороны Ежель. Чьим указом назначается и снимается? Правильно, Януковича. Вперед, действуйте!
- И что бы вы сделали на месте Януковича?
- Немедленно бы уволил Ежеля и параллельно дал поручение правоохранительным органам проверить соблюдение закона и привлечь виновных к ответственности. Задача правительству – немедленно отозвать разрешение Минэкономики на процедуру одного исполнителя, провести тендер и добиться, чтобы участники вошли в указанную Кабмином ценовую «трубку».
- И вы верите, что власть так и поступит?
- Не уверен. Наверное, как и вы. Объективности ради, скажу, что может быть, это тот случай, когда количество перешло в качество.
Через 30 минут после размещения блога в Интернете на меня в телефонном режиме вышел высокий правительственный чиновник. Попросил изложить детали; спросил, какие решения я бы советовал принять на уровне Президента и Кабмина для решения проблемы; пообещал, что они займутся этим вопросом серьезно, поскольку Ежель со своими аппетитами достал уже многих...
На следующий день пресс-служба премьера и параллельно – первый зам Клюева, Вадим Копылов сделали публичные заявления: заместитель министра экономики Александр Сухомлин отстранен от занимаемой должности; отстранен также и руководитель департамента госзакупок Министерства; согласие на процедуру одного поставщика отозвано; премьер дал команду провести служебное расследование...
Первые действия правильные. Но меня другое беспокоит: чтобы внутренние разборки не ограничились одним Минэкономики. Повторю, Минэкономики – это инструмент обойти тендер, главный источник всей этой незаконной «оборудки» и одновременно ее бенефициар – сидит в Министерстве обороны.
По последней информации, премьер уже поручил провести служебное расследование и в военном ведомстве. Но Ежель все еще в должности. Вот вместе с вами и посмотрим, чем закончится эта история.
Семен ПОТЕМКИН
Обком (06.04.2011 12:56:25) durdom.in.ua