пароль
помнить
uk [ru]

"Я не вижу причин для отстранения Тимошенко от выборов"

Комиссар Совета Европы по правам человека подготовил рекомендации Украине
 

 
Сегодня Совет Европы (СЕ) обнародует отчет комиссара по правам человека о ситуации в Украине. По информации "Ъ", документ будет содержать жесткую критику украинской системы судопроизводства. Накануне публикации комиссар СЕ ТОМАС ХАММАРБЕРГ рассказал специальному корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО об основных претензиях к украинской власти и возможных путях решения проблем Украины, вызванных обвинительным приговором Юлии Тимошенко.
 
— Какие нарушения прав человека, на ваш взгляд, характерны для Украины?
 
— Отчет будет в значительной степени о том, как работает ваша система юстиции, он будет содержать критические замечания и наши предложения. Случаи коррупции, политического влияния на судебные процедуры оказывают пагубное воздействие на уровень соблюдения прав человека. Часть проблем обусловлена неравноправием сторон в судебном процессе — у обвинения в Украине слишком много власти. Есть проблемы, связанные с прямым или косвенным политическим влиянием на суды. И, наконец, Украине нужно бороться с насильственными методами работы правоохранительных органов — как при задержании, так и при расследовании преступлений.
 
— Как изменилась ситуация в правоохранительных органах в последние годы?
 
— Могу констатировать, что сейчас проблемы Украины схожи с теми, что я видел несколько лет назад. Похоже, что достаточного улучшения не произошло. Звучат те же обвинения в адрес милиции. Жертве милиционера тяжело добиться возбуждения дела и очень трудно привлечь его к ответственности. Эта проблема должна решаться как с помощью демократического надзора за деятельностью милиции, так и путем введения эффективного независимого механизма внутренних расследований. А сейчас у вас фактически действует принцип милицейского иммунитета.
 
— В Украине в контексте нарушения прав человека больше всего говорят о делах Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и Валерия Иващенко. Сформировали ли вы свое мнение об этих делах?
 
— В деле Юлии Тимошенко было принято неверное решение арестовать ее в ходе процесса. Вы же знаете — никто не может быть признан виновным до решения суда, поэтому предварительное задержание можно применять исключительно в тех случаях, когда есть риск побега обвиняемого или когда есть веские доказательства его давления на участников процесса. В случае Тимошенко не было ни первого, ни второго. Я вижу именно эту проблему.
 
— Если не ошибаюсь, в январе на закрытой встрече с дочерью экс-премьера Евгенией Тимошенко вы высказывались более жестко, заявляя, что выборы не могут быть признаны демократическими без участия лидера крупнейшей демократической оппозиционной партии. Вы действительно придерживаетесь такой позиции?
 
— Прежде всего для меня важно, что с человеком поступили некорректно, нарушив демократические стандарты, и кто бы ни был на месте Юлии Тимошенко, я бы занял такую же позицию. Если бы на суде было доказано, что госпожа Тимошенко совершила преступление, которое делает невозможным ее участие в выборах, тогда другое дело. Но я таких доказательств до сих пор не увидел. И с учетом фактов, которые представлены на данный момент, я не вижу причин для отстранения Тимошенко от выборов.
 
— Вы собираетесь признавать недемократическими все выборы, в которых не будет участвовать Юлия Тимошенко? У Украины есть выход из этого тупика?

— Выхода два. Либо власть в ходе честного непредвзятого судебного процесса подтвердит, что Тимошенко действительно совершила преступление, либо она выходит на свободу и принимает участие в выборах.
 
— Какова ваша позиция в отношении Юрия Луценко? У него немного иная ситуация — суд с высокой долей вероятности даст ему условный срок, то есть оставит на свободе, запретив участие в выборах.
 
— Ситуация такая же. То, что я говорил о Юлии Тимошенко,— это вопрос корректности процедур. Наказывая человека, в том числе запрещая ему баллотироваться на выборах, украинская власть должна доказать инкриминируемое ему преступление, а этого так и не произошло. Так что на нынешней стадии, если не будут предоставлены новые факты и новые доказательства, он должен быть допущен к выборам.
 
— В 2010 году Украина приняла закон о судоустройстве. Сегодня СЕ критикует этот документ. Считаете ли вы, что именно его принятие ухудшило ситуацию в судебной системе?
 
— Нельзя говорить, что все проблемы кроются в этом законе. Многие из них давние и существовали задолго до принятия закона "О судоустройстве". К примеру, если мы говорим о системе назначения судей, то политическая составляющая была здесь ранее и осталась сегодня. Процедуры в суде слишком длительные, до принятия решения проходит много времени. Есть немало случаев, когда на практике решения судов не выполняются. Мы обеспокоены чрезмерным применением досудебного задержания, в результате чего люди, которые вполне могут быть невиновными, надолго оказываются в тюрьме.
 
— Вы требуете от Украины "косметической" или полной реформы системы судоустройства?
 
— Должен быть проведен существенный пересмотр законов о деятельности судебной системы. Но я хочу отметить, что Киев уже начал эту работу. И мы хотели бы, чтобы ваши власти учли наши рекомендации. Тогда новая система будет соответствовать международным стандартам. Также хорошо, что сейчас готовится пересмотр законодательства о прокуратуре, об адвокатуре. Украина меняет и уголовно-процессуальный кодекс, что решит ряд беспокоящих нас проблем.
 
— Вы упомянули о политическом влиянии на решения судов. Насколько глобальна эта проблема в Украине?
 
— Мне трудно сказать, как широко распространено вмешательство власти в судебный процесс. Конечно, это встречается в наиболее чувствительных процессах. Следует также не забывать, что бывает не только прямое, но и косвенное влияние: когда судью назначают вести дело, и он понимает, что власть хотела бы получить тот или иной результат рассмотрения.
 
— Есть ли у вас обеспокоенность по поводу распределения дел между судьями?

— Я знаю, что это волнует многих в Украине: и то, как распределяются дела, и то, что некоторые дела попадают к молодым судьям, назначенным на пятилетний срок и в связи с этим наиболее подверженным давлению извне. Вам предстоит создать такую систему, которая убедит людей в непредвзятости распределения дел. Безусловно, нужен определенный уровень автоматического распределения, но при этом должна оставаться возможность поручать сложные дела более опытным судьям.
 
— В Украине сложилось мнение, что большинство судей берет взятки. Есть ли возможность преодолеть это явление?
 
— Вы правы, лет пять назад, когда я впервые приезжал в Украину, люди говорили мне, что не верят судебной системе. Сейчас эта ситуация сохраняется. Вам не удастся защитить судебную систему от взяток до тех пор, пока вы не обеспечите судьям доход, позволяющий им не зависеть, скажем так, от "частных взносов". И вторая составляющая — нужна система наказания судей-коррупционеров, которая обеспечивала бы реакцию на сообщения о взятках, чтобы каждый судья понимал, что брать взятки для него слишком рискованно.
 
— Анализировали ли вы работу Конституционного суда?

— Конечно, там тоже есть проблемы, равно как и в Верховном суде. Я не хочу вдаваться в дискуссию, что было причиной этих проблем, но могу констатировать, что доверие людей к названным судам невысоко.
 
— Что произойдет, если Украина не будет выполнять рекомендации, содержащиеся в вашем докладе?
 
— Я очень хотел бы, чтобы Украина выполнила их, потому что иначе критика продолжится. И главное: это нужно сделать не для того, чтобы удовлетворить международное сообщество. Эти изменения прежде всего призваны улучшить ситуацию внутри страны и в конечном итоге обеспечить (власти.—"Ъ") поддержку народа. Мы убеждены, что наши рекомендации вполне соответствуют тому, что хотят увидеть люди. Ведь украинцам нужна независимая, не подверженная коррупции и давлению судебная система.
 
— 1 апреля вы покинете свой пост, его займет новый комиссар СЕ по правам человека Нильс Муйжниекс. Поддержит ли он вашу позицию по Украине?

— Да, несомненно. Мы много беседовали, и его оценка ситуации совпадает с моей. Есть вопросы, в которых он еще не настолько информирован, и это естественно. Но я не вижу поводов считать, что по какому-то из них он будет придерживаться другой линии.
 
Интервью взял Сергей Сидоренко
 
«Коммерсантъ»
[23.02.2012 14:58:20] | Просмотров: 1540

Комментарии

23.02.2012 17:36:48
Excellently
Не согласен Согласен  Поддержка: 100%(3/3)



23.02.2012 17:38:18
patient
Не согласен Согласен  Поддержка: 0%(0/3)



23.02.2012 19:53:54
[email protected]
 

От чего же ты так офигел? Неужели у тебя лично наступило покращення, а они негодяи брешут?biggrin patient
Не согласен Согласен  Поддержка: 100%(3/3)



24.02.2012 00:20:36
Excellently
Все точки над І.
Не согласен Согласен  Поддержка: 100%(3/3)





programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Забыл пароль :: Регистрация
пароль
помнить