Ты помнишь, как все начиналось?
«Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, ибо нет ничего нового под солнцем…». Живи Экклезиаст в наши дни и прочитай он заголовки сегодняшних Интернет-новостей, наверняка, лишний раз убедился бы в своей правоте. Речь идет, разумеется, о нашумевшем решении Конституционного суда. За годы, прошедшие со времен конституционной реформы 2004 года слово «конституция» заметно поистрепалось, превратившись из политико-правового термина скорее в оружейный. Вроде заточки или кистеня, который время от времени вынимает из кармана очередной политик чтобы погрозить очередному «заклятому партнеру». Словом, «друзьям – всё, врагам – конституция». И, тем не менее, именно сейчас, мне кажется, есть смысл вспомнить предысторию конституционных изменений, отмена которых КС вызвала такой резонанс.
Если взглянуть ретроспективно, создается впечатление, что Украина – страна бесконечной конституционной реформы. Отцы-основатели США, если бы о таком узнали, померли бы во второй раз. От зависти. Они ведь, когда за несколько дней написали основной закон своей страны, а затем разъехались по своим хлопковым плантациям - и знать не знали, что в такие игры можно играть десятилетиями. У нас же с момента принятия Конституции 1996 года только в 1999 и 2005 годах не было попыток на самом высоком уровне изменить существующий Основной закон. Да и то, в 2005-м только потому, что изменения уже были запланированы в декабре 2004-го.
Первые поползновения к конституционной реформе начались, едва успела высохнуть краска на прежнем тексте. Тогда инициатором процесса был незабвенный Данилыч. Поначалу его усилия были направлены на расширение и так уже колоссальных полномочий и превращение Украины уже не только де-факто, но и де-юре в президентскую республику. Когда же стало ясно, что международная общественность не согласится с появлением в центре Европы еще одного Лукашенко, вектор поменялся. Теперь усилия президентской команды оказались направлены на максимальное урезание полномочий будущего преемника. Кто бы им ни стал. Правда, вначале проект превращения Украины в парламентско-президентскую республику, за номером 4105 не прошел. Для политиков образца 2003 года он оказался слишком радикальным.
Звезды сошлись осенью 2004 года. Правда, сошлись они не над головой «мессии», радостно тянувшего свои шаловливые ручки к Пересопницкому Евангелию. Конечно, будь его воля, Ющенко вряд ли согласился бы с кастрацией своих будущих полномочий. Но воля была не его. С одной стороны, страна оказалась в состоянии раскола, и противостоящие стороны вынуждены были сделать шаг назад; с другой стороны – нужно было как-то обеспечить лояльность партнеров по оранжевой коалиции. Скорее всего, мы никогда не узнаем подробностей переговоров за закрытыми дверями, которые, в конце концов, привели к судьбоносному голосованию 8.12.2004. Но то, что в этой игре Ющенко был не игроком, а, в лучшем случае, фигурой (если не пешкой), доказывает последующая бесславная история его правления.
Если бы изменения в Конституции были действительно продуманной реформой, а не компромиссом (а точнее, сговором политических элит), они не были бы столь топорными. Мы помним, как буквально на следующий день после голосования в парламенте реформа попала под шквал критики экспертов и журналистов. Стало ясно, что при таких условиях государственная власть превращается в трехголового Змея Горыныча, каждая голова которого постарается захватить управление над туловищем, а при случае – сожрать две остальные. Измененная конституция могла бы работать, разве что, в случае «l`Entente cordiale» всех участников политического процесса, что невозможно по определению.
Споры о реформе продолжались все время ее действия, причем свое отношение к ней высказывали и политические тяжеловесы. И Юлия Владимировна, и Виктор Федорович были последовательны. Их отношение к конституционным изменениям последовательно менялось в зависимости от того, во власти или в оппозиции они находятся в данный момент. И только Виктор Андреевич тихой сапой старался урвать себе очередной «шматочок повноважень». Правда, неясно, для чего они бы ему понадобились. Ведь в 2005 году, имея практически диктаторские кучминские полномочия, единственное, что Ющенко смог сделать эффективно – это доказать полную никчёмность своего пребывания на высшем государственном посту.
И вот, вроде, бы одиозная политреформа отыграна назад. Но отчего-то не чувствуется ни радости, ни облегчения. Может, потому, что как принималась она впопыхах, непродуманно, в угоду сиюминутной политической целесообразности - так и отменяют «с душком». А это значит, что конституционный процесс в нашей стране был и остается игрушкой в руках олигархических кланов, витрины которых – наши «политические» партии. Они привыкли жить по понятиям, их это устраивает. А нас?
Innorganik (03.10.2010) durdom.in.ua