Константин Васильевич меняет профессию


Константин Васильевич меняет профессию На украинском медийном рынке пахнет резонансным прецедентом: скамья подсудимых ожидает издателя профессионального еженедельника НефтеРынок, которого обвиняют в вымогательстве. Материалы уголовного дела описывают простую схему: подвергнув клиента давлению путем масштабной PR-кампании, ему предложили купить молчание. Клиент оказался не из робкого десятка, поэтому «встать, суд идет». Однако на выручку партнеру пришел старый друг, причастный к крупной политсиле. К счастью журналистов-вымогателей, эта сила одержала верх на президентских выборах, поэтому друзья полны оптимизма замять дело. Мало того, пришедшие перемены открывают новые возможности для старых схем.
 
Бывали дни веселые…
Константин Бородин и Николай Чернецкий – одноклассники, закончили одну из столичных школ. Бородин поступил в столичный университет, Николай – в медицинский институт. Однако время было такое, что многим пришлось делать выбор между учебой и заработком, поэтому спустя год учеба уступила место поиску заработка. Работы юные компаньоны не боялись, даже торговали всякой советской ерундой около гостиницы «Днипро». Как оказалось, в тот смутный период Чернецкий получил свой первый условный срок…
Летом 1997 года увидел свет первый выпуск журнала НефтеРынок, его издателем значилась консалтинговая компания UPECO, основанная на паритетных началах Бородиным и Чернецким. В 2003 году UPECO начинает выпуск журнала «Современная АЗС», в 2004 – журнал OilMarket. В этом же году партнеры учреждают ООО «Укрдрук» – полиграфическую компанию, приобретая первый печатный станок.
Успехи скоро стали видны по атрибутами удавшейся жизни. Николай приобрел квартиру на бульваре Леси Украинки, передвигается на Порше, а осенью 2008 года, говорят, приобрел в долг загородный дом стоимостью около $800 тыс.
 
Своей карьерой Бородин обязан Юрию Бойко, с которым познакомился в 1999 году, когда тот был назначен директором Лисичанского НПЗ. В 2002 году он становится главой НАК «Нафтогаз Украины», приглашая пресс-секретарем, как это часто бывает, единственного хорошо знакомого ему журналиста. Рядом с Бойко – одним из активистов Партии регионов – остается Бородин и сегодня, заведуя пиаром шефа, связями со СМИ и в целом помогая по хозяйству.
 
Обладая внушительными бюджетами «Нафтогаза», а впоследствии не менее увесистыми суммами из кармана партии и правительства, К.Бородин утоптал широкую тропинку в редакции украинских масс-медиа. Постепенно он пришел к пониманию того, что эту дорогу можно использовать не только для «решения вопросов» по основному месту работы, но и для оказания услуг сторонним заказчикам. Ведь большие объемы заказов дают возможность не только получать скидки, но и оказывать давление на редакционную политику СМИ.
Бизнес шел неплохо. В 2007 году в Глевахе, что в 20 км от Киева, Бородин начинает строить загородный особняк, запроектировав в его составе пруд, домик для гостей и даже теннисный корт. В тот же период он приобретает в кредит квартиру в новом доме на улице Льва Толстого стоимостью около $1 млн.
Похоже, тяга к прекрасному, а может и элементарная жадность стали причиной весьма неприятных событий, которые могут серьезно деформировать судьбу молодых людей.
 
Дело тонкое
Летом 2009 года Бородин сближается с крупным партнером – группой «Приват» в лице завода «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). В конце июля группа начинает рейдерскую атаку на автозаправочную сеть «УТН-Восток». Бородин получает подряд на «медийную» часть проекта, построив ее на таких тезисах-страшилках, как продажа некачественного бензина, непрозрачная структура собственности сети и чуть ли не криминальное прошлое владельцев «УТН-Восток». НефтеРынок в этой кампании был использован в качестве ньюсмейкера, на основе его «сенсационных» расследований в информагентствах и прочих, к слову, весьма авторитетных СМИ были размещены соответствующие материалы, дублирующие тезисы и целые абзацы из НефтеРынка. Создание негативного фона было необходимо для оправдания последующих действий «Укртатнафты», а по сути – для маскировки решающего рейдерского броска. Он произошел в конце сентября в соответствии с классикой рейдерского жанра: «без суда и следствия» «Укртатнафта» получает судебное решение, предписывающее «УТН-Восток» остановить продажу топлива и прочих услуг на заправках, работающих под маркой «Укртатнафта». Сеть от нападок отбилась, но пришлось отказаться от использования бренда «Укртатнафта» на более чем 100 заправках.
 
Как бы там ни было, «Приват» щедро вознаградил своих PR-партнеров. В первые дни кампании по «УТН-Восток» Николай Чернецкий объявляет со страниц НефтеРынка о том, что «Укртатнафта» стала спонсором издания, на задней обложке появляется соответствующий рекламный блок. Соответствующий договор предусматривает ежемесячную уплату журналу 65 тыс. грн (четыре рекламных блока в журнале с тиражом 500 экземпляров).
 
Интересная деталь: НефтеРынок стал обитателем единственной строки в рекламном бюджете «Укртатнафты», убытки которой по итогам 2009 года превысили 1,3 млрд грн. Это весьма символично подчеркивает чуткое отношение руководства предприятия к отраслевому изданию. Ухмылка судьбы в другом: в 2004 году Бородин реализовал кампанию по компрометации нынешнего главы «Укртатнафты» Павла Овчаренко, которого той неспокойной осенью выбросили с завода. Очевидцы вспоминают, сам Бородин тогда признавал, что несколько перегнул палку, запустив «шнягу» о намерениях Овчаренко – успешного и харизматичного топ-менеджера – возглавить Измаильский консервный завод (http://obkom.net.ua/news/2004-09-29/1325.shtml). Так совладелец НефтеРынка отблагодарил Овчаренко, который с 2003 года увеличил финансирование этого журнала для его перехода на цветную печать.
 
Возвращаясь к основной теме, отметим, что немалые видимые и, очевидно, еще большие невидимые вливания «Привата» финансового положения UPECO и НефтеРынка не исправили. В октябре группа сотрудников компании заявила о подготовке судебного иска с требованием погасить долги по зарплате (http://upeco.blox.ua/html). Как говорится в сообщении сотрудников, к ноябрю в среднем по компании долг достиг четырех месяцев или около 500 тыс. грн.
Судя по всему, PR-специалистам помощи «Привата» было недостаточно…
 
Как замочить «Приват»?
«Цель кампании – сохранить сеть АЗС. Заставить оппонента отказаться от принятия дальнейших «купленных» судебных решений судов с учетом международной огласки, боязнь стать «мальчиком для битья» (вроде Зварыча) в канун выборов», – так начиналось Предложение по ПР-сопровождению защиты сети АЗС, поступившее руководству «УТН-Восток» в разгар обороны от рейдеров из «Привата».
Осведомленные специалисты по пиару предложили построить оборону с переходом в наступление по шести основным сюжетным линиям, что «должно создать у противника ощущение затравленности и стремление к миру». «Как показывает опыт, большой огласки противник не любит, и может отступить, в этом и есть его слабое место», – говорится в предложении.
 
Первым по приоритетности пиарщики считают «максимально широкое тиражирование информации о монопольном доминировании противника на нефтяном рынке страны». «Противник может шантажировать любое правительство (как нынешнее, так и будущее) ценами на нефтепродукты», – первый и главный тезис борьбы с группой «Приват», изложенный в предложении, которое в те неспокойные дни передал руководству «УТН–Восток»… Николай Чернецкий!
 
«Правительству нужны аргументы для оправдания своих действий по ОПЗ. Мы их ему дадим: «на рынке химической продукции и ее перевалки противник хотел создать монополию, подобную той, какой он располагает на нефтяном рынке», – так звучит второй тезис в борьбе с «Приватом» – нынешним спонсором НефтеРынка и UPECO, принадлежащих Чернецкому и Бородину.
 
«Мочить» своего партнера также предлагалось путем публичных обращений к органам власти; присутствия журналистов на заседании судов и пресс-конференциях премьер-министра и других официальных лиц; контактирования с известной юридической компанией для публичной работы. Кроме того, рекомендовалась консолидация всех ранее пострадавших от «Привата» и даже создание «Антирейдерской коалиции за честную конкуренцию». Предлагалось торпедировать Коломойского «в разных сферах присутствия противника (футбол, банки, ТВ и т.д)»
 
За решение задачи повышенной сложности – отмыть клиента от собственноручно вылитых на него помоев, приготовить новую порцию дерьма и вылить ее на «Приват» –выставили подобающий счет – $360–525 тыс. Со своей стороны Николай предложил руководству «УТН-Восток» забыть старые обиды и начать отношения с чистого листа. В случае заинтересованности в проведении описанной кампании (в необходимости которой он, разумеется, ни на секунду не сомневается) он пообещал познакомить клиента с нужными людьми, которые реализуют это непростое дело. Если же предложение принято не будет, то гарантий, как вы понимаете, нет никаких. Чтобы «бес не попутал», для начала был предложен абонемент «за молчание» в НефтеРынке в размере 3000 евро в месяц…
 
Раздумья у черной скамьи…
Познакомить клиента со своими партнерами, к их счастью, Николай Чернецкий не успел. На получении второго конверта с деньгами издатель НефтеРынка был задержан правоохранителями, получившими соответствующее заявление от руководства «УТН-Восток». Специалисты уголовного права говорят, что с учетом неопровержимых документов (видео- и аудиозаписей) и подписанной явки с повинной Чернецкому светит от 5 до 10 лет с конфискацией и запретом занимать руководящие должности. К отягощающим обстоятельствам также относится имеющаяся судимость «по молодости», как нынче принято говорить.
 
Для тех, кто хоть немного знает подсудимого, ясно как божий день, что в этой истории Николай был использован исключительно как парламентер (хотя тот быстро вошел в чужую роль). Иначе говоря, он был элементарно подставлен. «Выдать или сесть самому?», – подумать вместе над этим непростым вопросом Чернецкий очевидно предложил своему партнеру Бородину. Тот был вынужден включиться, точнее, подключить товарищей по партии. Расследованное киевской прокуратурой дело неожиданно застряло по дороге в суд…
 
Прошедшие президентские выборы многим дарят надежду на перемены к лучшему. Среди них – Константин Бородин и Николай Чернецкий. Усиление дружественных политсил на властном Олимпе повысит шансы замять эту неприятную историю. И не только! Поговаривают, что за свои заслуги перед Партией Регионов Константин Васильевич видит себя заместителем министра топлива и энергетики или, на худой конец, главой пресс-службы правительства. Неплохая площадка для «работы» проверенными методами с клиентами, тем более, что при таких должностях просить три тысячи евро даже как-то неприлично.

Benzino (05.03.2010) durdom.in.ua