Муму


Муму                              Муму.
 
Великий российский пророк и провидец И.С. Тургенев в своём рассказе «Муму» предсказал будущее России на многие столетия вперед. Вот французы, к примеру, хвастаются своим Ностардамусом, а зря. Потому что Ностардамус со своими вымышленными предсказаниями ни в какое сравнение не может идти с откровениями И.С. Тургенева. Просто Тургенев вынужден был прятать свои пророчества в литературные рассказы.
 
Дело в том, что в те средние века всех предсказателей и пророков сжигали на кострах, а И.С. Тургенев был дворянин и он не мог себе этого позволить.
 
Свои пророчества о будущем России в 20 и 21 веке, И.С. Тургенев описал в рассказе «Муму». Вся сила пророческого дара И.С. Тургенева становится очевидной, если правильно понять, кто есть кто в этом рассказе.
 
Совершенно ясно, что главный герой не должен высвечиваться и выпячиваться на первые роли. Ведь это – откровение, и как в любом откровении должен присутствовать тайный смысл.
 
Главный герой – это, безусловно, барыня, живет она уединенно, выезжает редко, все решает, от нее все зависит и она так высоко над всеми, что ее практически никто не видит.
 
И.С. Тургенев в образе барыни со всей силой своего литературного таланта отобразил идеологов КПСС и страны СССР. Конечно, И.С. Тургенев мог бы и открыто назвать в те времена вещи своими именами, ему б за это ничего не было, но тогда ещё никто не знал что такое СССР и что такое КПСС – его просто не поняли бы и над ним бы смеялись, а он был дворянин и не мог себе этого позволить.
 
Следующий персонаж рассказа – Герасим. Что нам известно о Герасиме из рассказа? Нам известно, что его выписали из глубинки, был работником на хорошем счету, крепкий хозяйственник и, что самое главное – делал все что велят,  не задавал лишних вопросов, поскольку был немым и челядь его боялась.  В наше время абсолютно ясно и понятно, что это типичный портрет партийного функционера. Но тогда, в средние века, Тургенев не мог писать об этом открыто, потому что тогда не было функционеров.
 
Мимолётной интрижкой вплетается в рассказ сюжет о Татьяне, так полюбившейся Герасиму.
 
Очевидно, что Тургенев в образ Татьяны заложил всю сущность российской интеллигенции. Что и доказывает печальное развитие отношений Герасима и Татьяны: отношения не состоялись. Вмешалась барыня в свойственной ей беспрекословной манере распоряжаться жизнями и судьбами подданных.
 
Но Герасим хотел любви. Он был взрослым человеком. Поэтому он завёл себе Муму – собачку. И вот тут самое важное: если относиться к рассказу Тургенева как к простой литературщине, то этот поступок Герасима – явная глупость и нелепица. Но если относиться как к пророчеству к рассказу Тургенева, то нам открывается, что под Муму Тургенев подразумевал весь российский народ. Что и было им мастерски описано: «не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «сторожила отлично», «в господский дом не ходила».
 
Все было бы хорошо и все были бы счастливы, не начни Тургенев предсказывать события 80 годов 20 века.
 
Случился конфликт между барыней и собачкой. Муму, попривыкнув к усадьбе, захотела хорошо жить – «на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость». И что самое неприемлемое – у нее прорезался голос, начала заявлять о своих правах и лаять по ночам. Критическое противостояние Муму и барыни Тургенев описал следующими строками:
«— Ах, какая же ты! — промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку...
Произошло мгновенное молчание. Муму слабо визгнула, как бы жалуясь и извиняясь... Барыня отошла и нахмурилась.»

 
Стоит ли осуждать Муму за подобное поведение? – Нет! Ведь она о существовании барыни практически  ничего и не знала! Она знала только Герасима, ведь он ее кормил. Но как бы то ни было, очевиден факт, что отношения дали трещину. Барыня приказала избавится от Муму.
 
Тут мы наблюдаем описание событий 90-х годов 20 века – Муму выбросили «на призволяще» - и вот тут уместна была аллегория Тургенева о том, что Герасим утопил Муму в речке. Беспомощный народ, лишившийся руководящей партии, начал барахтаться в реке жизни.
 
Казалось бы, огромный период истории завершен. Тургенев мог бы закончить свои предсказания. Но – нет! Он продолжил…
 
Партфункционеры поприхватизировав всё, разбежались по бизнесам и заграницам (Герасим ушел от барыни), экономика начала разваливаться, народ начал привыкать жить без партфункционеров и идеологов. И как следствие всего происходящего, –  «Барыня расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку…»(с) А расплакалась барыня оттого, что помирать ей скоро, а новых, надёжных функционеров, идеологов, «правильного» народа (читай: Муму) – просто нету! Не на кого усадьбу оставить после смерти барыни. Поэтому и началась пропагандистская вакханалия про «фашистов», «русский мир», и «враждебный запад» – включилась на круглосуточную «кузница кадров».  Что и подтверждается в пророчестве Тургенева строками:
«Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен».
 
Конечно, вызывает некоторое недоумение и недопонимание концовка предсказания «Муму».
Но я думаю, что это потому, что мы ещё не дожили до этих событий. И это ни в коей мере не может умалить всю силу и величие творчества Тургенева – великого российского провидца и предсказателя!
 



Люся (31.03.2015) durdom.in.ua