Как побороть коррупцию.


Как известно, лекарства существуют для исцеления человека от различных недугов и разделяются по степени эффективности и результативности воздействия на его организм по мере влияния на те или иные болевые точки и пораженные болезнью части тела. По толкованию известного лексикографа профессора Д.Н. Ушакова термин «лекарство» определяется «… как средство, помогающее  устранить какое-н.   несчастье, беду, нежелательное явление».
 
Есть лекарства, которые способны полностью излечить заболевшего, а есть и такие, которые только облегчают страдания человека, но полностью излечить не способны.
 
Наше общество, как и организм человека также подвержено заболеваниям, но эти заболевания социального характера и так же, как заболевания телесные имеют свою определенную степень общественной опасности. Одним из таких социальных заболеваний современного общества можно назвать коррупцию как криминальное явление, которое вполне отождествимо с такими  чрезвычайно опасными заболеваниями как чума и холера  нашего времени. Человечество за сотни лет борьбы с этими опасными заболеваниями,  погубившими миллионы людей во всех частях мира выработало достаточно эффективные и действенные медицинские и общепрофилактические средства противодействия таким эпидемиям, и, в конечном счете, победило их на большей территории цивилизованного мира. Но, к сожалению, отдельные вспышки, указанных пандемий, иногда возникают в тех странах, которые наименее экономически и социально развиты и это, в основном, страны третьего мира.
 
Аналогично, изучая уровень коррупции в современном мире, можно с уверенностью сказать, что эпидемии этого социального явления поражают в большей мере страны, которые в силу различных политических, экономических и социальных факторов утрачивают общественный иммунитет и способность противодействовать этому криминальному явлению и не способны эффективно применить имеющийся весь правозащитный и правоприменительный потенциал государства. К сожалению можно констатировать, что Украина находится в числе таких стран.
 
Такой вывод подтверждается, в первую очередь, данными, зафиксированными в отчете независимых экспертов такой международной негосударственной организации как «Трансперенси Интернейшил», где Украина, согласно Индекса восприятия коррупции,  ( Corruption Perceptions Index – CPI)в 2013 году находилась на 144 месте  (из 177 стран) со значением Индекса в 25 баллов среди таких стран как Камерун, Центрально-Африканская  Республика, Иран, Нигерия, Папуа-Новая Гвинея, при этом следует отметить, что по оценке международных экспертов в этой области любой результат в Индексе ниже 30 баллов говорит о том, что в стране существует  «тотальная коррупция», не говоря уже о том, что Украина единственная из европейских стран, которая имеет такой низкий балл Индекса.
 
Так существуют ли действенные современные «лекарства» от коррупции? Очевидно есть. И это подтверждается результатами рейтинга стран, согласно Индекса восприятия коррупции, где наглядно показано, в каких странах борьба с этим злом является приоритетом деятельности властей.  В  десятку таких наименее коррумпированных стран отнесены Дания. Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада, имеющие балл Индекса, колеблющийся от 81 до 91, при этом ни одной стране мира не удалось набрать заветных 100 баллов.
 
Ради объективности следует также отметить, что две третьих государств получили ниже 50 баллов, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что в этих государствах существуют серьезные проблемы в сфере борьбы с коррупцией, а среди них присутствуют  внешне благополучные страны такие, как Чехия, Хорватия, Босния и Герцоговина, Словакия, Италия, Греция и Сербия, а также некоторые другие члены Евросоюза.
 
Какие же формы, методы и средства существуют для противодействия этому социальному «криминальному заболеванию»? на этот вопрос отвечает Конвенция ООН против коррупции, в которой фактически заложен весь арсенал возможностей и средств в международной практики борьбы с коррупцией. Положения Конвенции явились базой для Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции»  от 2011 года с дополнениями и поправками 2013 года, в котором предусмотрен практически весь спектр возможных превентивных профилактических и практических мер противодействия этому злу. Но, к сожалению, можно констатировать, что этот Закон, который по сути обязан обеспечить эффективное противодействие коррупции, фактически оказался очередной декларацией правоохранительной системы Украины, так как нормы его не работают в полную силу.
 
Возникает вопрос, почему Закон не противодействует и не предотвращает коррупцию? Ответ очень прост. Органы, которые призваны контролировать его выполнение в полном объеме сами не лишены этого «недуга». Судебная и правоохранительная системы полностью утратили доверие большей части населения. Согласно исследований социологической службы «Рейтинг» органам милиции доверяют только 10% населения Украины, СБУ - 16%,а прокуратуре около 12%, при этом больше половины украинцев боятся стать объектами судебного произвола. Причинами, а равно как и следствием, такого положения  дел явилось отсутствие достаточной политической воли, недееспособность государственных институтов власти, неэффективное управление экономическими и социальными процессами, правовой нигилизм и низкий уровень правовой культуры граждан Украины. Усугубляется все это тем, что все происходит на фоне   спада экономического развития страны  и снижения уровня  социальных стандартов жизни населения, а также отсутствие у людей чувства уверенности и стабильности в завтрашнем дне, а присутствует постоянная тревога потери имеющихся мизерных  семейных  материальных накоплений.
 
Все эти факторы являются благодатной почвой для роста в нашем обществе тенденций к увеличению коррупционной деятельности во всех сферах: от «бытовой», на уровне ЖЕКов, медицинских и общеобразовательных учреждений, правоохранительных и  судебных органов, подразделений местных органов самоуправления до «беловоротничковой» коррупции во всех областях экономики и государственной власти, где такие термины как «откат», «распил», «оффшоры», «легализация неправомерной выгоды», «личный интерес» и «конфликт интересов» стали обыденными понятиями в среде чиновников и бизнесменов.
 
Можно полностью согласится с выводами известного юриста и политика, лидера массового общественного Движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука  о том , что побороть коррупцию в одночасье еще не удавалось никому из развитых государств, где нет таких проблем как в Украине, но минимизировать воздействие на общество этого социального заболевания очевидно возможно.
 
Это необходимо осуществить по двум направлениям:
 
- Во-первых  - усилить контроль за деятельностью чиновничьего аппарата управления на всех уровнях, за счет привлечения активных народных  уполномоченных представителей,  для чего создать институт «Общественного народного контроля» с широкими правами и выборностью руководителей начиная с районного звена. Финансирование распределять за счет перераспределения обеспечения бюджетной сферы. Естественно такая реорганизация повлечет необходимость разработки программ и курсов обучения этой категории  сотрудников.
 
  На сегодня практически в каждой государственной структуре существует подразделение по борьбе с коррупцией, но эффективность их работы нулевая, так как эти структуры имеют ведомственный характер и работают по принципу «сор из избы не выносить».
 
Созрела необходимость существенного усиления «парламентского контроля» со стороны Верховного Совета Украины как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти  Кабинета Министров Украины. Практика показала, что в условиях тотального правового нигилизма, безответственности высших должностных лиц и чиновников, действующий «парламентский контроль» за деятельностью правительства в виде интерпелляций, парламентских расследований, исполнения депутатских запросов, решений парламентских комиссий  в современных условиях не работает.
 
Это говорит о том, что требуется существенная реорганизация самой идеологии «парламентского контроля», которая, прежде всего, состоит в изменении вектора непосредственного контрольного влияния на объект правительственных структур. Сейчас установилась практика, когда почти в каждом министерстве и ведомстве существуют подразделения с руководителями в ранге заместителей ведомств по взаимодействию с Верховной Радой Украины. Сотрудники этих подразделений являются штатными работниками этих учреждений и ведомств и естественно, что влияние на них со стороны парламентских структур никакого не оказывается. В  процессе непосредственного объективного «парламентского контроля» эти чиновничьи подразделения участия не принимают, при этом на них затрачивается немалое финансирование из государственного бюджета.
 
Кроме этого, такая реорганизация контрольных функций будет своевременна, так как  после принятия нового Закона Украины «Про прокуратуру» ныне действующая функция прокуратуры по общему надзору за исполнением законов  может  быть утрачена, что автоматически  приведет  к  бесконтрольности  на всех  уровнях власти.
 
Поэтому предлагается учредить и законодательно закрепить институт «комиссаров Верховного Совета Украины по взаимодействию и контролю за деятельностью министерств и ведомств», предоставив им достаточные функции и полномочия по контролю за использованием бюджетных средств, проведению тендерных закупок, распоряжением и управлением материальными средствами и недвижимым ведомственным имуществом, а финансирование указанных «комиссаров» и их аппарата помощников осуществлять за счет упраздненных ныне действующих подразделений по взаимодействию с Верховной Радой. Логика такого предложения состоит в том, что на сегодня коррупционным атакам  подвержены, в первую очередь, бюджетные средства, имеют место неединичные случаи махинаций с недвижимостью и земельными участками, состоящими на балансе министерств и ведомств.
 
  И, наконец, чтобы упредить возможность появления таких постыдных скандалов, когда в присутствии премьер-министра Украины глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами  Украины В.Каськив подписал договор о строительстве  LNG-терминала с самозванным представителем известной фирмы (Gas Natural Fenosa), а попросту с международным мошенником, бывшим лыжным инструктором из Испании. И то, что это действо носило коррупционный характер указывает на то, что в результате основной фигурант аферы не понес никакого наказания.
 
-  Во-вторых – следующим направлением, которое способно комплексно повлиять на профилактику такого социального «заболевания» и оздоровить общество – это максимальная гласность и открытость в расследовании коррупционных правонарушений, а также введение на законодательной основе принципа «презумпции виновности» для лиц, замешанных в коррупционных схемах. Создание Реестра коррупционеров дело хорошее, но теперь надо добиться  чтобы  этот профилактический  инструмент заработал  в полную меру, а не был  «ларцом за семью печатями».
 
  Необходимо максимально использовать в этой работе средств массовой информации (газет, радио, телевидения).Здесь следует сказать, что большое значение в этом вопросе играет «расследовательская журналистика». Порой журналистские расследования приносят больше пользы для изобличения коррупционеров, чем следственные действия целых бригад следователей, но при этом следует помнить, что такие расследования должны иметь высокую степень объективности и не выходить за рамки закона.
 
Кроме этого, привлечение независимых экспертов, создание новых информационных интернет-программ и курсов обучения, проведения конференций, семинаров, «круглых столов», брифингов по коррупционной тематике, с участием руководителей и ответственных работников правоохранительных и судебных органов, видных ученых-криминологов, авторитетных правозащитников, просто заслуженных и уважаемых в нашем обществе людей,    во многом поможет сформировать  в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционным проявлениям,  утвердит мнение среди людей, что заниматься коррупцией будет также неприлично, как болеть «дурной болезнью».

Vlad Semenov (06.03.2014) durdom.in.ua