А если все же это не вооруженные силы РФ?
Вчера я попыталась посмотреть на происходящее с точки зрения международного гуманитарного права
Но что, если и Путин и Шойгу настолько уверены, что российских войск, нарушающих договоренности о размещении и статусе Черноморского Флота, на территории Крыма нет, что они готовы идти в этом своем утверждении до конца?
Тогда мы имеем ситуацию с пребыванием на территории Украины (и это не только из СМИ, но из официальных сводок Государственной пограничной службы Украины, Министерства обороны Украины):
- отдельных групп лиц, нарушающих законодательство Украины, по признанию некоторых - иностранцев (не имеют гражданства Украины), объединенных в группы с иерархической структурой и командованием,
- использующих военную форму с целью запугивания местного населения (?)
- носящих оружие и угрожающих его использовать
- блокирующих воинские части, военные объекты (штабы, военно-морские силы), стратегические объекты (узлы связи, аэропорты)
- вносящих сумятицу и осуществляющих моральное и психологическое давление как на личный состав вооруженных сил Украины, так и на гражданское население
- не поясняющих четко цели своего пребывание.
Пожалуй, достаточно, но если читатели дополнят, я буду только благодарна.
Кто же эти лица? Как их можно квалифицировать по национальному и/или международному праву? И что с ними делать?
Мне кажется, вариантов три:
- наемники
- террористы
- обычные преступники (организованная преступность)
Проще всего было бы признать их просто преступниками, открыть уголовное дело по фактам, задержать до выяснения обстоятельств (а выяснится, что они иностранцы, которые незаконно на территории Украины - так можно разместить с комфортом в пунктах для размещения иностранцев, которые незаконно пребывают на территории Украины. Пункты сейчас мало заполнены. Двести человек точно примут. И как руководство пунктов обрадуется: все умеют на русском! А еще в пунктах тепло, кормят три раза в день, сосны вокруг. Но и забор тоже высокий).
Только их много. И оружие у них. И техника военная. Не справимся.
Наемники должны принимать прямое участие в военных действиях. Там много мороки с доказательством материальной выгоды в участии. Сложно это.
А с террористами проще в отношении квалификации, но сложно организовать "антитеррористическую операцию" в сложившихся условиях.
Статья 258 уголовного кодекса:
"Терористичний акт, тобто застосування зброї, вчинення вибуху, підпалу чи інших дій, які створювали небезпеку для життя чи здоров'я людини або заподіяння значної майнової шкоди чи настання інших тяжких наслідків, якщо такі дії були вчинені з метою порушення громадської безпеки, залякування населення, провокації воєнного конфлікту, міжнародного ускладнення, або з метою впливу на прийняття рішень чи вчинення або невчинення дій органами державної влади чи органами місцевого самоврядування, службовими особами цих органів, об'єднаннями громадян, юридичними особами, або привернення уваги громадськості до певних політичних, релігійних чи інших поглядів винного (терориста), а також погроза вчинення зазначених дій з тією самою метою -
караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.
2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб, або якщо вони призвели до заподіяння значної майнової шкоди чи інших тяжких наслідків, -
караються позбавленням волі на строк від семи до дванадцяти років.
3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, що призвели до загибелі людини, -
караються позбавленням волі на строк від десяти до п'ятнадцяти років або довічним позбавленням волі."
А еще терроризм - это преступление по международному праву. Для предотвращения или наказания за него предусматривается международное сотрудничество - двустороннее или многостороннее. А значит, для решения вопроса Украина спокойно может приглашать иностранцев. У меня сейчас не грузится система Рада, но другие поисковые системы дают такие результаты: по крайней мере с 8 государствами у нас есть двусторонние соглашения о борьбе с терроризмом и столько же многосторонних (например, в рамках ГУАМ). А с НАТО у нас действует Хартия об особом партнерстве от 1997 года, где предусмотрены возможности консультаций и по вопросам борьбы с терроризмом. Почему бы не попробовать задействовать этот механизм? Бескровно не получится, скорее всего. Но это уже нельзя будет расценивать как вооруженный конфликт в силу отсутствия вооруженных сил противного государства. Поэтому и претензий к Украине не будет. Она будет восстанавливать правопорядок, причем еще и в рамках двустороннего или многостороннего сотрудничества.
Богатую почву для размышлений дает Закон Украины "О борьбе с терроризмом". Основным субъектом борьбы с террористами является СБУ. Интересно, делают ли они что-то в этом направлении?
Lidiya Kuzmenko (06.03.2014) durdom.in.ua