для старых юзеров
помнить
uk [ru]

«Неизвестный Донбасс»…обрушение ствола и копра на шахте «Октябрьская» в г.Донецке.


 «Неизвестный Донбасс»…обрушение ствола и копра на шахте «Октябрьская» в г.Донецке.
«Неизвестный Донбасс»…обрушение ствола и копра на шахте «Октябрьская» в г.Донецке.
 

С романом Эмиля Золя "Жерминаль", надеюсь, что все знакомы. Аналогичное происшествие, подобно описанному в романе, произошло в городе Донецке, не так давно, всего четыре года назад. Самое удивительное то, что за эти четыре года, ни кто из руководства города и ни кто руководства угольной компании не приняли мер по ликвидации последствий аварии.
 
Что же произошло «неизвестного и непонятного науке»?
 
У горняков есть выражение «ушло устье ствола». Куда «ушло»? Естественно – вниз по стволу.
В переводе с «шахтного» сленга:  
- Произошло разрушение крепления  устья, верхней части воздухоподающего ствола.  С  последующим разрушением верхней приемно-отправительной площадки, отметка «0»,  и установленным над ней копром шахты "Октябрьская".  
Обломки крепи и металлических и бетонных конструкций, боковые породы, залегавшие вокруг ствола в течение нескольких минут обрушились вниз, в нижнюю часть ствола.
В результате этой  аварии, шахтный ствол был  выведен из строя и, теперь, не подлежит восстановлению.
 
Что послужило причиной аварии?
Как всегда - качество кольцевого крепления ствола и человеческий фактор, в виде инженерного обеспечения ведения горных работ.
 
О качестве крепления ствола, мы можем только теперь догадываться.
Этот ствол был пройден в первой половине XX века. Закреплен он был красным кирпичом, а не бетоном, как на современных стволах.
В общем, это гигантская круглая кирпичная дымовая труба высотой несколько сотен метров, но только «закопанная» в землю.
 
Это был вентиляционный вспомогательный ствол и по нему осуществлялся, в основном, спуск материалов в вагонах УВГ-2,5* в шахту.
 
Когда шахта «Октябрьская» выработало свое «поле» по пласту n1 «Бутовский», то этот ствол был передан шахте «Октябрьский рудник».
Его углубили до отметки 1000м и использовали его в качестве воздухоподающего ствола.
То есть поменяли схему проветривания шахты, и теперь свежий воздух с поверхности  поступал в шахту.
 
Весной, летом и осенью воздух, поступающий в шахту, имеет плюсовую температуру.
А зимой? Чтобы не «заморозить» ствол, в здании копра, на отметке «0» устанавливают мощные калориферные установки.
Это огромные батареи, способные пропустить через себя, за одну минуту, несколько тысяч кубических метров холодного воздуха с температурой до – 35 град.С  и нагреть его  до +15-20град.С.
 
А если отсутствуют калориферы или они не исправны?
То в течение 5-6–ти часов, если не остановить поступление холодного воздуха в шахтный ствол, может образоваться гигантская ледяная пробка, способная перекрыть доступ воздуха в шахту. Её объём может достигать несколько сотен кубических метров.
 
Все попытки растопить эту пробку заканчиваются крупной аварией.  Огромная масса льда, при обрушении, как лавина, крушит при падении вниз, всю армировку* ствола.
После такой «лавины», шахтный ствол выведен из эксплуатации, как минимум, на несколько месяцев.
 
Для вентиляционных стволов этой проблемы не существует. Круглый год, по нему, идёт струя исходящего из шахты воздуха с температурой +25-30 град.С.
 
Так что же произошло с «нашим» стволом.
Судя по отсутствию калориферов, котельной и вентилятора главного проветривания, ствол использовали  для подачи воздуха в шахту, только в весенне-летний-осенний период.
На зимний период ствол ставили на консервацию и прекращали по нему подачу воздуха.
 
Шахтные стволы невозможно сделать герметичными. Вода по трещинам в кирпичной кладке, всегда находит себе дорогу, постепенно вымывая раствор межу кирпичами. Особенно много таких протечек воды в устье ствола.
 
Если шахтный ствол находится в эксплуатации, то каждый день, в ремонтную смену, дежурный механик с группой рабочих обследует ствол.
С клети*, движущейся по стволу на маленькой скорости, осматривают  состояние крепления ствола и его армировки. Если обнаруживают нарушения, то принимают меры к их устранению.
 
В «наш» ствол никто не опускался на протяжении многих лет. Клети и подъемные канаты были демонтированы. Даже шкивы с  копра сняли, значит и не собирались восстанавливать подъем. Вообще-то странная логика, эксплуатировать ствол и не обследовать  его  ремонтниками.
С десяток лет в него никто не заглядывал. Из-за постоянного замораживания-размораживания устья ствола,  разрушилась кольцевая кирпичная кладка его крепления.
 
Потоки весенней грунтовой воды вымывали  разрушенные кирпичи из кладки стенок ствола.
Вымывали до тех пор, пока не обрушили «крепление» 30-ти метров верхней части ствола. Вслед за обломками кирпичной кладки, под действием веса бетонного блока приемно-отправительной площадки и копра, образуя гигантскую воронку, в стол, «сполз» 30-ти метровый слой глины и обломки площадки. Сам копер завалился набок.
 

 

 

 

 

 

 
В центре воронки, торчат из грунта детали армировки ствола. Диаметр воронки 50-60 метров. Её глубина 20-25 метров.
 
Грунтовые воды, со временем, промоют эту глиняную пробку и воронка будет постепенно увеличиваться.
Оградить бы её, да некому.
Даже сборщики металлолома не рискуют туда лазить, боятся провалится.
 
Ну а городские власти...о чём думают? Оно им надо, чужое горе!
 
Желающим рекомендую близко к воронке не подходить. Этот "катаклизм" находится в 100м от троллейбусной остановки "СТО-2", маршрута №10, по улице Стратонавтов. В Куйбышевском районе г. Донецка.
 
[/IMG]
 
[/IMG]
 
[/IMG]
 
[/IMG]
 

 
[/IMG]
 
[/IMG]
___________________________________________________________________________
 
Вагон УВГ2,5 – шахтная вагонетка, емкостью 2,5м3.
 
Армировка – «начинка» ствола.
 
Клеть – кабина шахтного «лифта»
© shoobin22 [08.01.2011] | Просмотров: 7394

2 3 4 5
 Рейтинг: 46.7/42

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook