В конце Второй Мировой войны по тихоокеанским островам со скоростью лесного пожара распространился странный религиозный культ. Офицеры армии США и гражданские специалисты с изумлением наблюдали, как туземцы из подручных материалов строят взлетно-посадочные полосы и наблюдательные вышки, из фанерных ящиков и лиан сооружают макеты самолетов и кораблей, а по вечерам подают неведомо кому сигналы с помощью зажженных факелов. С точки же зрения туземцев ничего невероятного не происходило – они делали очень важную работу. Призывали великого бога Карго, подателя благ. Дело в том, что за годы войны островитянам перепала немалая толика даров цивилизации, которыми снабжались армейские подразделения – консервы, инструменты, одежда. Аборигены были уверены, что белые люди получают полезные предметы свыше. А кто бы в этом засомневался, впервые увидев садящийся самолет?
Но война заканчивалась, армейские базы перемещались на запад, поближе к берегам Японии, и ручеек гуманитарной помощи постепенно иссяк. Тогда туземцы решили не ждать милостей от белых, а выйти на контакт с божеством Карго напрямую. Для этого они стали воспроизводить из дерева, лиан и коробок то, что считали магическими артефактами пришельцев – самолеты, наблюдательные вышки, рации. Но, к великому сожалению, бог бледнолицых оказался глухим к просьбам темнокожих жителей Океании – воистину, «Что они ни делают – не идут дела!» Странная религия постепенно зачахла. А позднее с легкой руки насмешника Ричарда Фейнмана культом Карго стали называть околонаучную или административную возню, лишь внешне имитирующую полезную деятельность.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культ_карго
Отчего я вспомнил эту давнюю историю? Дело в том, что многие так называемые реформы и преобразования, вот уже два десятка лет идущие в нашем отечестве, живо напоминают тот самый туземный культ. И европейский выбор и демократическая политсистема на нашем Острове Невезения так же похожи на свои зарубежные аналоги, как груда фанерных ящиков, прикрытая пальмовыми листьями – на корабль или самолет. Что еще? Социальные реформы? Страховая медицина? Болонская система? Карго, карго, карго…
Не пытаясь охватить все стороны проблемы, все же рискну обратить внимание на то, что мне близко – на ситуацию с украинским образованием. Тем более, что есть повод. Сегодня, когда я пишу эту заметку, в Украине открываются пункты регистрации участников независимого оценивания 2011 года. Можно сказать, что дан старт будущей вступительной кампании. А она обещает быть весьма непростой. Из-за демографической ситуации и скачков 11-12 летнего обучения, в 2011 году в двери приемных комиссий постучится, по крайней мере, вдвое меньше абитуриентов, чем в 2010-м. Во многих школах для выпускников не прозвенят последние звонки - нет выпускных классов.
Значит ли это, что немногочисленным абитуриентам нынешнего года не о чем беспокоиться, и их, что называется, занесут на руках в аудитории? Сомневаюсь, ведь нормативные документы министерства образования, определяющие порядок тестирования и приема в ВУЗы снова преподнесли нам немало сюрпризов. В этом году суммарный рейтинг абитуриента складывается из баллов независимого тестирования, баллов аттестата, и – внимание! – «до 20 баллов слушателям подготовительных курсов при ВУЗах». В принципе, я положительно отношусь к довузовской подготовке. Но есть несколько нюансов. Во-первых, такая льгота предусмотрена только для некоторых специальностей. Во-вторых, абитуриенты-курсанты как крепостные привязаны к одному ВУЗу. Ну, а в-третьих, что значит «до двадцати» может себе представить любой, кто когда-нибудь соблазнялся «распродажами со скидкой до 20%», а зайдя внутрь магазина, обнаруживал, что два процента – это тоже «до двадцати».
Сохранена при поступлении куча льготных категорий.
В итоге можем наблюдать очередной этап размывания системы независимого оценивания. Эта, взятая из западного опыта, новинка на нашей почве за четыре года эволюционировала в жуткого мутанта, для которого все абитуриенты равны, но некоторые равнее прочих. Карго!
С другой стороны, не позавидуешь и ВУЗам. Во многих из них грядут сокращения, а абитуриентов придется чуть ли не отлавливать на улицах. И обучать, соответственно, тех, кто есть.
Кризис – 2011 обрушился на систему образования с неожиданностью декабрьского снегопада, но назревал он долго, едва ли не все время существования независимой Украины.
Когда-то мне попалось на глаза высказывание Михаила Барятинского, которое, правда, касалось военной техники, но, с некоторой натяжкой, применимо и к нашей ситуации. К сожалению, дословно процитировать не могу, но смысл был в том, что в цепочке заказчик-разработчик-исполнитель можно исправить ошибки, допущенные на двух последних стадиях, но почти невозможно – допущенные на первой, ибо порочную концепцию нельзя скорректировать даже самым качественным исполнением.
В СССР единственным заказчиком для системы образования выступало государство и оно со своей задачей худо-бедно справлялось. Но в 90-е годы все изменилось. В независимой Украине государству стало не до школ и институтов, гражданское общество еще только формировалось, у бизнеса нашлись дела поинтереснее. А, поскольку свято место пусто не бывает, структура образования стала мало-помалу формироваться «под исполнителя». К чему это привело, мы сейчас видим: засилье коммерческих ВУЗов с соответствующим уровнем подготовки, развал системы профобразования. И жесткое вузовское лобби, уши которого торчат из документов минобраза. В свое время популярна была идея, что рынок, дескать, сам все отрегулирует. Он и регулирует – по неофициальным данным, в зависимости от специальности, от 40 до 70 процентов выпускников украинских ВУЗов кладут свои дипломы на полку и ищут работу в других отраслях. Страшные цифры, если вдуматься.
Что же дальше? Совершенно очевидно, что возврат к советской системе невозможен. Госаппарат в подлинном, а не каргообразном реформировании - помощник весьма ненадежный – он ведь, в полном соответствии с заветами Питера и Паркинсона, работает, прежде всего, сам на себя. Слабая надежда и на отечественных меценатов. Дело в том, что инвестиции в образование – долговременные, отдача от них появится лет через 10-15, а украинский бизнес долговременных вложений не любит. Выходит, больше некому - это мы с вами – граждане нашей страны можем и должны сформировать потребность в качественном образовании и механизмы для реализации этой потребности. Процесс этот долгий и болезненный, но вовсе не столь утопичный, как может показаться. Боюсь только, не было бы поздно.
А пока…
…слышится хруст лиан и на поляну выползает уродливая конструкция. Дрожат от ветра крылья, перемотанные бечевками и скотчем. Натужно взвывают бамбуковые турбины.
Но… главный шаман сдирает с головы соломенные наушники и беспомощно разводит руками.
Картонный лайнер к взлету не готов.