пароль
помнить
uk [ru]

В лыжном забеге китайцы нас победят


В лыжном забеге китайцы нас победят
Давайте посмотрим на Китай, ведь он показывает рост экономики, хотя почти во всем остальном мире наблюдается спад. Все правительства в мире занимаются вливанием денег для того, чтобы стимулировать спрос и восстановить рост. В Китае не просто идет выделение миллиардов долларов на регулирование спроса – там определены 10 современных отраслей, в них идут деньги. Параллельно власти реформируют социальную сферу. Сравним с нами?
 
Впервые за всю историю Китая власти распространяют медстрахование и пенсионное страхование на жителей деревень. То есть когда бы не закончился кризис, Китай выйдет из него со всеобщей системой социального страхования – это прорыв, это революция! Представляете, три миллиарда человек будут охвачены социальными гарантиями. Это уже не количественное вливание, а структурное, качественное изменение китайской экономики.
 
Дальше – китайцы пользуются тем, что в мире все подешевело, в том числе технологии, и они субсидируют закупку современного оборудования своим частным компаниям. Тем самым они используют кризис для технического перевооружения китайской промышленности. Это вполне внятная и осмысленная политика. Китайские лидеры отлично представляют себе, каким должен быть Китай через 5 лет, когда он выйдет из кризиса.
 
Следующий момент их антикризисной программы - инфраструктурные проекты. Они прекрасно знают, где им еще надо проложить дороги. Давно решено это сделать, и они просто пользуются случаем. Они тратят на это свои резервы, и тем самым стимулируют внутренний спрос, одновременно создавая современную инфраструктуру.
 
Ну и, понятно, стандартная мера стимулирования спроса на собственную продукцию — массовая выдача ваучеров, на которые можно купить товары китайского производства. Люди расплачиваются в магазинах ваучерами, предпринимателям эти ваучеры обменивают на деньги, спрос есть, экономика растет. При этом никакого госплана: по ценам или объемам выпуска. Потребитель сам решает, на что ему важнее обменять свои ваучеры, конкурентный рынок сохраняется.
 
А теперь давайте сравним эту успешную антикризисную стратегию с действиями российских властей. Первая претензия. Правительство приняло недавно антикризисную программу. Большинство мер, описанных в ней, уже осуществлено. Но нет ответа на главный вопрос: какой мы хотим видеть страну на выходе из кризиса? Мы тратим сотни миллиардов долларов на «плавную девальвацию», хотя их с толком можно было во что-то вложить. При этом нет понимания, а для чего все эти действия, к чему в итоге они приведут страну?
 
У китайцев может что-то не получиться, но по крайней мере они точно знают, чего хотят. У европейцев тоже может что-то не получиться, но они точно знают, чего хотят. Барак Обама знает точно, чего хочет – он четко выделяет приоритеты. У нас же нет этих приоритетов. «Поддержка предприятий, снижение барьеров» – да все это уже миллион раз декларировалось, а ситуация не меняется.
 
Как мне кажется, не надо предаваться фатализму. У современных государств есть огромные ресурсы, и если сформулированы определенные приоритеты и образ будущего, можно работать и выправлять ситуацию. В этом разница.
 
Второй момент. Мне кажется, невозможно анализировать наш кризис чисто экономически, потому что в значительной степени этот кризис институциональный. И выход из кризиса тоже связан с институтами, будут ли они функционировать, будут ли они реформированы или нет. Я сошлюсь на В. В. Путина. 17 ноября 2008 года председатель Правительства подписал концепцию социального долгосрочного экономического развития РФ до 2020 года. В этом документе перечислены главные проблемы, с которыми сталкивается сейчас Россия. И под ним стоит подпись Путина, а не Каспарова или Илларионова.
 
Вот эти проблемы:
 
1.«Высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации». У меня возникает риторический вопрос: «А разве не сверхмонополизация Российской экономики и централизация управления привела к этому росту неравенства между регионами и людьми?» Очевидно – это результат политики Путина в последние 8 лет. И вот, теперь он констатирует, что это проблема!
 
2.Вторая проблема – вы не поверите, что Путин пишет: «Высокие риски ведения бизнеса в России, в том числе в силу коррупции, административных барьеров, слабой защиты собственности, неразвитость земельных отношений, низкая корпоративная культура». Но, господа, именно эти показатели при Путине резко ухудшились. Коррупция выросла в 10 раз, выросли административные барьеры, стало вдвое больше чиновников!
 
3.«Низкий уровень самоуправления и общественного доверия». А не его ли правительство объявило крестовый поход на негосударственные организации, не правительство Путина рассматривает любую общественную инициативу как подрыв устоев?
 
4.«Низкий уровень конкуренции на многих рынках, лишающий предприятия стимулов к развитию и повышению занятости». Простите, а кто выстроил систему госкорпораций – гигантских государственных монополий? Кстати, кто провел крупнейшую рейдерскую атаку за несколько последних десятилетий - на ЮКОС? Если же говорить о правах собственности – это же чистое рейдерство, где были задействованы генпрокуратура, суды и остальные органы. Значит, высокая монополизация рынков - это проблема! А кто ее создал?
 
5.«Недостаточный уровень Российской инновационной среды, координации образования, науки и бизнеса». А что мешало 8 лет заниматься этим?
 
Поэтому получается интересная вещь. Авторитарная и бюрократическая политическая система, где полностью произошло сращивание власти и бизнеса, раздел рынка на частные и государственные монополии, сама констатирует: все эти проблемы усугубились. То есть лучше самого Путина не скажешь. Но это же и есть суть путинской системы, которую он выстраивал под названиями «вертикаль власти» и «суверенная демократия».
 
Путин выстраивал-пестовал эту систему 8 лет, а теперь он констатирует: как же мы докатились до жизни такой? Больше того, теперь он же говорит: я буду вас из этого кризиса выводить в ручном режиме. Это ли не ответ на вопрос: почему мы, одна из крупных экономик, проходим кризис хуже всех?
 
Кстати, об этом забывают. Китай продолжает расти, Индия продолжает расти. Даже во всемирный кризис две страны из БРИКа продолжают расти. Расти в условиях кризиса можно. Это как лыжный забег – масстарт. Дистанция у всех одна, погода у всех одна, снег у всех один – только кто-то придет первым, а кто-то последним. И вот кто придет первым, а кто последним – зависит от многолетней подготовки. То, что мы так тяжело проходим кризис – это прямой результат той политики, которая проводилась последние 8 лет.
 
Из выступления на антикризисном экономическом форуме Европейского университета в Петербурге
 
Владимир Рыжков
политик
 
http://vkrizis.ru/exp.php?id=53
Yark [15.04.2009] | Просмотров: 3279

2 3 4 5
 Рейтинг: 30.0/7

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Войти или зарегистрироваться



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Забыл пароль :: Регистрация
пароль
помнить