пароль
помнить
uk [ru]

Не всё то золото...


Не всё то золото...
Когда-то ее действительно изготавливали из золота. 5,87 грамма благородного сплава  375-й пробы. Потом золото осталось только в названии да еще в тонком слое напыления. Что поделать – многие вещи  со временем теряют в цене. Девальвировалась и она – предмет гордости владельцев и желаний родителей. Знак успехов в учебе и объект коррупционных сделок. Наследие советской школы. Золотая школьная медаль.
 
Страсти вокруг золотой медали и ее младшей сестры серебряной периодически то затухают, то разгораются. Разгораются, как правило, в период выпуска учеников из школ и вступительной кампании. Вот и сейчас в сети можно встретить статьи и дискуссии на форумах о том, нужен ли современной школе такой феномен, как медаль, и если нужен, то в каком качестве.
 
До 2008 года наличие у абитуриента медали давало ему солидные преимущества при поступлении в ВУЗ. С введением независимого оценивания эти преимущества значительно уменьшились. Согласно нынешним правилам приема в ВУЗы, золотая и серебряная медали дают преимущество только в случае набора равного количества баллов, то есть эта льгота теперь только одна из многих и далеко не самая важная. Тем не менее, это кое-что. К тому же многие родители по старинке продолжают считать медали для своих детей показателем успеха, а некоторые руководители образования – еще и критерием работы школ. Так что «медалемания» продолжается, принимая частенько уродливые формы.
 
В приемных комиссиях ВУЗов давно и хорошо знают, что, образно говоря, «золотое содержание» в медалях разных школ очень-очень разное. И что если в известном лицее из тридцати выпускников один медалист, а в сельской общеобразовательной школе из двенадцати – пять, это еще не показатель успеха или провала. Однако ж, по нормативным документам, цена медалей у одних и у других выпускников одинаковая. Вообще-то в школьном обучении есть система критериев оценивания – то есть, за что учитель должен ставить «12», за что «7», а за что и «1». Но на практике эти критерии довольно размыты и очень многое зависит от субъективного подхода учителя. Вот и получается, что будущие медалисты – это не лучшие из лучших, а лучшие из тех, кто есть.
 
Возможность более-менее объективно сравнить знания претендентов на медали из разных школ представилась только один раз – в 2009 году. Тогда руководство образованием, возможно, само того не желая, поставило эксперимент – независимое оценивание и обнародование его результатов прошло до выдачи аттестатов об окончании школы. Результат был обескураживающим. Мне, к сожалению, не удалось найти полной статистики по областям, но даже те отрывочные сведения, которыми я располагаю, впечатляют:
«У Києві 25 відсотків претендентів на золоті медалі не підтвердили відмінних знань (не набрали за шкільною шкалою 10-12 балів). У Дніпропетровську ЗНО позбавило золотої медалі 500 випускників. На Львівщині з 900 претендентів на отримання атестатів з відзнакою і нагородження золотою медаллю “пролетіли” майже 50 відсотків випускників...»
...”. У Сколівському районі “зрізалися” на незалежному тестуванні понад 65 відсотків претендентів на золоті медалі, у Самбірському - понад 60, понад 50 відсотків у Сокальському, Радехівському, Золочівському, Жидачівському...»
«У Бориспільському районі із 31 претендента на медалі підтвердили свої досягнення лише 18, з них 4 випускники отримали золоті медалі і 14 — срібні.»
«У деяких школах сільських районів Запорізької області жоден претендент на медаль не здав незалежне тестування на 10-12 балів. Траплялись випадки, коли потенційні медалісти одержували по ВНО за двохсотбальною системою менше, ніж 124 бали, тобто незадовільну оцінку».

В целом же по Украине руководитель Центра оценивания знаний Игорь Ликарчук озвучил цифры – в разных областях от 50 до 70% медалистов, не подтвердивших свои претензии на награждение.
 
По результатам 2009 года некоторые руководители школ получили «по шапке», и казалось бы, в новом учебном году к награждению медалями должны отнестись более жестко, а количество медалистов должно резко уменьшиться. Но этого не произошло. Дело тут вот в чем: в 2010 году аттестаты, а вместе с ними и медали выпускники получили до прохождения тестирования, следовательно, контроль объективности награждения медалями вернулся к традиционной форме (проверка контрольных работ районной комиссией и проверка классных журналов). Кроме того, уже в начале учебного года стало известно, что при поступлении в ВУЗ будет учитываться средний балл аттестата. Естественно, тут и там стали возникать ситуации, когда баллы неожиданно поползли вверх. Побочным результатом этого стало увеличение числа претендентов на золотые и серебряные медали.
 
Как ни рассматривай ситуацию, получается, что сама идея награждения медалями изрядно дискредитирована. Разумеется, процесс этот начался не вчера, но результат, к сожалению, налицо –слишком часто медаль становится не результатом упорного труда выпускника, а итогом каких-то иных соображений. Самое время задать вопрос, а нужны ли они вообще?
По существу, претендент на медаль (если говорить о действительно золотой, а не липовой медали) – это ученик, который одинаково успешно изучает все школьные предметы – алгебру и литературу,  биологию и историю, физику и обществоведение. Независимо от индивидуальных склонностей и предпочтений. На самом деле нечасто, но встречаются такие дети, которые действительно стараются учить всё и на «отлично». Они просто не понимают, как можно что-нибудь не выучить на 10-12 баллов. Но такие ученики, повторю, довольно редки и, честно говоря, такая всеядность – не преимущество, а, скорее проблема. Им сложно расставить приоритеты, отделить главное от второстепенного, а это при дальнейшем обучении в ВУЗе чревато перегрузками и нервными срывами.
 
А для детей с ярко выраженной предрасположенностью к точным, или, наоборот, гуманитарным наукам, стремление «побеждать на всех фронтах» оказывается и вовсе неподъемной задачей. И уж, наверняка, в нынешней системе «выпускной класс – независимое тестирование – ВУЗ» они менее конкурентоспособны, чем их соученики, которые сосредоточились на изучении именно профильных предметов.
 
В общем, овчинка не стоит выделки. Изменение правил награждения медалями вряд ли поможет – как ни ужесточай требования, рано или поздно находятся лазейки и обходные пути. Видимо, настало уже время, учитывая солидный возраст, отправить золотую и серебряную медали на заслуженный отдых, в историю – вместе с другими реликвиями советской школы. Или же оставить их только в качестве почетных знаков. Без льгот и привилегий.
© Innorganik [20.07.2010] | Просмотров: 4959

2 3 4 5
 Рейтинг: 46.3/36

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook