пароль
помнить
uk [ru]

12 лет без права переписки


12 лет без права переписки
Раздается стук в дверь. В  кабинет осторожно протискивается здоровенный детина. Он мнется, теребит рубашку, наконец выдавливает «Вызывали?». Да, проходите, говорю я. Следом в помещение влетает классный руководитель. С порога заявляет:
 
- Вы представляете, что отчебучил этот ученик? Он пускал бумажные самолетики на уроке, налепил жевачку на стул соседке. И вообще, он постоянно опаздывает на уроки, не выполняет домашние задания! Ну-ка покажи завучу свой дневник!
 
- Я дневник дома забыл.
 
- Тогда на завтра приглашаем маму в школу!
 
- А мама завтра не сможет прийти.
 
- Это почему же?
 
- Да у меня жена недавно второго родила. Мама  внуков нянчит пока я на уроках. Можно, я уже пойду?
 
Вы скажете, сценка отдает бредом? Ничуть не бывало, для пущего драматизма в нее введен только один фантастический элемент – что педагоги не знают о семейном статусе своего ученика. Все остальное – суровая реальность, которая ожидает нас совсем скоро – через два года. Случилось так, что 2010 год стал переломным, в этом году  первое поколение детей, которые обучаются по 12-летке, оканчивает девятый класс, и, в большинстве своем, переходит в старшую школу. Где учиться им уже не два года, как раньше, а целых три. И сейчас, когда мы проходим некую «точку невозврата», может быть, еще не поздно задать себе вопрос – куда мы движемся и зачем?
 
Передо мной на экране монитора интересный документ, «Концепція середньої освіти (12-річна школа)» В нем моного замечательных слов об устремленности в будуще, о вхождении в мировое образовательное пространство, о том, как  украинское образование реагирует на глобализацию и интеграцию мировых процессов. Но, по мере того, как я вчитываюсь в красиве фразы, на память приходит  прочитанная в детстве книжка «Старик Хоттабыч». Там добрый джинн однажды захотел сотворить телефон. И смело создал его – великолепный, из розового мрамора. Только цельнолитой и абсолютно неработающий. Наши мечтатели от образования в 2001 году тоже смело двинулись «в Европы». Но гладко, как известно, было на бумаге.
 
Я листаю списки нынешних девятиклассников своей гимназии. Всем им в 12 классе уже будет больше восемнадцати. Около трети преодолеют девятнадцатилетний рубеж. Это уже взрослые люди. Между тем, вопрос о возрастных особенностях 12-классников, об их потребностях и статусе в проектах рефомы не то что не решается, но даже и не ставится!
 
Двеннадцатиклассники, наверне,  представлялись теми  же одиннадцатиклассниками, только чуть побольше.
 
Любопытства ради, я выписал списочек того, что  сможет будущий 12-классник. Список, наверняка, неполный, уважаемые читатели смогут добавить то, что я упустил. Итак, 12-классник:
 
- может избирать любые органы власти и сам быть избран в местные советы;
- может вступать в брак без согласия родителей;
- может водить автомобиль;
- заключать имущественные сделки;
- приобретать алкогольные напитки.
 
Но это все в обычной жизни. А в школе он – дитятко несмышленое, за которое несут ответственность учитель, классный руководитель и директор. Как вы думаете, сколько явных и скрытых конфликтов будет возникать, когда взрослый по всем параметрам человек будет поставлен в рамки обучения не в ВУЗе и техникуме, а в школе, где подходы к правам и обязанностям ученика и учителя мало изменились со времен СССР? Причем диалог, приведенный в начале, об успеваемости и дисциплине, будет характерен скорее для т.н. «школ нового типа». Какого рода конфликты будут в средней школе в неблагополучном районе, я даже описывать не хочу, чтобы не огорчать читателей.
 
Это, так сказать, общественная сторона вопроса. Но есть еще другая – чисто образовательная. Много рассуждая о европейских сроках образования, авторы реформы забыли упомянуть о европейской структуре. А она в европейских странах сильно отличается от украинской. Речь идет о ступенчатом образовании, которое в наших условиях при, по существу, разрушенном профессионально-техническом и оказавшемся в сложном положении среднем специальном образовании, превращается в растягивание школьной программы с 11 до 12 лет без принципиальных изменений. Впрочем, вру, одно изменение все-таки есть. Это профильность старшей школы.
 
Идея, вроде бы, неплохая – уменьшить для старшеклассника бремя предметов, которые ему не нужны для поступления в ВУЗ и дать ему возможность глубоко изучить нужные дисциплины. Но в наших условиях, к сожалению, снова получается «мраморный телефон». У нас ведь нет аналогов зарубежных «хай скул», отдельных учебных заведений для старшеклассников, которых может быть всего несколько на большой город, и где можно собрать хороших специалистов нужного профиля. А так каждая школа должна изобрести профиль для себя. Если речь не идет о гимназии или лицее, чаще всего он создается либо под сильного учителя, который «потянет» направление, либо под контакты с какой-нибудь организацией или  коммерческим ВУЗом.
 
Понятно,  что такая  «профильность» весьма условна и реальных преимуществ будущим абитуриентам не дает. Еще хуже ситуация  в сельских районах, где создание профильных школ вообще под большим вопросом. Об обеспечении учебниками и программами подробно писать не стану, но, поверьте, ситуация аховая.
 
Зачем же была затеяна такая сложная переделка образования, неужели только для того, чтобы наши школьные аттестаты принимали в западноевропейских вузах? Вариант ответа на вопрос дает чудесная фраза все той же «Концепції середньої освіти»: «Слід зважити і на те, що 12-річна школа - економічно доцільна й ефективна форма зайнятості молоді 17 - 18-річного віку, яка в умовах конкуренції на ринку праці далеко не завжди може знайти роботу.» То есть, государство считает экономически целесообразным и эффективным вместо создания  рабочих мест и профессионального обучения молодежи посадить эту молодежь еще на годик на шею родителей и под опеку учителей. А там, глядишь, сами как-то распределятся – кто в армию, кто в ВУЗ, а кто и за границу (благо, уже совершеннолетние).
 
Так что же, 12-летнее обучение – это зло? Нет, конечно. И 11 и 12 лет – это только отрезки времени. Все зависит от того, каким содержанием это время наполнить и в каких целях его использовать. Только нужно честно признать, что концепция 12-летки рассчитана на такую школу, которой в Украине пока нет. И в ближайшие три  года не появится. Сложно, конечно, реформировать уже идущую реформу. Но оставив все как есть, нам прийдется и дальше любоваться красивыми цельнолитыми мраморными телефонами. И еще потихоньку раскачивать вагон и делать вид, что движемся вперед.
© Innorganik [30.05.2010] | Просмотров: 3642

2 3 4 5
 Рейтинг: 46.5/59

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook