пароль
помнить
uk [ru]

Поработаем над ошибками?


Поработаем над ошибками?
    Уже 17 лет Украина переживает непрерывную полосу кризисов — политических, социальных, финансовых, экологических... Особенность нынешнего кризиса в том, что впервые он является глобальным, обнажившим все системные пороки одновременно во всех сферах жизни страны. Поэтому выход из него является особенно непростым и нескорым. В то же время все больше специалистов отмечает: любой, даже самый разрушительный кризис, а тем более глобальный, несет в себе созидательное начало. После него возврат к периоду стагнации невозможен. Должны появиться какие-то качественно новые решения, произойти революционное обновление кризисной сферы. Вопрос только в том, как и на какой основе? Сумеет ли издерганная коррупцией, склоками, болтовней, бездельем страна получить импульс для развития и перейти от многолетних эмоциональных выяснений отношений в стиле “ты меня уважаешь?” к поиску выхода из кризиса, который пока никак не найдут ни в Раде, ни в Кабмине, ни в Администрации Президента.
 
    Наши, не очень перегруженные образованием и интеллектом (дипломы не в счет) субъекты власти, вряд ли знают, что одной из наиболее эффективных формой работы с отстающими (это наиболее точное определение для всех нас!) в школе всегда была работа над ошибками. Отставшая чуть ли не от всех стран мира Украина должна поработать над ошибками, прежде всего, со своими лидерами. В этом убеждают уже и первые шаги новой власти. К примеру, Н.Я.Азаров обещает, что власть сначала разработает “хороший и правильный ” бюджет, а потом через несколько месяцев разработает программу развития страны. Любому  давно  ясно, что надо делать все с точностью до наоборот. Бюджет, как и смету, и бизнес - план по любому проекту, можно делать только тогда, когда есть программа, проект. И никак не наоборот. Это – азбука проектного менеджмента и называется она – системный анализ.
 
    На те же грабли наступает и Ирина Акимова, называет в качестве  трех главных направлений проведения экономических реформ в Украине: первое направление –  оздоровление бюджетной политики, принятие Госбюджета на 2010 год и инвентаризация средств, находящихся в государственной казне, второе направление – восстановление доверия к финансовой системе, возврат к сотрудничеству с Международным валютным фондом, решение проблем с выдачей депозитов банками. И, наконец, главное направление проведения реформ – восстановление нормального инвестиционного климата. Нетрудно заметить, что названы не стратегические задачи, а тактические приемы решения пока, к сожалению, неопределенных стратегических целей. Вновь телега – впереди лошади. Понятно, что правильно сформулированная когда-нибудь стратегия развития Украины потребует совершенно другой тактики ее реализации.
 
Попробуем провести работу над ошибками, как учили нас когда-то в школе…
 
Ошибка N1. Игнорирование Украиной Концепции устойчивого развития.
 
     Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке улучшение экономической ситуации в большинстве стран мира превратилось в устойчивую тенденцию. Это создало условия для значительного повышения уровня жизни, а население планеты увеличилось почти в четыре раза. Но какой ценой удалось этого достичь? Обратной стороной экономического развития стало повсеместное опустошение природных ресурсов и глобальное загрязнение окружающей среды. Сегодня, в период глобального финансово-экономического кризиса, объемы промышленного производства значительно сократились и экологическая ситуация несколько улучшилась, хотя до качественной окружающей среды, конечно, еще далеко. Но спад производства дестабилизировал экономики стран. Вслед за экономическими проблемами потянулись социальные. Как привести в соответствие экономические, социальные и экологические факторы? Как достичь равновесия между человеком, производством и окружающей средой? Большинство стран мира нашло ответ на эти вопросы, разработав и внедрив программы устойчивого развития на уровне государств, регионов и городов.
 
    Концепция устойчивого развития ( далее КУР) имеет три составляющие: экологическую, экономическую и социальную. Недооценка какой-либо из них может привести к перекосу. К примеру, активное развитие экономики страны, при слабом развитии экологического и социального направлений, ведет к нарушению устойчивого развития. Ведь, невозможно обеспечить улучшение условий жизни, если наращивание мощностей экономики не будет сопровождаться уменьшением техногенных нагрузок на человека и решением социальных проблем в жизни общества. Суть КУР - одновременное решение всех трех задач устойчивого развития, т.е. рост экономики при одновременном улучшении экологической обстановки и решении социальных вопросов.
 
    Украина принимала участие в Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Там главы 178 государств (и Украины в том числе) подписали Декларацию об устойчивом развитии, в которой определены основные принципы развития экономики в балансе с окружающей средой и социальной сферой. К сожалению, Национальной концепции устойчивого развития  в Украине все еще нет. На сегодняшний день, ни одна из более 100 наших партий, ни один из кандидатов в Президенты Украины серьезно не рассматривали эту концепцию как определяющее генеральное направление развития страны. Но сформировать концепцию устойчивого развития в Украине на уровне страны и регионов необходимо! В конце концов, это обязательный шаг на пути  страны в Европейское сообщество, куда мы так зачем-то стремимся.
 
    Чем вызвано такое упорное неприятие КУР нашей страной. Можно  предположить несколько нестандартное объяснение. Все дело в том, что КУР с самого ее появления предложила систему количественных параметров, индексов устойчивости развития. Сейчас они определяются на всех иерархических уровнях – для государств, вступающих в ЕС, или собирающихся это сделать, для любых межгосударственных контрактов в рамках ЕС, для целевых государственных и межгосударственных программ, для проектов. Только после их определения принимаются решения о целесообразности стимулирования, инвестирования, поддержки того или иного проекта. Эта система никак не вяжется с тотальной коррупцией в нашей стране на всех ее иерархических уровнях ибо устраняет, делает ненужным влияние властных структур на принятие решения. Таким образом, лица, принимающие решения о принятии КУР для Украины, на ставшие уже обычными сакраментальные вопросы “де мій інтерес” и “що я з цього буду мати” получают отрицательные ответы. Готов биться об заклад, что именно в этом причина столь долгой волокиты с появлением КУР в Украине.
 
    Более 10 лет я представлял нашу страну в научной программе НАТО по чистым технологиям, в которой участвовали примерно 30 стран. В рамках этой программы мне пришлось многократно делать научные и ненаучные доклады по проблемам экологизации производства и устойчивого развития на симпозиумах  в различных странах мира. Но меня не терпели бы в научной программе НАТО столь долго, если бы я ограничивался общими концепциями, идеями, лозунгами. От меня с первого дня требовали не только это, но и "tools and methods", т.е. средства и методы, раскрыть "кухню" для реализации предложенных концепций, технологий, идей, Совершенно не обязательно, чтобы они были реализованными. Важно, чтобы они были РЕАЛЬНЫМИ, обоснованными, конструктивными.
 
    Ничего здесь принципиально нового нет. Это обычный системный подход, который у военных людей давно вылился в разумное сочетание стратегии с тактическими приемами ее реализации. Итак, суть моего предложения - перейти от ничем не подкрепленных обещаний, деклараций и лозунгов к четкому определению национальных приоритетов КУР для Украины (параллельное решение блоков экономических, социальных и экологических задач) и определению тактики реализации этой стратегии.
 
    К сожалению, очень актуальная в кризисной обстановке концепция устойчивого развития пока недостаточно используется в Украине. Об этом свидетельствуют хотя бы недавние примеры игнорирования концепции устойчивого развития в Приднепровском регионе: сжигание тысяч тонн лузги подсолнечника в центре города на предприятии “Олейна”; использование автомобильного топлива, “обогащенного” отходами коксохимпрозводств; утилизация баллистических ракет непосредственно в Днепропетровске и Павлограде; строительство в непосредственной близости к жилым массивам уже нескольких очередей производства свинцовых аккумуляторов и др.
 
Наш регион сможет  исправить эти ошибки и избежать новых только, когда КУР будет принята в качестве перспективного направления развития страны, что будет  важным шагом на пути вхождения страны в Европейское сообщество.
 
    Отнюдь не претендуя на истину в последней инстанции, ученые и специалисты Приднепровья попытались учесть украинские реалии и сформулировать основные тактические приемы, средства и методы реализации КУР в нашей стране. Это:
 
Экономический блок: Инновационное развитие Украины за счет преобразования среднего и малого бизнеса в технологический бизнес с инновационным наполнением.
 
Экологический блок: Программа экологизации производства и агропромышленного комплекса, многократно обсужденная и одобренная в процессе моей работы в упомянутой Программе НАТО.
 
Социальный блок: Программа адаптации и реабилитации человека к техногенным нагрузкам ("Программа выживания"). Программа экологии жилища.
 
    Все эти программы не ориентированы на бюджетное финансирование, а, прежде всего, на использование рыночных механизмов реализации. Итак, что же необходимо для того, чтобы Украина уже в ближайшее время перешла на рельсы устойчивого развития? В первую очередь, нужно учитывать принципы КУР в процессе рыночных преобразований в сфере производства. Для этого нужно активизировать экономические и политические рычаги стимулирования развития среднего и малого бизнеса, создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, обеспечить развитие системы повышения профессионального уровня специалистов в области современных методов менеджмента на основе информационных технологий. Необходимо также создать систему сервисного обслуживания, консалтинга, тренингов, экспертизы, аудита в области развития среднего и малого бизнеса.
 
    Можно назвать в качестве наиболее важных следующие направления преобразований:
 
• Экологизация производства;
 
• Адаптация и реабилитация населения к техногенным перегрузкам;
 
• Использование новых технологий.
 
    Рассмотрим эти направления более детально.
 
    Экологизация производства. Экологизацию производства необходимо рассматривать как  процесс оптимизации  системы,  состоящей из взаимосвязанных составляющих, которые подчиняются одна другой. Например, производство – цех – установка - аппарат. Прежде чем определять методы переработки промышленных отходов, необходимо рассмотреть вопрос экологизации мест возникновения этих отходов. Если применить на производстве механизмы и технологии, с помощью которых количество выбросов и отходов уменьшится, то затраты времени и средств на дальнейшую переработку последних также значительно снизятся. Нужно выбирать методы воздействия на производственную систему на ее лимитирующих, определяющих уровнях. В Украине распространены глобальные очистные сооружения. Это значит, они применяются для нейтрализации и утилизации вредных выбросов от всех источников сразу после их смешения. В развитых странах совсем другой подход. Там практикуется очистка и утилизация не смеси выбросов, а их локальное обезвреживание, которое производится как можно ближе к источнику их образования. Как показал мировой опыт, такая локальная очистка гораздо более эффективна.  
 
    Конечно, одни только очистные мероприятия не дадут должного результата. Необходимо заменять технологии производства более современными, при которых количество вредных отходов минимизировано. А улучшение технологий производства напрямую связано с заменой оборудования  новым. В Украине этот вопрос сейчас стоит довольно остро. В то же время, технология и оборудование должны обладать достаточным уровнем гибкости. Производству нужно обеспечить возможность работы с учетом возможных изменений, так как постоянно изменяются требования к качеству продукции, к уровню выбросов и другие условия.
 
    Адаптация и реабилитация населения к техногенным перегрузкам.
 
    Даже если вдруг политика экологизации станет господствующей в Украине, невозможно быстро решить задачу обеспечения выживания населения. Стратегия устойчивого развития включает в себя также программу выживания населения в условиях повышенных техногенных нагрузок. Иначе просто бессмысленно говорить об устойчивом развитии государства за счет параллельного решения блоков экономических, социальных и экологических задач.  Согласно этой программе, для обеспечения выживания человека концепцию экологизации производства следует сочетать с  адаптацией человека к условиям жизни в экологически неблагоприятных условиях и с применением систем жизнеобеспечения человека в среде его обитания.
Адаптация человека предполагает разработку и реализацию методов профилактики и реабилитации населения, основанных на современных достижениях науки, а также объединение для этого усилий специалистов в сферах науки, техники, образования и управления в условиях ухудшающейся экологической обстановки в Украине.  
  
    Основными направлениями  реализации программы выживания являются:
 
• Организация системы экологического просвещения и образования населения, особенно в экологически напряженных регионах.
 
• Выполнение научных исследований по созданию средств экологической защиты - необходимы препараты для повышения иммунитета, очищения и восстановления организма человека. Нужно разработать технологии и оборудование для производства таких препаратов, методики их применения.
 
• Выполнение научных исследований по систематизации известных и созданию новых немедикаментозных методов адаптации человека к техногенным воздействиям. Необходимо найти способы повышения иммунитета и снижения факторов риска у населения.
 
• Создание промышленного производства препаратов преимущественно на базе сырьевых источников Украины.
 
   Применение систем жизнеобеспечения человека предполагает также создание локальных систем для защиты человека от экологически неблагоприятной среды обитания. К примеру, уже сейчас учеными и специалистами Украины разработана достаточно эффективная техника очистки питьевой воды. Малогабаритные установки очистки воды, а также воздуха и продуктов питания от токсичных веществ должны прийти в каждую семью уже сегодня, так как решение глобальных задач экологизации загрязняющих среду обитания производств - дело не одного десятилетия.
 
    Использование новых технологий.
 
    Вряд ли мы решим эту задачу собственными силами и Запад нам за просто так не поможет. К сожалению, наша страна сегодня не готова к приходу иностранных инвестиций. У нас пока нет отлаженной схемы работы на рынке инвестиций, недостаточно подготовленных специалистов, нет четких инвестиционных программ. Специалисты государственных предприятий и предприниматели зачастую просто не готовы к работе в новых условиях. Причинами этого являются: языковой барьер; недостаточный уровень знаний менеджмента, маркетинга, информационных и компьютерных технологий; отсутствие серьезной работы по пропаганде инвестиционной привлекательности наших предприятий в международных информационных источниках; слабое развитие и использование в сфере бизнеса современных информационных технологий.
 
    Серьезное отставание развития предпринимательства в нашей стране является следствием отсутствия у исполнительной власти действенных рычагов влияния для стимулирования развития малого и среднего бизнеса по рыночным законам. С другой стороны, это результат неготовности большинства предпринимателей к работе на рынке инвестиций с использованием современных информационных технологий, к инновационному наполнению бизнеса. Создание сети технологических бизнес-инкубаторов могло бы помочь исправить положение. В задачи таких заведений входил бы вывод инженеров и ученых Украины на мировой рынок интеллектуальной продукции путем трансферта  технологий и создания рынка новых разработок; предоставление помощи инженерам и ученым в поиске партнеров, инвесторов, спонсоров для коммерциализации разработок. Кроме того, в таких «инкубаторах» осуществлялась бы бизнес-экспертиза, консалтинг, аудит и менеджмент по подготовке объектов инвестиций.
Общепринятыми в мире и новыми для нашей страны являются механизмы реализации концепции устойчивого развития на основе интеграции среднего и малого бизнеса с инновационным (основанным на новых технологиях) бизнесом. Это приводит к появлению принципиально нового атакующего технологического бизнеса. Во многих странах он стал основным фактором выхода из кризисной ситуации. При этом интеллектуальная собственность становится товаром на рынке. Защита, охрана интеллектуальной собственности становится не самоцелью, а средством коммерциализации, приоритетной в рыночной экономике. А атакующие менеджмент и маркетинг становятся основой современной стратегии коммерциализации интеллектуального товара.
 
    Возможный алгоритм организации атакующего технологического бизнеса:
 
• Создание информационного поля о проекте и предприятии.
 
• Поиск потенциальных партнеров и инвесторов с использованием современных  эффективных поисковых систем и методик.
• Бизнес планирование (оплачивает инвестор).
 
• Привлечение денежных и иных ресурсов, управление проектом.
 
    Весь этот набор средств и методов преобразования производственной сферы путем превращения коммерческого среднего и малого бизнеса в инновационный технологический бизнес не является досужей выдумкой. Этот путь выбрало большинство стран мира и уже успешно выходят из кризиса и преодолевают его последствия.
 
Ошибка N2. Неопределенность тактики перехода Украины на инновационные рельсы развития.
 
    Оперативный переход к КУР при разработке антикризисных программ является тем основным направлением, которое нам придется выбрать не только для выхода из нынешнего кризиса, но и для успешной евроинтеграции, просто немыслимой без КУР. Без такой стратегической основы мы, принимая даже самые оперативные и жесткие законы, не обретем механизма обновления и будем обречены латать «тришкин кафтан».
 
    Макроэкономические стратегии бывают действенными только тогда, когда согласуются с эффективным антикризисным управлением на микроэкономическом уровне. Оно включает в себя комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, бизнес-планирование, разработка сложных инвестиционных проектов и целевых антикризисных программ, планов диверсификации,  реструктуризации и реорганизации эффективны только тогда, когда применяются в комплексе. Отказавшись от основополагающих принципов устойчивого развития, лихорадочно латая «дыры» то в одном, то в другом месте и утешая себя иллюзиями об экономическом росте, Украина «упала» глубже, чем другие страны. Реальный выход из кризиса начинается только тогда, когда экономика достигает «дна». И очень важно не пропустить момент, когда антикризисные меры, направленные на смягчение последствий ее падения, необходимо перевести в новую стратегию обновления, то есть перейти от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития. Одно из основных средств этого - создание и развитие технологического бизнеса. Опыт других стран уже показал, что для этого , особенно в начальный период, необходима, прежде всего,  сеть самофинансируемых сервисных организаций, которые содействовали бы решению основной стратегической задачи в кризисных условиях - реализации принципов устойчивого развития с решением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса и превращения его в технологический бизнес, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий.
 
   Основными тактическими методами реализации этих задач являются: создание рынка технологического бизнеса в Украине и использование рыночных механизмов для перехода от сырьевой экономики к инновационной, содействие модернизации и технологическому развитию экономики, экспертиза и аудит инновационных проектов с целью определения объектов инвестирования, содействие коммерциализации отечественных инновационных технологий, поиск интеллектуальных и финансовых инвесторов и партнеров по реализации проектов, сервисное обслуживание среднего и малого бизнеса с целью его инновационного наполнения, консалтинг,     информационное обслуживание при выработке тактики антикризисного менеджмента и определению направлений реструктуризации и диверсификации бизнеса, проведение тренингов для субъектов технологического бизнеса, развитие международных связей и контактов.
 
    Рынок технологического бизнеса не может появиться в результате усилий отдельных энтузиастов - ученых, изобретателей, новаторов, пытающихся реализовать (раньше говорили “внедрить”, а теперь “коммерциализировать”) свои разработки. Опыт показывает, что не они составляют основу технологического бизнеса. Как следует из опыта других более успешных стран антикризисный процесс нужно начинать с «низовой» экономики — со среднего и малого бизнеса (СМБ). Даже в периоды экономического подъема СМБ является индикатором перспективных направлений развития, оперативно и гибко реагирует на рыночную конъюнктуру. В периоды кризиса он становится «подушкой безопасности» для множества людей, не задействованных крупным бизнесом, формирует экономически активную часть населения с соответствующей психологией, стимулирует структурные реформы. Кроме того, он повышает деловую активность населения, не поглощая таких финансовых ресурсов, которые вбрасываются сегодня в олигархическую экономику, в рекапитализацию банковской сферы и т.д., и требуя всего лишь    микрофинансирования. Причем не от банковской системы с ее грабительскими кредитными ставками, а преимущественно за счет финансовых вливаний частных внутренних инвесторов – “бизнес – ангелами” их часто называют. В России их зарегистрировано около двух миллионов. И они не перекачивают свободные деньги без налогов на Кипр, а потом опять же без налогов возвращают в виде инвестиций в Украину, а сразу дают их СМБ (если у него есть инновационное наполнение). НАПРЯМУЮ без участия коррумпированных чиновников.
 
    Итак, опыт дальнего зарубежья, а теперь уже и России, показал, что они были ориентированы не на крупный капитал, а на инновационный средний и малый бизнес и использование рыночных механизмов инвестирования. При этом инновационную составляющую бизнеса можно рассматривать как инновационного инвестора, который вкладывает в проект не менее важную, чем деньги, часть — инновационный продукт, имеющий, кстати, совсем не малую денежную стоимость. К сожалению, пока доля продукции ВВП с инновационной составляющей в Украине составляет порядка 4%. Это крайне мало. При таком положении дел нелепо даже мечтать о высокой конкурентоспособности нашей продукции. Кроме того, по оценкам различных экспертов, доля микроэкономики в ВВП в Украине составляет порядка 5 — 8%. В большинстве стран Европы — гораздо больше. В этой связи, может быть, следует более внимательно рассмотреть зарубежный опыт, достоинства и недостатки приоритетного развития СМБ. Может быть, для нас предпочтительнее окажется японская модель интеграции СМБ и крупного бизнеса, по которой крупное предприятие как бы собирает вокруг себя флотилию мелких предприятий, , «пасущихся» около акул бизнеса, выполняя их заказы.
 
    В чем причины недостаточного развития СМБ в Украине? Видимо в его негативных особенностях:
 
1.Зарегулированность СМБ органами власти. Разрешительная «регуляторная» деятельность стала инструментом коррупции. Принцип «единое окно» не реализован. Отсутствуют «рычаги» регуляторной политики.
 
2. Неинновационность СМБ, как отмечено, лишь около 4% имеют признаки инновационности.
 
3. Нищета и отсутствие у СМБ стартового капитала при избытке денег на рынке инвестиций.
 
4. Коммерческий характер СМБ, при котором в некризисную эпоху обеспечивались максимальные прибыли. Мало товаропроизводителей.
 
5. Низкий уровень профессиональной подготовки менеджеров СМБ.
 
6. Отсутствие экспертных, аудитных, консалтинговых организаций для сервиса СМБ.
 
7. Отсутствие сервисной системы оперативного повышения уровня профессионализма предпринимателей.
 
     Как устранить  эти  негативные особенности СМБ:
 
1. Отказ от «регуляторной» политики: единственный регулятор — рынок. Использовать и стимулировать гибкость и адаптивность среднего и малого бизнеса (СМБ).
 
2. Интеграция СМБ и создание венчурного технологического бизнеса. Использование положительного опыта России в этом направлении. Создание сети центров технологического бизнеса.
 
3. Создание сетей технологических бизнес-инкубаторов, сетей бизнес-ангелов, Развитие инновационно-информационного сервиса.
 
4. Активизировать переход СМБ от коммерческой к производственной деятельности.
 
5. Разработка стратегии и тактики, средств и методов антикризисного менеджмента в СМБ применительно к украинским реалиям.
 
6. Создание сети профессиональных сервисных организаций (экспертиза, консалтинг, аудит, менеджмент, повышение квалификации СМБ).
 
7. Организация профессиональных тренингов (учить предпринимателей бизнесу, менеджменту, системному анализу, информационным технологиям, основам внешнеэкономической деятельности, фандрайзингу, принципам устойчивого развития и др.).
 
    Для реализации задачи перехода на инновационный путь развития целесообразно использовать следующие наиболее результативные приемы:
 
• системный подход к антикризисной деятельности,
 
• интеграция в СМБ инновационной составляющей и превращение его в технологический бизнес,
 
• использование на региональном уровне индустриального и индустриально-аграрного симбиоза,
 
• реструктуризация бизнеса,
 
• диверсификация ресурсов и собственно бизнеса.
 
    Наши попытки создать рынок технологического бизнеса в Приднепровье оказались не очень успешными, прежде всего, из-за отсутствия у властных структур интереса к этому направлению антикризисного менеджмента и обеспечения устойчивого развития. Пришлось ограничиться далеко не беспредельными возожностями Интернета. Однако, сегодня мы уже располагаем следующими Интернет – ресурсами, многие из которых пока уникальны для Украиы и могут стать базой для развития рынка технологического бизнеса в Украине:
 
http://arwsd.lujo.com/ - Business Media Group,
http://vidns.com/hostedweb/arwsd/fair/index_r.html - Виртуальная ярмарка инвестиций и инноваций,
http://vidns.com/hostedweb/arwsd/bizport/index.html - Виртуальный бизнес - инкубатор по чистым технологиям и энергосбережению,
http://vidns.com/hostedweb/arwsd/vtbi/index-e.html - Он-лайновый технологический бизнес – инкубатор,
http://vidns.com/hostedweb/arwsd/PCPC/index.html - Приднепровский центр чистых производств,
http://ukrainebiz.com/TechProposals.htm - База украинских инновационно – инвестиционных проектов на портале американского центра экономических инициатив,
http://technobiz.org/ - Центр технологического бизнеса ”Интеллектуальный сервис,
http://invest.ho.ua/ - Портал Ассоциации технологического бизнеса.
 
Мы попытались  положить в основу нашей работы  методология проектного менеджмента, начиная не с инноваций, а с определения цели и задачи проекта (исходя из концепции устойчивого развития, государственных и региональных программ развития и др.). Для конкретных проектов мы помогаем определить команду реализаторов и менеджеров проекта, которые затем ищут и находят инновационных (если хотите, интеллектуальных) инвесторов, ибо для любого проекта почти всегда требуется несколько инновационных решений и финансовых инвесторов, которых также всегда несколько на жизненном цикле любого проекта. Все упомянутые субъекты являются субъектами технологического бизнеса, пришедшего на смену предпринимательству и среднему и малому коммерческому бизнесу уже практически во всем мире.
 
Ошибка 3. Нужна ли нам такая "кластеризация” Украины?
 
    В последнее время  в стране появилась очередная антикризисная панацея. Все чаще появляются статьи о необходимости кластериазции Украины. Речь даже идет о немедленной разработке НАЦИОНАЛЬНОЙ Программы кластеризации Украины, о появлении НАЦИОНАЛЬНОЙ системы инновационных промышленных кластеров. Что это - очередное модное увлечение красивым термином, результат всплеска интеллектуальной деятельности у нашей элиты или, в самом деле, необходимость, вызванная жизнью?
 
    Считают, что  кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; университетов  и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.
 
    Сегодня эта терминология перекочевала в многочисленные публикации, посвященные вопросам развития (неважно чего - государства, региона, города, науки, техники, производства, системы водоснабжения или канализации и др.). Пишут о кластерах как о сетевых инновационных структурах, о системах инновационных промышленных кластеров, о локальных производственных системах на основе сетевых структур - кластеров и т.д., и т.п.
 
    К сожалению, основная масса публикаций по кластерной тематике освещает, в основном, целесообразность использования кластерных подходов и позитивные результаты этого использования. Практически совершенно не освещаются теоретические основы, стратегия и тактика, теория и практика кластеризации в экономике, в науке, в развитии инновационных направлений ее использования. Это серьезно обедняет кластерный подход, примитивизирует его, лишает его научной обоснованности, "вульгаризирует" его. Между тем, кластерный подход не нов, если учесть, что синонимом термину "кластер" является термин "модуль".  Первая отраслевая лаборатория Блочно – молульных установок Минхимпрома СССР была создана около 40 лет назад у нас в Днепропетровске, и именно эта лаборатория разрабатывала и разработала не только конкретные БМУ, но и теоретические основы кластеризации. Именно тогда появились:
 
- теоретические основы системного подхода к синтезу кластерных систем,
 
- основы синергии комбинированных модулей,
 
- теория совмещения технологических процессов и создания гибких ХТС,
 
- основы эффектов эмерджентности и их использования в блочно - модульных системах,
 
- теоретические основы интерэктности при совмещении и комбинировании модулей,
 
- основы теории гибкости и адаптивности модульных (кластерных) объектов,
 
- методы оптимизации объектов с совмещенными технологическими процессами на основе системного анализа и др.
 
     Впрочем, как обычно, наша песня хороша, мы начинаем все сначала. Кластерный подход в Украине может получить быстрое развитие, если теоретические наработки и положительный практический опыт удастся перенести в область экономики и технологический бизнес. Если попытаться погрузиться в суть новой красивой терминологии, то можно сделать вывод о том, что "кластеризация" - это сочетание интеграции и кооперации, призванное, вроде бы, конкурировать с глобализацией, где кластеры - это форма интеграции субъектов. А кооперация - это форма взаимодействия этих самых интегрированных кластеров. В этом случае, если руководствоваться принципами проектного менеджмента, для технологического бизнеса выходит, что кластеры - это форма интеграции субъектов технологического бизнеса (к примеру, инновационных инвесторов, финансовых инвесторов, предпринимателей), образующих нечто вроде этакой шведской семьи, управляемой менеджером проекта (см. рисунок на http://technobiz.org/about_us.html ) .
 
А кооперационное объединение таких кластеров - это та самая сетевая инновационная структура, к появлению которой так стремятся наши управленческие инноваторы. При этом категория Инновационных инвесторов включает в себя: инновационные предприятия, научные и учебные заведения, исследовательские центры, индивидуальных изобретателей, ученых и др. инноваторов. Финансовые инвесторы сейчас тоже не представлены в одиночестве. Здесь не только банки, но и частные инвесторы (которых называют еще "бизнес - ангелами"), инвестиционные компании, многочисленные фонды и субсидирующие организации и т.п.
 
Сразу же возникает вопрос, что изменилось от того, что мы взамен прижившегося в советские времена термина "модуль" использовали термин "кластер", а взамен "модульного подхода" стали употреблять "кластеризацию"? В общем, почти ничего. Ведь остался вопрос - кого, с кем и зачем интегрировать, с кем и зачем потом кооперироваться образовавшимся кластерам? И главное, каковы побудительные механизмы этих процессов. Неужто опять пресловутая "регуляторная политика" и желание коррумпированных чиновником не без выгоды порулить новой игрушкой.
 
Но, страна сегодня уже не та. Она приобрела статус страны с рыночной экономикой, где правит преимущественно не власть, а рынок. Кластеры в условиях рынка должны быть средством реализации рыночного механизма хозяйствования. А роль власти должна заключаться не в создании кластеров, тем более, за бюджетные деньги, а в:
 
1/ Формулировании задачи и ИНИЦИИРОВАНИИ появления кластеров.
 
2/ Создании побудительных мотивов и механизмов.
 
3/ Содействии созданию питательной среды на соответствующем иерархическом уровне (в нашем случае, это создание сетей частных предпринимателей - бизес ангелов, создание, прежде всего, при вузах технологических бизнес - инкубаторов).
 
4/ Законодательное обеспечение процесса.
 
5/ Стимулирование за получение положительных результатов и т.д.
 
    Главное, власти хорошо бы не заниматься пресловутой "регуляторной политикой". Как только власть начинает что-то регулировать, так все заканчивается так, как сейчас печально заканчивается гибелью наш "зарегулированный" средний и малый бизнес.
 
    В публикациях одного из наиболее известных сторонников кластеризации в Украине С.Н.Соколенко делается упор на необходимость управления инновационной деятельностью. Но, ведь, не всякие инновации хороши, да и не является их реализация самоцелью, а только СРЕДСТВОМ решения конкретных задач, к примеру, устойчивого развития города, региона и т.д. Следовало бы сменить эту задачу на другую - управление проектами с использованием механизмов проектного менеджмента. А они давно уже отработаны в мире. Поскольку создание кластеров не является самоцелью, а лишь одной из эффективных организационных форм работы, бессмысленной является идея создания программы всеобщей "кластеризации" страны. Уже отмечалось выше, что нельзя подменять задачу средством ее достижения.
 
    Может быть, в свете изложенного выше не так уж и плохо, что Днепропетровск пока является белым пятном на карте кластеризации Украины (http://ucluster.org/ ). Пока "кластеризация" Украины идет сверху вниз. . Появились уже и первые макрокластеры - к примеру, технополисы (нечто вроде советских академгородков), технопарки, объединения университетов с академическими лабораториями или бизнес - инкубаторами (теплицами) и т.п. Более эффективным для развития страны путем перехода на инновационный путь развития будет технологический бизнес, при котором создание кластеров является лишь ОДНИМ ИЗ эффективных средств проектного менеджмента. В этом случае следует начинать работу не на верхних эшелонах - уровнях системы, а на нижнем - на зарождающемся рынке технологического бизнеса.
са.
 
Вильям Задорский, доктор технических наук, профессор, член Союза журналистов Украины
© Zadorsky [26.03.2010] | Просмотров: 1947

2 3 4 5
 Рейтинг: 20.9/17

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Войти или зарегистрироваться



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Забыл пароль :: Регистрация
пароль
помнить