пароль
помнить
uk [ru]

Штандарты лингвистики


Штандарты лингвистики
Мы шествуем по улицам и свищем,
Сзывая всех в далекий райский сад.
Б.Г.

Воздев на свои штандарты лингвистику, мы шагаем по просторам Уанета, вступая в локальные стычки и принимая деятельное участие в полномасштабных конфликтах. Бия в тулумбасы непримиримости, надрывно трубя в буцины неосведомленности, мы поражаем виртуального врага-басурманина «разносторонней» аргументацией. И я, аз многогрешный, в былые годы пролил немало цифровой кровушки в подобных баталиях. А остывши от клавиатурных залпов, решил малость пораскинуть остатками разума. Вы спросите, – Почему остатками? Отвечу – подобное времяпрепровождение лишено всякого смысла и, к тому же изрядно выжигает мозги.
 
Даже разглядывание примитивной порнографии может привести к повышению профессионального уровня в определенных сферах человеческих взаимоотношений. Рассуждения о преимуществах и недостатках языков, существующих на украинских землях, о необходимости и целесообразности их использования в жизни, делопроизводстве, телевидении, кинематографе и искусстве не оставляет ничего, кроме раздражения, озлобления и обиды.
 
Ленивые – мы не хотим понять, что языковая проблема (насколько немилозвучное словосочетание!) лишь один из симптомов старой болезни, поразившей все украинское общество. Эта хворь имеет древнюю историю, она глубоко въелась в народы, населяющие земли в границах, обозначающих на современных картах территорию Украины. На протяжении последних трехсот лет Украина находилась под непрекращаемым воздействием этносов своих соседей. Вольно или невольно, игрой случая или намеренно – в разные эпохи и различными способами нам навязывались иные культуры. Культуры – как совокупность обычаев, верований и, конечно, языка общения. Однако время показало, что коренная народность не очень-то и настроена ополячиваться или русификоваться.
 
Например, на западных землях, несмотря на меньшее, по сравнению с восточными, давление на украинцев, многие из них, например представители ремесленников, в средние века меняли веру с православной на католическую, начинали говорить на немецком или польском, преследуя мечту вступить в соответствующий цех. Но при этом они в наименьших деталях сохраняли традиции своего народа, и неукоснительно соблюдали их в "домашнем употреблении". Надо отметить, что немало талантливых мастеров продолжало работать вне действия цеховых правил, нося неблагозвучное прозвище «партачи». Им удавалось творить настоящие произведения искусства, наполняющие сейчас, примером, многочисленные львовские музеи. Это и не удивительно. Наши соотечественники никогда не были обделены талантами. Впрочем, сейчас речь идет не о цеховых товариществах или средневековых ремесленниках.
 
Украинцы, на проверку, оказались крайне неподатливыми к ассимиляции, даже более многочисленными народами; поэтому угроза растворится в потоке завоевателей или мигрантов нам не особо грозит. С другой стороны – влияние чуждых культур, без сомнения отмечается на восточных и южных землях современной Украины. Если быть совсем точным, то чуждой культуры – русской. Прошу правильно понять термин "чуждый". Я его использую в контексте "чужой" для данной территории, аллохтонный (с лат. привнесенный), если хотите. Все рассказы о братских чувствах двух народов; сказки про мифическую колыбель, где мы, вроде как вместе с белорусами взросли; всю эту советскую пропаганду оставим для наивных и необразованных сограждан. Друзья, забудьте эту чепуху – мы это не они, и наоборот.
 
Сейчас нет смысла копошиться в угро-финских и арийских корнях обоих наций. Оставим специалистам рассуждения о генотипе славянских племен, тем более, что результаты исследований существенно расходятся. Последнее кажется удивительным, пока не начинаешь знакомиться с заказчиками подобных исследований. Это неплохая иллюстрация к возможному влиянию политического интереса на результаты научных исследований. Да и к чему нам дорогостоящие эксперименты; достаточно посмотреть на лица соотечественников. Это для китайцев белые люди все на одно лицо, сами-то мы с усами. Ощутимая разница в чертах лица, менее детализированная – в телосложении, указывает нам на разные народы, сформировавшие современное население Украины.
 
Казалось бы – в чем проблема! Вот вам РФ, не нравится, пожалуйста – США, государства с многомиллионным населением, составленным из представителей десятков национальностей. Какая болезнь? Где проблемы? Не понятно. Попробую объяснить свои представления. Что бы мне не говорили – Украина это молодое государство, находящееся в процессе становления. История сохранила записи про относительную независимость отдельных территорий, населенных украинцами, от разного рода сюзеренов. Но эти эпизоды не дают нам право рассуждать про существование полноценной украинской державы. Лишь короткий промежуток в начале 20-го века, зафиксированный современной историей как УНР и ЗУНР подтвердил стремление украинцев к государственности. С того момента не прошло даже столетия. Трансформированная российская империя рухнула и в своей новой реинкарнации – СССР. На развалинах этого нелепого сооружения восстала из небытия украинская государственность.
 
В начальные моменты существования нового государства жизненной необходимостью стала забота о хлебе насущном. Именно эта проблема узурпировала трон национальной идеи. Первое десятилетие шла борьба за выживание, люди меняли профессии, приближенные к власти меняли разноцветные бумажки и обещания на заводы. Мечта о сытой жизни постепенно воплощалась в реалии. Можно вспомнить и о целой прослойке обездоленных, не приспособившихся к новым реалиям, появившейся в процессе жизнедеятельности нового общества. Однако она не повлияла на развитие в целом. Правда, социальная и имущественная сегрегация стала отчетливо выраженной. Но, после неопределенности и даже хаоса, жизнь вошла в дико-капиталистическую колею с отчетливыми проявлениями рудиментов старой системы. Устраивает это нас или нет, это вопрос второй. Начали расти заработки, люди привыкли хорошо кушать, покупать ранее невиданные вещи, ездить за границу отдыхать. Ну а массовое кредитование сотворило чудо с соотечественниками. Все разочарование кризисного периода – еще один, очень необходимый урок для наших граждан. Урок бережливости и расчета, урок оценки собственных сил. Так что не стоит говорить о крахе зарождающейся системы. Так, временные неполадки. В общем, на фоне относительного благосостояния, фактор выживания начал слазить с пьедестала национальной идеи. И тогда начались некоторые сложности.
 
Сама проблема, как уже упоминалось выше, было посеяна раньше. Мои родители вспоминали – когда мы ездили в гости к родственникам в Крюкове (это, в основном населенная русскими, часть Кременчуга), они незлобиво говорили: "О, бандеровцы приехали". Дата – начало 80-х, еще продолжается расцвет развитого социализма. Разделение на русских и украинцев четко ощущалась в обществе. Причем, несмотря на декларации о равноправии, статус русского был выше. По крайней мере, я это помню так. После развала СССР деление на национальности на некоторое время сгладилось поиском места в новой жизни. Теперь оно вернулось. Так все-таки, что есть национальная идея? Вариантов много. Например, для Германии 30-х это реванш после поражения в первой мировой, для СССР – построение коммунизма или, в крайнем случае, развитого социализма. Первый вариант реальный, второй – практически неосуществимый, но оба функционировали в качестве государственной идеи некоторое время.
 
Теперь вернемся к США. Где там идея, объединившая десятки наций в едином поклонении звездно-полосатому дядюшке Сэму? Не стоит обольщаться – национальная идея США сформирована и существует для WASP. Все остальные – материал для воплощения господства протестантского меркантилизма в глобальных масштабах. Это притом, что автор не сторонник теорий заговора и борьбы с разного рода масонами (или жидомасонами). Всего лишь констатация факта. Что до РФ – это очередная реинкарнация Московского царства. Идея любой империи концентрируется в экспансии. Модернизированный вариант – экономическая и политическая экспансия, которая и реализуется на данный момент. Пребывание в границах империи консолидирует ее народности в экстазе реальной или мифической мощи, опирающейся на военный и экономический потенциал, историю и легенды. Хорошим примером последствий имперского мышления в современной истории может послужить ныне пребывающий в руинах Ирак. Ни американский, ни российский вариант национальной идеи не переносятся на украинский грунт. Мегаломания не свойственна украинцам, так же как и имперская идея не находит отклика в их душе. Ну не принято у нас это!
 
Так что же делать нам, жителям независимой Украины? Путь к прокормлению себя, своих детей и внуков намечен. Мы усваиваем уроки новой системы хозяйствования, постепенно привыкаем, что и мы сами – товар на рынке, что себя надо продать подороже и для того необходимо учиться и еще раз учиться, и так далее. Теперь встала задача наметить путь державе, цель, очертания светлого будущего. То есть, по-простому, национальную идею. Да вот беда, неоднородность этносов делает эту цель не просто расплывчатой. Каждая из основных составляющих Украины видит его по-разному. Прямой вражды нет и, скорее всего не будет. Не те характеры подобрались. Существует непонимание, переходящее в раздражение. Ну чего им надо! – так звучит оно, практически одинаково с каждой стороны. Русские с юго-востока недоумевают. Мы же не хотим отделяться, – говорят они. Сборища 2004 года лишь акт отчаяния в ожидании репрессий, колючей проволоки и бандеровцев с шмайсерами наперевес. Мы, – говорят они, – такие же граждане Украины, как и этнические украинцы. Мы работаем, может (думая – наверняка) больше вас, обеспечивая значительную (думая – практически всю) часть ВВП Украины. А хотим малого – дайте нам говорить на родном языке, желательно сделайте его государственным, любите Россию и согласовывайте историю земель украинских с нашими представлениями о ней.
 
Вроде бы и требования невелики, правда? С другой стороны украинцы центральных и западных регионов недоумевают, – Что вам стоит выучить украинский язык и пользоваться им в деловодстве и обучении? Почему истории Украины без российской лакировки вызывает у вас такое отвращение? Зачем откидывать движение в европейские структуры, как гибельное для Украины и, при этом, считать интеграцию в разного рода ЕЕП целесообразной? Тоже, вроде бы резонно. Этот небольшой перечень, расширяемый еще парочкой незначительных пунктов, и есть наибольшим камнем спотыкания, тормозящим формирование национальной идеи. Я бы даже сказал не тормозящим, а полностью останавливающим. Эта бесплодная дискуссия, протекающая с переменным успехом практически десятилетие, наводит на мысль – а возможен ли, по этим вопросам, консенсус вообще? Судя по всему – нет! Разность в мышления и мировоззрениях украинцев и русских не дают почвы для принятия взаимовыгодного решения.
 
Подтверждение вышесказанного могут стать последние выборы – 2004 и 2010 годов. Уход Кучмы был предрешен историей. Становление народного хозяйства, выгодные коньюктуры на мировых рынках и ряд иных объективных факторов влили солидные финансы в украинскую экономику. Часть денежной волны, несмотря на дикое казнокрадство и несправедливую оплату труда, докатилась и до населения. Пришла эпоха идей. Поочередные победы Ющенка и Януковича ни коим образом не являются следствиями планомерных и убедительных предвыборных кампаний. Про харизму кандидатов я вообще не буду упоминать. Они – олицетворения идей, пускай крайне несовершенные. Кто-то голосовал умом, не спорю. Но сколько их – мизер! В основном, и это подтверждает распределение голосов по областям, голосовали за вектор развития и язык. Да – это по-детскому наивно. Вот и сейчас, история повторилась. Кто тут голосовал за Януковича? Все стесняются, поскольку знают, что это за персона. Начинаются рассказы про сильную команду, выдаются на-гора прочие мифы и легенды промзон. Все прозаичнее, гегемон и интеллигент, богатый и бедный, объединенные национальностью голосовали за русский язык, дружбу и интеграцию со структурами РФ. Все остальное – наносной слой, толщина которого зависит от уровня образования. И так будет повторяться далее, с результатом, зависящим от незначительных, временных обстоятельств. Какое уж тут единение!
 
Мировоззренческий фактор, обусловленный столетиями исторического опыта наших народов, усугубляет эту проблему донельзя. Централизация и жесткая вертикаль власти, по-своему эффективная в условиях империи, никак не перекликается с патриархально-либеральными воззрениями эпохи гетманщины, с ее анархической демократией (ужас-то какой!). Сила в порядке и абсолютном подчинении с одной стороны и развивающее разнообразие в децентрализации и свободном хозяйствовании с другой не дают нам возможность выработать какую-то общую линию поведения. Хаос в высших органах власти это еще один разрушительный отголосок подобного непонимания. Изменить мировоззрение народности практически невозможно, разве что путем ее ассимиляции. Последнее в условиях Украины представляется невозможным для любой из сторон.
 
С другой стороны возникает вопрос – может ли держава существовать без некой виртуальной национальной идеи? Может нам достаточно сформировать концепцию, положим обогащения, и поднимать благосостояние каждого гражданина, развивая тем самым державу в целом. Ведь существуют вещи одинаково ценные для калужанина, киевлянина и штудгардца. Конечно! Здоровье родных и близких, финансовое благополучие, мирное сосуществование, чистый воздух и прозрачные воды рек, общечеловеческие ценности не зависят от национальности и места проживания. Возможно ли на их базе построить государственную идею, которая будет вести грядущие поколения граждан Украины к развитию и процветанию? Рассмотрению этого вопроса автор собирается посвятить вторую часть публикации.
© Юра Химик [22.02.2010] | Просмотров: 5090

2 3 4 5
 Рейтинг: 44.3/54

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook