пароль
помнить
uk [ru]

Занимательная этнография


Занимательная этнография
Дж. Блексон. Лекции «Сакральная этнография восточных славян», Лекция №3 «Анализ народных песен».
Минск – Боярка(Киевская обл.)
Выдержка из стенограммы(расшифровка)
 
Я вам сказав, що мститися не можно,
бо всі люди – це браття на землі,
окрім жидів, татарів, негрів, білорусів, котрих я ненавиджу.
Л.Подеревянский

…И мы продолжаем. В детстве я услышал, будучи на Полесье народную песню «Касиў Ясь канюшыну». Песня создана, как и многие народные, как подспорье в труде. Ритм ее привязан к размеренному ритму движений косаря: Касиў ясь – коса дошла достаточно быстро до предела вправо –ка-ню-шыну(коса заканчивает движение цикла). Ритм –ровный, размеренный, монотонный, что вполне соответствует рациональному движению косы. Все понятно. И тут вдруг знаменитая, тогда уже взошедшая звезда белэстрады, группа «Песняры» исполняет эту песню. Песня имела невероятный успех по всему СССР и стала визиткой на долгие годы этой группы. Но она абсолютно не соответствует(обработка) народной, рациональной помощнице в трудах сельского жителя.  Эх, лалалала, вжих. Недолго бы продолжался труд под такую песню! Вспомните мультфильм, примерно тех времен. Волк из «Ну,погоди!» размахивает косой как двуручным мечом, снося все подряд. Недолог был бы век того косца, кто воспользовался бы такой техникой. Покалечился бы или был покалечен собратьями за безобразие.
Так, минутку…Да спасибо..Это (неразборчиво)ись! С тмином? Запомню..
Да, вернемся собственно к содержанию. Мы слышим историю: Ясь косит канюшину и поглядывает при этом на дивчину. Ну, дело молодое, не время тормозить, тем более, что работа продолжается. Дивчина жнет жито и поглядывает на парня(Яся). Тут тоже понятно-дело молодое(см.выше). Но что мы слышим? «Ці ты Ясь ці ты не – спадабауся ты мне..». Девушка, видно не может разглядеть парня, но ей все равно. Это говорит о нравах и девичьей гордости. Песня или умалчивает о дальнейших событиях, или Ясь оказывается морально устойчив, и, вместо того, чтобы воспользоваться ситуацией без обязательств, бросает косить и(несмотря на дело молодое см.выше) идет к матери. «Кинуу Яська касить, пайшоу мамку прасіць». Это нам говорит о многом. Во-первых, он уважительно относится к матери, во-вторых просить идет не у отца. Почему? Либо его нет –неполная семья или печальная потеря в семье? Или, что более вероятно, папаша ничего не решает. На современном белорусском Полесье, в глубинке, это и сейчас распространено. Так, на минуточку прервемся.. Это с чем? (неразборчиво)ись! Но с  тмином лучше.
Продолжим. Я слышу вопросы, к чему такой эпиграф к лекции? Нет, это на первый взгляд … Рассудим трезво(оживление в зале).
А к чему в материалах известного здесь форума(название на экране) обсуждение статьи о визите Президента комиссии ЕС и Прези(зе)дента Украины прикроватные тумбочки, турецкие гардины и обсцентная лирика? Да при том же!  Статья может быть о чем угодно, главное – площадка для личных склок. Так что, пользуясь случаем, рекомендую писать и комментировать привычки авторов, которых вы в глаза не видели.  Завсегдатаи ресурса вам будут рады. Но-продолжим….
Конец стенограммы
© Юрий Беляков [20.04.2021] | Просмотров: 538

2 3 4 5
 Рейтинг: 25.1/16

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Войти или зарегистрироваться



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Забыл пароль :: Регистрация
пароль
помнить