пароль
помнить
uk [ru]

Чернигов – город контрастов


Чернигов – город контрастов

 

 

Куда поехать на выходных?
 

 

 
Отношения с городами -- где-то как с женщинами: в одни -- влюбляешься с первого раза, другие – совершенно не возбуждают, иные – категорически не принимают тебя самого.
 
Киев, Рига, Таллинн и Гродно – лично мне понравились уже при первом знакомстве, а вот, скажем, Хабаровск -- как не впечатлил еще, так сказать, «с крыла самолета», так и затем остался глубоко чуждым. Так что если вы по профессии не проктолог, то и переться за тысячи километров, чтобы заглянуть в эту жопу – право, не стоит…
 
Со Славутичем, между прочим, мои отношения долго не складывались из-за постоянных сравнений со «своей бывшей» -- с Припятью. Ну и есть масса имен городов, в которых как бы и был, но о которых даже не фиг вспомнить.
 
Что касается Чернигова, то город вызывает во мне довольно противоречивые чувства. Вот почему в качестве заголовка имхо воспользовался известным шаблоном «Стамбул – город контрастов» из фильма «Бриллиантовая рука»…
 
Сразу оговорюсь, что мнения людей вообще субъективны, а мнения о городах туристов и местных жителей – тем паче, ибо они оценивают город совершенно по разным критериям. Местные – они воленс-неволенс, воспринимают свой город по брачному принципу «стерпится-слюбится», тогда как для туристов – знакомство с городом – что-то типа флирта с незнакомкой.
 
Это я  к тому, что автор и не претендует на подробно-объективный обзорный экскурс по Чернигову. Скорее это просто поверхностные впечатления славутчанина о сегодняшней ситуации…
 

Туманность между прошлым и будущим

Если впечатления о городе меня суммировать одной фразой, то охарактеризовал бы современный Чернигов как задумчивую туманность между прошлым и будущим. Что, впрочем, соответствует общему тренду, характерному для всей Украины.
 
В качестве наглядной визуализации данного образа выберу фотку дома на улице Подвальная. Адрес, который сам по себе красноречив, как название села Незаможне, что под Славутичем: можно даже не задавать аборигенам глупых вопросов: «Как вы тут живете?»…
 

 
Смотрим на фото: левая часть дома представляет набор «бревна, стекла и шифер»: все простенько и убогенько. В общем, классический пример архитектуры второй половины XX века в стиле социалистического минимализма.
 
А вот в правую половину дома нелепо вписаны окна из металлопластика. Тот же «совок», но как бы с претензией на «евроремонт». Как говорил Ослик Иа: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище!».
 
И вот этот диссонанс между эпохами, за который стоило бы отбивать яйца местным «евроремонтникам»,  как бы режет глаз. Ибо это равносильно тому, что прийти на прием во фраке и пляжных шлепках. Как Штирлица проштырил тот факт, что пастор Шлаг совершенно не умеет ходить на лыжах, так и мне рыдать хочется от того, чтобы мы совершенно не умеем хранить историческую идентичность наших городов. И, скажем, в том же центре Киева настроили тучу высотных халабуд, которые изуродовали облик столицы…
 
Украинское ноу-хау: брусчатка из асфальта

Если бы я был художником, то нынешний Киев изобразил бы в виде апокалиптической картины города, который отдали на растерзание автомобилям. Чернигов же определенно является местом, в котором автомобили отдали на растерзание местным дорогам. Это автор клонит к тому, что в городе состояние дорожного полотна на городских улицах не просто плохое, а реально кошмарное.
 
В силу своего возраста, автор еще застал те времена, когда большинство улиц украинских городов было вымощено сермяжной брусчаткой. В промежутке между семидесятыми и восьмидесятыми годами прошлого века на смену брусчатке пришел асфальт. То есть за какие-то десять лет дорожники умудрились кардинально изменить всю картину.
 
Так вот, состояние дорожного полотна улиц Чернигова вызывают стойкое впечатление, что время возвращается вспять. Только на свежем витке спирали истории наши горе-дорожники мостят улицы «брусчаткой из асфальта».  Поубивал бы на#уй данил-мастеров, которые из года в год осуществляют так называемые ямочные ремонты.

 
Полагаю, что даже если вы никогда и не бывали в Голливуде, то наверняка слышали о существовании «аллеи звезд» («Аллея славы» -- Hollywood Walk of Fame, на который в тротуарные плиты вставляют медные звезды с именами знаменитостей).  

 
По аналогии с Голливудом, предлагаю в латки в дорожном покрытии черниговских улиц вставлять даты ремонтов. Уверяю, что гости Чернигова будут «у захвататі»! Из Японии начнут приезжать туристы, чтобы поглазеть на это чудо…
 
Лично меня особо умиляют «волны амурского моря»: глЫбоко продавленные участки брусчатки, которой когда-то вымостили остановки общественного транспорта.
 
Общий вердикт состоянию черниговских дорог будет весьма неутешительным: это пи#децкий пи#дец…
 
Плохие дороги, это как стремные прыщи на лице – с которыми нехер даже участвовать в конкурсе «мисс мира». Это я к тому, что пока в Чернигове не будет хороших дорог – влюбить в город туристов будет попросту невозможно…
 
Развитие или создание иллюзий развития города?

Нельзя, конечно, сказать, что Чернигов совсем уж застрял в «совковом» прошлом, ибо чисто визуально перемены видны: открываются свежие торгово-развлекательные центры, и  новое жилье строится, и в зонах отдыха как бы есть копошение. Последняя фраза относится, в частности, к якобы капитальным преобразованиям в районе пляжа «Золотой берег», о которых немало сделано бодрых репортажей в черниговских СМИ.
 
Пафоса в этих преобразованиях куда как больше, чем реального содержания, ибо все эти работы велись настолько «черезжопно», что не замечать этого были способны только слепцы. Казалось бы. Ибо ряд журналистов умудрился не заметить, что асфальт на дорожках в парке кладут едва ли не прямо на песок. Так что даже не факт, что эти дорожки «доживут» хотя бы до следующего сезона.
 
Фото с сайта 0462.ua:


 
Ну, а  какие могут быть восторги от архитектурного стиля «сделано топором»  -- лично я вообще не понимаю. Тем паче если обнародовать смету работ…
 
Тут как раз разгорелся скандал с обвинениями в коррупции мэров Бучи и Ирпеня. Но как раз стоит поехать в Бучу и Ирпень, чтобы посмотреть -- какими должны быть современные парки…
 
Пользуясь поводом, выражу свои поддержку Анатолию Федоруку, потому как Буча является тем редким исключением из правил, когда город динамично развивается, вопреки общему бардаку в стране.
 
Ну и, конечно, не мудакам, ворующим миллиарды, обвинять Федорука в коррупции. Ибо мэра Бучи можно отнести к тем должностным лицам, кто ворует на гривну, а прибыль приносит на десять (то бишь, КПД его деятельности составляет 90 процентов). Тогда как в большинстве случаев украинским чиновникам свойственно наносить стране сто гривен убытка, ради «отката» в свой карман на одну копейку…
 
На фото: Бучанский городской парк

 
***
 
В общем, если кто-то возьмется вам рассказывать, что Чернигов уверенно развивается, то огрейте его мухобойкой, чтобы разохотить травить голимые байки…
 
На самом деле Чернигов (как, впрочем, и большинство украинских городов) находится в «режиме выживания», а отнюдь не развития. Нынешняя городская власть скорее просто не смогла испортить историческое наследие Чернигова, которое до сих пор привлекает гостей города, чем создать что-то новое и оригинальное, которое бы заманило свежих туристов…
 

Статистика и реалии

По данным Booking.com  (системы интернет-бронирования отелей) по состояния на пятницу перед выходными днями (23-24 июля) в отелях и гостевых домах Чернигова было забронировано 53% мест.
 

 
В «Парк Отеле», который таки действительно неплох, из 49 номеров якобы был свободен только один номер. Однако шо та я дико сомневаюсь в соответствии этой бодрой статистики объективным реалиям.
 
Если в знойный день в шезлонгах пляжной зоны «Парк отеля» скучают только три тела, причем явно принадлежащие не туристам, а «золотой молодежи», то кому вы будете рассказывать о туристическом буме? Это че остальные – тупо бухают в своих номерах?
 

 
Факт состоит в том, что даже существующий гостиничный фонд Чернигова, мягко говоря, сильно недозагружен. И, соответственно, напрашивается вывод, что потенциальные туристические возможности Чернигова не пользуются особым спросом…
 
***
 
По правде говоря, с туризмом в стране ситуация просто катастрофическая: если в прошлом году ту же Турцию посетило 705 тысяч украинских туристов, то саму Украину, по официальным данным Госстата, посетило аж 15 159 иностранных туристов.
 
Здесь нужно отметить принципиальную разницу в понятиях «общий пассажиро-поток иностранцев» и «целевой туризм», манипулируя которыми кремлевские пропагандисты выдают желаемое за действительное в Крыму. Это я к тому, что общий пассажиропоток в Украину остался на уровне прошлых лет (в прошлом году Украину посетило больше 12 миллионов иностранцев), тогда как количество целевых туристов снизилось на порядок.
 

Чернигов и славутчане

Отношения по оси «Чернигов-Славутич», конечно, на порядок уступают массовости отношений по линии «Чернигов-Киев», но, согласитесь, играют весьма важную роль, так сказать, в финансово-культурном обмене, в котором Чернигов играет роль «культурного донора», а славутчане – финансового.
 
По доступности расстояния и цен магазины и рынки, театры и прочие развлекательные заведения Чернигова для славутчан гораздо привлекательнее Киева. Однако в настоящий момент эти отношения находятся явно не «на пике» своей массовости. В чем причина этой «стагнации»?
 
С одной стороны, развитие торговой логистики привело к тому, что большинство покупок можно делать не то, что ни покидая собственного города, но и не покидая квартиры. И, соответственно, сам по себе иссяк некогда мощный торговый путь «из варяг в греки»: в смысле из «ремонтирующегося» Славутича в строительные магазины и на продуктовые рынки Чернигова.
 
Но главная причина снижения «миграции» скрывается вовсе не в этом. Основную роль сыграло всё-таки общее ухудшение финансово-экономической ситуации в стране. Третий год подряд финансовые доходы граждан, не только не растут, а наоборот  -- «падают стремительным домкратом». И, соответственно, славутчане просто стали реже посещать вышеозначенные «тусовочные места».
 
***
 
Другие причины не столь явны, но также существенны: у нас попросту отсутствует вменяемая государственная политика по развитию местной инфраструктуры, способствующей росту как международного, так и внутреннего туризма. А процессам, пущенным на самотек, свойственно не развиваться, а наоборот – деградировать. По той простой причине, что паразитам во власти свойственно душить всё то новое, что не сопровождается процессом «отката» в их личный карман.
 
Скажем, если в свете капитального ремонта дороги Славутич-Чернигов индивидуальное сообщение улучшилось,  то общественное транспортное сообщение между Славутичем и Черниговом за последние десять лет не улучшилось, а ухудшилось. Ибо электрички стали ходить реже, а стоимость автобусного сообщения возросла втрое (!).
 

Кстати, грех не отметить попытку транспортной экспансии черниговских перевозчиков, наладивших было сообщение не только между Черниговом и Славутичем, но и между городом Белого Ангела и Киевом. Но это новшество продержалось недолго -- славутичский монополист в лице автотраспортного предприятия «Атасс» выжил с рынка черниговских перевозчиков, прибегнув к классической тактике бандитских девяностых. После чего цены на перевозки в очередной раз возросли, превзойдя границы всех неприличий…
 
А поскольку тупые барыги ни о чем ином, кроме собственной прибыли, думать в принципе не в состоянии, то, полагаю, в ближайшие годы транспортное сообщение, увы, и не улучшится…
 
***
 
Логика обеспечения настоящего развития неумолима: прежде, чем собирать урожай, требуется провести посевную кампанию. Это я к тому, что перемены к лучшему невозможны без наличия у государственных мужей и городских властей стратегического мышления и конкретных долгосрочных программ, без привлечения инвестиций в развитие сферы туризма, обслуживания и проведения досуга.
 
Будущее Чернигова – в развитии именно этих сфер. Можно, конечно, сколь долго, столь и напрасно сокрушаться по поводу тучи закрытых промышленных предприятий, работавших в советские времена,  и утраченных рабочих мест. Но возникает вопрос: что бы они сейчас выпускали – чапельники на экспорт?
 
Можно, конечно, высмеивать претензии кремлевских карликов на мировое господство. Но по факту и  Россия, и Украина выглядят дебильными сестрами, выпавшими из контекста современной цивизизации…
 
***
 
Ну и общее впечатление автора о Чернигове: масса уникально интересных личностей (да и в своем большинстве черниговчане – простые и душевные люди), масса «пейзажистых мест» и уникальных достопримечательностей.
 

 
Кстати, в отличие от многих славутчан, предпочитающих поездки на выходных в Чернигов на личном автомобиле, просто обожаю кататься по Чернигову на велосипеде. И именно велотуризм стоило бы всячески развивать и поддерживать. Ведь в вашем городе можно проложить массу веломаршрутов, чтобы люди специально приезжали на выходные не только из Славутича, но и из того же Киева…
 
Короче, в Чернигове масса потенциальных возможностей для развития туризма, которые уникально бездарно просираются. Или кто-то считает иначе?
 
***
 
И, наконец, ключевой вопрос к читателям: а какие места в Украине вы бы сами порекомендовали для туристических маршрутов "выходного дня"?
© Олег Федоренко [24.07.2016] | Просмотров: 1379

2 3 4 5
 Рейтинг: 31.2/41

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook