Донбасс всегда был самым противоречивым из украинских регионов. И дело было тут не столько в его современной политической обособленности, сколько в исторических причинах. В Украине все двадцать лет независимости велись споры, справедливо ли Донбасс был в свое время присоединен к УССР или нет.
Исторически Донбасс в самом деле не относится к исконным украинским землям. Как, впрочем, не относится он и к исконным российским. Еще каких-то полтора-два века назад на месте восточно-украинских промышленных центров были только голые степи — Дикое поле с редкими хуторами, раскиданными по оврагам и балкам. Здесь селились запорожцы, донцы, немецкие и сербские колонисты, в Приазовье жили греки. Потом началось промышленное освоение края, и в Донбасс потекли крестьяне со всех уголков бывшей империи.
Донецкий регион никогда не был той Украиной, которую воспевали в своих нетленных произведениях Гоголь, Шевченко, Карпенко-Карый и другие классики. Не был сакральной украинской землей. Другая архитектура, другой климат, другие традиции. Тут не встретишь архитектурных шедевров казацкого барокко и замков, классические мазаные хаты с соломенными крышами встречаются разве только в северной части региона, которая относится к Слобожанщине. С другой стороны донецкие городки так же не похожи и на исконно российские территории — никаких кремлей, классических русских церквушек, деревянных домишек, березовых рощиц. В общем, ни туда и ни сюда. Классическая земля переселенцев, где малочисленное коренное сельское население растворилось в кипучем котле приезжей массы и исчезло в жерновах урбанизации.
Донбасс практически не участвовал в национально-освободительной борьбе украинцев за свою государственность. В средние века его попросту не существовало, во времена Украинской революции 1917-1921 гг регион стал центром боев между красными, белыми и махновцами, и никакого желания пребывать в составе УНР не проявил. В отличие от других регионов Украины, в Донбассе не существовало организованного и деятельного украинского подполья ни в годы Гражданской, ни в годы Второй Мировой войны. В Центральной Украине был Холодный Яр, в Западных регионах действовала УПА, это были массовые крестьянские движения, опиравшиеся на украинское село. В урбанизированном Донбассе с его русифицированными, советскими городами были, конечно, другие традиции.
Все эти особенности и отличия донецкого края от других украинских земель, конечно, служили превосходной пищей для спекуляций на тему территориальной целостности Украины. «Особая история» Донбасса воспевалась в книгах местными авторами, аффилированными с Россией и всячески подчеркивалась в официальных чиновничьих речах. С другой стороны мысль о ненужности Донбасса часто посещала и патриотически настроенных граждан. За последнее время разговоры об особой важности Донбасса, который все время «нужно слышать» так достали жителей прочих украинских территорий, что они уже готовы были сами махнуть на него рукой. Мол, раз они так не любят Украину и так подчеркивают свою особую идентичность, так и пусть катятся прочь.
До 2014 года, пока Украине не приходилось воевать за Донбасс, ценность этой земли для многих была сомнительной. Все главные сражения украинских армий, места украинской боевой славы располагались значительно севернее и западнее. Но теперь, после сегодняшних событий, после боев за донецкие города, после победного шествия украинской армии по степям Донетчины и Луганщины, Донбасс стал той землей, где Украине удалось отстоять свою государственность. Ареной битвы с агрессором за право независимо существовать и самим определять свою судьбу.
В 2014 году, в Донбассе решается судьба украинской демократии и будущего нашей страны. Донецкая земля полита кровью украинских солдат. За нее умирали украинские патриоты, здесь в атаку под желто-голубыми знаменами шли колонны украинских войск. Нынешняя АТО стала по факту отечественной войной против российского агрессора. И скоро в украинских школьных учебниках Донбасс будет удостоен особенной главы, в которой будут описаны боевые действия наших солдат против пророссийских террористов.
Страшные события наших дней совсем скоро станут историей. И этот исторический эпизод закрепит Донбасс в составе Украины, сделает его территорией, за которую Украина дралась, а не просто куском земли, который непонятно почему Украине «подарил» Ленин.
Донбасс — Украина. Теперь мы точно знаем, почему.