Традиция объявления войны умерла сразу после завершения Второй мировой. Последний раз войну объявляли, пожалуй, Японии. После этого - к чему такие сложности?
И практика и доктрина международного права пошла путем фактов.
Есть факт вооруженного конфликта, значит стороны (не важно - государства или негосударственные формирования, ополчения) должны выполнять правила ведения войны. Правила достаточно простые: честная война заключается в ослаблении противника для достижения преимущества над ним. Тотальное уничтожение запрещено.
Обязанность: честно обозначить себя, как участника конфликта. Это значит: форма, знаки отличия, командование и открытое ношение оружия. Только тогда можно рассчитывать, что тебя будут считать военнопленным в случае захвата.
Обязанность: максимально обезопасить гражданское население. Это значит: не использовать в качестве живых щитов; максимально развести в пространстве военные объекты (штабы, места дислокаций, склады) и гражданские объекты. Нарушение этого принципа - военное преступление.
Обязанность: не нарушать неприкосновенности красного креста. Не организации, а знака. На людях, зданиях и транспорте. Знак красного креста дает защиту. НО использование красного креста с целью обмануть противника (например, перевозка в машине скорой помощи военных или боеприпасов) называется вероломством и является военным преступлением.
***
Самое главное - вопрос квалификации вооруженного конфликта. Является ли он внутренним или международным. Существует на этот счет два мнения: наличие эффективного контроля или наличие общего контроля над вооруженными формированиями. В 1986 году признавали необходимым эффективный контроль (т.е. наличие приказов и их исполнение, поддержка вооружением и указаниями). В 1999 говорили уже об "общем контроле" (т.е. достаточно того, что существует доказуемая связь между вооруженным формированием и государством). Если пойти вторым путем, то в Украине достаточно просто доказать наличие международного вооруженного конфликта. Данных предостаточно.
А после заявления Гиркина-Стрелкова-Березина о "контрактной армии ДНР" упрощается и работа по доказательству наемничества. И государство, которое спонсирует наемников, тоже понесет ответственность.
И не важно, называет Украина происходящее войной или "контр-террористической" операцией.