Избирательная кампания все больше начинает напоминать игру в «Зарницу» или командно-штабные учения, в которых несколько команд пытаются устраивать ловушки и засады для противника и активизировать диверсионно-подрывную работу на вражеской территории. Одна из первых широкомасштабных акций в этом направлении – акция под названием «Грипп».
Не секрет, что паника и ажиотаж относительно A/H1N1 во многом надуманны или преувеличены. Политтехнологи давно понимают основные правила ведения кампаний: бейте по инстинктивным чувствам! Если человек боится голода – нагнетайте атмосферу страха вокруг продовольственного и экономического кризисов.
Итак, сама идея истории с эпидемией родилась, скорее всего, в недрах Секретариата президента. Именно оттуда начали поступать первые сигналы относительно невиданной доселе болезни. Имея определенное влияние на Министерство здравоохранения и неограниченное – на средства массовой информации, Секретариат президента – теоретически – мог выступить в роли катализатора страхов среди населения Западных областей Украины. Причем Партия регионов, а также г-н Ивасюк (экс-заместитель министра здравоохранения, близкий к народному депутату-«регионалу» Сергею Головатому) выступили в роли основных носителей лейтмотива «причина эпидемии – БЮТ, поскольку нельзя было свозить в Киев такое количество живой силы». Заразились люди, мол. Разнесли инфекцию по всей Украине…
То, что население не поверило в эту версию, очевидно: рейтинги БЮТ и ее лидера не посыпались. Но на самом деле Юлии Тимошенко готовили ловушку: ее хотели заставить играть по чужой партитуре. Президент ожидал, когда Тимошенко в пылу героической риторики возглавит поход на амбразуру или на ветряные мельницы эпидемии. С тем, чтобы потом ее обвинить а) в нехватке препаратов в аптеках; б) в паникерстве; в) в полной некомпетентности правительства в делах медицины и здравоохранения. Плюс ко всему акция должна была поссорить Тимошенко с фармацевтическими лоббистскими группами – ей пришлось бы выступить на стороне одной из противоборствующих на этом поприще группировок.
Давно известно, что две основные группы в нашей медицинской отрасли лоббируют различные вакцины – в том числе и от гриппа. Одна группа – индийские препараты, вторая – преимущественно российского производства. Вторая группа (имеющая мощных лоббистов в Верховной Раде и даже контролирующая некоторые информационные агентства) время от времени запускает в информационное пространство страшилки о некомпетентности Министерства здравоохранения, а также новости о том, что в отдельных городах (например, в Донецке) дети и подростки гибнут от некачественной индийской вакцины. Подобного рода информация появляется аккурат к очередному тендеру на поставки вакцины в Украину.
Приход Тимошенко «в тему» неизбежно вынудил бы ее выступить на стороне одной из групп. Не поддержать нынешнего министра она не может. Но выступить на его стороне – навредить своим позициям в той части НУ-НС, которая ориентируется на премьера… Дилемма, однако.
Тимошенко выпуталась из ситуации с честью. Она свела всю риторику не к вакцинам (оставив это дело на рассмотрение Ющенко – президент теперь наступил на расставленные им же грабли). Советники порекомендовали ей побольше и чаще говорить о загадочном препарате «Тамифлю» и марлевых повязках. То, что марлевые повязки во время эпидемии или пандемии помогают не более чем надувной жилет во время шквальной огневой атаки, понятно любому здравомыслящему человеку. Но ведь картинка получилась эффектной: вот она – премьер, вот они – повязки, вот оно – предупреждение аптекам относительно того, что в случае отсутствия противогриппозных средств будут изъяты лицензии. Действенно и эффективно. 1:0 в пользу премьера.
Поездка Тимошенко в Тернополь тоже не оставила сомнений в ее решимости бороться с гриппом. К слову, Ющенко в сопровождении Богатыревой и Еханурова на улицах Львова после визита премьера в Тернополь выглядел неубедительно и серо. Первенство было за Тимошенко. 2:0.
Наконец, премьер решила развивать наступление далее. Вторник. Сессия Верховной Рады. Юлия Владимировна выступает с пламенной речью о том, как необходимо бороться с эпидемией. В результате Рада выделяет на борьбу с невидимой угрозой 1 млрд. грн. Что это значит в условиях президентской кампании – понятно любому начинающему политику. А Ющенко мог в этом шаге прочитать месседж: «Получай, фашист, гранату».
Капканы и ловушки, первоначально расставленные президентом, оказались впору для него самого: сейчас он должен выпутываться из ситуации с гриппом. К слову, получив необходимое, Тимошенко сразу же призвала народ не паниковать, и, скорее всего, мы станем свидетелями постепенного спада эпидемической ситуации. Юлия Владимировна торжественно объявит, что эпидемиологический порог страна преодолела. Количество смертей резко уменьшилось. И заслуга в этом – исключительно ее. Ющенко будет настаивать на том, что смертность увеличивается. Начнется обычная для отношений премьера и президента война статистик. В результате народ, уставший от чернухи и грязи, будет склонен верить в цифры Тимошенко – она вела себя все это время более убедительно, нежели Ющенко. Президент будет восприниматься как носитель плохих вестей – со всеми вытекающими последствиями.
Наталья Приходько
http://lb.com.ua/analitic/politics/2009/11/06/13200_kapkani_lovushki.html