для старых юзеров
помнить
uk [ru]

Кое-что об истории - Брестская Уния


Кое-что об истории - Брестская Уния
Здравствуйте уважаемые коллеги!
 
Сегодня ваш друг Ami поведает занимательную историю из нашей истории - каламбурчик однако
 
Речь пойдет о событии, сыгравшем большую роль для всех украинцев - это Брестская церковная уния 1596г
 
В 16-м веке Речь Посполитая переживала эпоху культурного подъема. Молодежь из Польши, Литвы и Украины ездит на учебу в западно-европейские университеты. Идеи Ренессанса находят все большее распространение благодаря влиянию итальянского окружения королевы Боны Сфорца.  Ширится влияние протестантов - правда адептами новой веры становятся в основном представители шляхты и магнаты. Из украинских фамилий это - Немиричи, Чапличи, Сенюти, князья Пронские. Политика правительства отличается веротерпимостью - Люблинский акт 1569г подтверждает равноправие всех христианских религий
 
Речь Посполитая стала ареной борьбы идей между сторонниками реформации и контрреформации. Католическая церковь, которая потеряла значительную часть прихожан, приступила к реформам - были отменены индульгенции, началась борьба за чистоту нравов духовенства. В Православных церквах Востока ситуация была прямо противоположной - там процветали коррупция и  симония - купля-продажа церковных должностей. За соответствующую плату иерархи накладывали анафемы или выдавали грамоты об отпущении грехов - на любой вкус. Украинский епископ Ипатий Потий ярко описывает одного из таких торгашей - "якоби прекупник неякий  роскладаючи товар свой, так он святие речи - розгрешенье великое и малое торгом продавал: великое розгрешенье по талеру, среднее по полталера, а меншое по шесть грошей"
 
В последнее время в нашей прессе часто появляются статьи, осуждающие поведение нынешних церковников. Надо сказать что по сравнению со своими предшественниками они выглядят просто жалкими дилетантами
Вот что про это говорит замечательный писатель Михаил Зощенко "Попы прошлого, надо сказать, несколько отличались от современных затрушенных служителей культа. Это были яростные молодцы и любители хорошо пожрать и выпить. Многие из них ходили со шпорами, вооруженные мечами и пистолетами, многие ездили на конях, сражались и ворочали политическими делами. И любя широкую жизнь, загребали деньги с живых и мертвых"
 
И это вовсе не преувеличение. Так например епископ Луцка Иона Борзобогатый устроил настоящую войну с луцким старостой за Жидичинский монастырь с пушками, штурмами и осадами. Епископ Кирилл Терлецкий привлекался к суду за разбой и насилие над женщинами. Архимандрит Тимофей Злоба был лишен своего поста за убийство. Сам митрополит Онисифор Дивочка был двоеженцем, за что патриарх константинопольский отправил его в отставку
Разумеется, такие пастыри православной церкви только дискредитировали ее в глазах своих и чужих, а их деятельность давала противникам православия очень благодатный материал для выступлений против него
 
Де-юре киевский митрополит подчинялся патриарху Константинопольскому, но на практике патриарх только утверждал митрополита, которого в зависимости от обстоятельств выбирал собор или назначал король. Светские власти вообще оказывали сильное влияние на церковь - право патроната принадлежало не только королю, но и магнатам а зачастую и шляхте. Построенные светскими лицами церкви и даже монастыри оставались их собственностью (если их не передавали в собственность епархии). Широко известен, хотя бы из "Тараса Бульбы" факт отдачи церквей в аренду - при этом подчеркивалось, что зачастую арендаторами были евреи (как будто отдача церкви в аренду другому лицу тут что-то меняла). Суть дела тут была в том, что на церкви смотрели просто как на выгодное предприятие, которое должно приносить доход владельцу - наряду с мельницами или кабаками
 
В это время в Украине широко развивалось братское движение - жители крупных городов объединялись в братства, целью которых кроме всего прочего был контроль прихожан над действиями епископов - в первую очередь за тем, на что они тратят церковное бабло - на общественные нужды, или на строительство особняков и крутые тачки. Тут братствам помогло то, что в Речи Посполитой не успела сложиться прочная централизованная церковная организация, которая опиралась бы на всю силу госвласти  - как в Московии, где патриарх Московский держал все под своим контролем
 
В Украине были отдельные владыки - луцкий, львовский, киевский, сильные каждый в своей епархии, но когда перед ними являлся кто-нибудь из восточных патриархов, хотя бы из далекого Иерусалима или уж совсем проблематичной Антиохии, епископ в глазах своей паствы отходил на второе место. И вот, какой-нибудь восточный патриарх без проблем и душевных терзаний мог за определенную сумму продать местному мещанству ни много ни мало как полный иммунитет по отношении к местному архиерею. Притом восточные владыки в Украину ездили часто - в подкрепление грамоты патриарха антиохийского, можно было заручиться аналогичным документом и от иерусалимского а еще лучше  - от константинопольского. Были бы деньги и желание. В грамоте, выданной Львовскому братству, оно получало право не только ставить себе священников, которых епископ был обязан посвятить, но и могли следить за нравственностью всего духовенства, включая и самого епископа. Как тут было архиереям не заскучать по "своему" начальству, которое бы прекратило эти безобразия. На этой почве и возникла Брестская уния
 
Основной мотив - борьба местных епископов с "беспределом" восточных патриархов отчетливо звучит в послании, с которыми западнорусские владыки обратились к королю Сигизмунду - "Видя в старших наших патриархах великие нестроения и нерадение о церкви божьей и законе святом, видя их неволю, видя что вместо четырех патриархов сделалось восемь, видя как они живут на патриаршествах, как один под другим в земле поганской подкупается, как к нам приезжая они диспутаций с иноверными не чинят, только поборы с нас берут - видя все это, мы епископы не желая оставаться в таком беспорядке и под таким пастырством, хотим приступить к соединению веры и пастыря единого, главного которому самим искупителем вверены, святейшего Папу Римского пастырем своим признать"
 
В личной переписке епископы говорили проще и откровеннее - "Патриархи будут часто ездить за милостынею, Иеремия (патриарх константинопольский) уже свергнул одного митрополита, братства установил которые суть гонители владык, чего и нет так взыщут и оклевещут - сам посуди какое бесчестье! Государь король дает должность и не отнимает, а патриарх по пустым доносам обесчестит и сан отнимет - сам посуди какая неволя! А когда поддадимся под Римского Папу, то не только сидеть будем на епископиях наших, но и на скамьях сенаторских засядем рядом с римскими епископами и легче отыщем имения, от церкви отобранные"
 
На Соборе в Бресте унию поддержали  митрополит Киевский Михаил Рагоза, патриарший экзарх Кирилл Терлецкий и пять из семи епископов - Луцкий, Холмский, Пинский, Полоцкий и Владимиро-Волынский - они признавали Римского Папу главой церкви, но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянском языке
 
© gato [25.09.2013] | Просмотров: 3388

2 3 4 5
 Рейтинг: 43.5/29

Комментарии доступны только зарегистрированным -> Увійти через Facebook



programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Вхід через Facebook