для старых юзеров
помнить
uk [ru]
Для полноценной работы сайта включите в вашем браузере поддержку JavaScript. В противном случае многие функции сайта будут недоступны.

УПА и немцы.

УПА и немцы.
Сначала анекдот. Армянское радио спрашивает, что такое террористическая банда? Армянское радио отвечает – это национально-освободительное движение сопротивления, ведущее борьбу без разрешения России.
 
Теперь цитата: «Бандеровец – настоящий или мнимый сторонник Степана Бандеры, украинского патриота, боровшегося в 40-е годы за независимость Украины от гитлеровских и сталинских оккупантов. Сотни тысяч бандеровцев, осуждённых за «бандитизм», попадают в тюрьмы и лагеря, где вместе с балтийскими и др. партизанами останавливают террор уголовщины», Жак Росси «СПРАВОЧНИК ПО ГУЛАГУ» - Москва: «Просвет», 1991 г. Стр 29.
Жак Росси – фигура уникальная. Француз, коммунист, член Коминтерна, в лагерях ГУЛАГ он отмотал срок с 1937 по 1956 годы. Бандеровцев он видел не раз, и мог сложить о них собственное мнение.
 
А дальше - факты.
 
УПА (Украинская Повстанческая армия) – была создана «Организацией украинский националистов Степана Бандеры», в ответ на террор немецких оккупационных властей против украинского населения. После того как немцы отказались признавать Украину независимым государством, после создания дискрита «Галичина» и Рехс-Комиссариата «Украина», после Бабьего Яра, и расстрелов в Чорткове и Коломые, наконец после арестов Бандеры и Стецько, на сентябрьской Конференции «ОУН-Б» было принято решение о подготовке к вооруженной борьбе с нацистскими оккупантами. Далее вся речь – о «Организации Украинских националистов – Степана Бандеры». С «мельниковцами», «бульбовцами», «шуцманами», полицаями, «СС-Галичина» и прочими коллаборационистами, прошу её не путать.
 
На первом этапе было решено:
а) вести агитацию  вооруженной борьбы против фашистской Германии;
б) собирать и готовить оружие и боеприпасы. С этим ОУНовцам повезло. В Западной Украине оказались брошены склады 5-й, 6-й, 26-й и 12-й армий советского Юго-Западного фронта;
в) обучать подпольщиков военному делу. Воевать по-советски, т е учиться не до боя, а во время, неся бешеные потери, ОУНовцы считали недопустимым, за что им честь и хвала.
Условия для создания партизанской армии на Волыни (бывшей губернии Российской Империи) были более чем успешными. Отношение к немцам там было далеко от идеала. Плюс - на Волынь и Полесье в 1920-м году отступили и были интернированы поляками, последние части армии Украинской Народной Республики. Людей, знакомых с военным делом там хватало, а идея самостоятельной украинской армии была более чем популярна. Кому обучать молодежь там нашлось. Сложности были в материальном обеспечении. Для их преодоления потребовалось время.
 
Летом 42-го года (Красная армия как раз откатилась к Сталинграду после Харьковской катастрофы) началось формирование первых подразделений. 14 октября 1942 года (в разгар Сталинградской битвы) членом ОУН Сергеем Качинским (псевдо «Остап») была создана І-я сотня УПА. С момента появления вооруженных отрядов, из сел стала изгоняться немецкая администрация, устанавливалась своя власть, срывались заготовки продовольствия. К зиме ситуация вызвала беспокойство администрации Рехс-Комиссариата «Украина». Тогда же начались первые бои с немецкой полицией и СС. 7 февраля сотня командира Ивана Перегийняка (псевдо «Коробка») атаковала местечко Владимирец. Первые потери от пуль УПА понесли части «Ваффен-СС».
 
Уже к лету 1943 года УПА контролировала практически всю Волынь и часть Полесья (кроме городов, там стояли крупные немецкие гарнизоны). В марте 43-го в УПА массово ушла почти вся украинская полиция (шуцманы). Стычки с немцами набирали силу, и в марте 43-го местные администрации уже не справлялись с налетами повстанцев. Тогда в дело пошли спецотряды СС. В первых числах мая на Ковельщине повстанцами был убит Виктор Люце – шеф немецких штурмовых отрядов СА, приемник Эрнста Рэма и соратник Гитлера. Действия УПА на Волыни и Полесье уже в 43-м сорвали немцам план по заготовке продовольствия и отправке молодёжи в Германию.
 
Первое крупное сражение между УПА и немцами состоялось в мае 43-го в районе Горохов, Берестечко, Костополь с применением немцами танков и авиации.
 
В июне 43-го на Волыни силами штаба «Борьбы с бандитизмом» штурмбанфюрера СС Плятте была начата операция по уничтожению УПА. Силы немцев составили: 16 моторизованных батальонов немецкой полиции, казаки «казачьего стана», и привлечённые части вермахта и «ваффен-СС». Возглавил операцию генерал Гинцлер. Но разведка УПА вскрыла планы Гинцлера, немцы ударили по пустым квадратам, а повстанцы проутюжили их тылы. Гинцлер получил выговоры от Гимлера и Розенберга.
 
В июле - сентябре 43-го (в разгар Курской дуги) произошло немецкое широкомасштабное наступление на районы подконтрольные УПА. Силы немцев: 50 танков и бронемашин, 27 самолётов, 5 бронепоездов,10 мотобатальонов немецкой жандармерии с артиллерией,  а также снова казаки и солдаты «национальных батальонов» Вермахта, общей сложностью 10 000 человек. Акцией командовал обергруппенфюрер СС Эрих фон дем Бах-Зелевски, в последствии «подавитель» Варшавского восстания. В результате операции потери немцев составили 3000 солдат и офицеров, а повстанцев – 1237 душ. Больше всех от рук карателей пострадало мирное население, погибло 5 000 человек. Результатов акция не достигла, УПА уничтожена не была.
 
Вот отдельные подвиги повстанцев:
10 марта 1943 года сотня УПА провела успешное наступление на укрепленные позиции немцев в селе Оржеве. Потери немцев — 60 человек убитыми и ранеными.
20 марта 1943 года подразделение УПА разгромило лагерь военнопленных в Луцке и освободило всех заключенных.
9-12 сентября 1943 года состоялся знаменитый бой в монастыре у села Навый Згоров на Волыни (показанный в клипе групп «Тартак» и «Нічлава»). 44 повстанца-разведчика во главе с бунчужным Андреем Марцинюком (псевдо «Береза») противостояли роте немецкой жандармерии, роте донских казаков и роте полиции из числа «фольксдойче» (поляков на службе у немцев), общей сложностью 400 человек. Удачное расположение монастыря, грамотная организация огня повстанцами, отсутствие у немцев артиллерии и паршивая боеспособность казаков и «фольксдойче» сделали свое дело. Взять монастырь оккупантам и их пособникам не удалось. Оставшиеся в живых 12 повстанцев, ночью, неожиданной атакой прорвались из окружения. Потери оккупантов составили около 100 человек.
 
В октябре - ноябре 43-го (когда непобедимая и легендарная наступала по восточной Украине) – состоялась операция под командованием обергруппенфюрера СС Прицмана. Были привлечены танки, авиация и бронепоезда. В результате состоялось 47 боев и 125 стычек с оккупантами. Потери немцев составили 1500 человек, УПА – 414 повстанцев.
 
Из-за обстановки на фронте крупных операций на Волыни немцы больше не проводили. 2 февраля 1944 года Луцк и Ровно были заняты Красной армией.
 
10 октября 1943 года было объявлено чрезвычайное положение в Галичине. Отрядов УПА там до той поры не было, ввиду достаточно корректной политики немецкой администрации О. Вехтера к украинцам. Однако к концу 1943 года ситуация меняется и члены ОУН, не пожелавшие служить немцам, вливаются в ряды Украинской Народной самообороны (УНС). В ноябре – декабре 43-го – состоялась первая немецкая операция в Карпатах против УНС. Но разгромить её не смогли.
 
31 мая 1944 года в Чёрный лес (под Ивано-Франковском) вступила 7-я танковая дивизия вермахта. Ей удалось захватить большую часть лесного массива и нанести потери УПА. Но 5 июня в связи с обстановкой на фронте дивизия покинула лес. Бои УПА с немцами и мадярами не прекращались по очень простой причине – повстанцы добывали в боях боеприпасы. Весной 1944 года командование Венгерского корпуса и УПА провели переговоры и заключили договор о ненападении. Повстанцы обязались не атаковать части венгерской армии, а взамен получили оружие.
 
13 июля – 29 августа Красная армия провела Львовско - Сандомирскую операцию. 27 июля Львов заняла Красная армия. Нацисты покинули территорию Украины.
 
К лету 44-го УПА достигла своего пика. Для полновесных операций против украинских партизан немцы не имели ни сил, ни времени. Это позволяло УПА расти и формировать новые и новые отряды. Общая численность повстанческой армии в 1944 году, на Волыни, Галичине, Полесье, Подолье, Закарпатье, Закерзонье и Буковине достигла 200 000 человек, не считая подполья ОУН. Всёго через отряды УПА прошло до 400 000 человек, а с учётом подполья ОУН и всех «пособников» цифра достигает миллиона. Для сравнения, численность ВСЕХ красных партизанских отрядов прирейдовавших в Западную Украину в 44-м году составляла 12 600 человек (Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г. Под ред. Тельпуховского Б. С. – Москва: «Воениздат», 1984 г. Стр 324). Местных же партизанских отрядов, поддерживавших советскую власть, в Западной Украине не было.
 
Главнокомандующим УПА был генерал-хорунжий Роман Шухевич (Псевдо: Тарас Чупринка, Роман Лозовский, майор Тур).
Тыл УПА обеспечивало подполье ОУН. Подразделение УПА «спонсировало» несколько сёл. Господарчий села от ОУН, собирал продовольствие и одежду, в виде приемлемого небольшого налога и закладывал в «крыивки» (схроны) в окрестностях своего села. Регион действия повстанцев был покрыт сетью крыивок, а регулярная часть УПА, пополняла запасы из тайников в месте своего нахождения (примерно как абонент сотовой связи). Кроме этого в каждом селе существовал подконтрольный ОУН «Самооборонный кустовый отдел», боёвка, исполнявшая роль милиции и партизанского отряда, без отрыва от места жительства.
Финансово УПА подпитывалась как раз за счёт срывов поставок продовольствия немцам. Продукты, сохранившиеся в результате атаки повстанцев на немецкую администрацию, крестьянин мог тут же продать местной рефентуре ОУН (пока немцы не отобрали их опять), а ОУН по своим каналам реализовывала провиант через «чёрный рынок». С разницы в ценах существовало подполье.
Кстати с продовольствием у немцев состояние было аховое всю войну.
 
Таким образом, УПА:
- затруднила немцам план заготовки провианта на Волыни, Полесье и частично в Галичине;
- затруднила отправку молодёжи в Германию;
- отвлекала на себя силы немецкой жандармерии и СС;
- подорвала, а в ряде регионов ликвидировала немецкое управление в Западной Украине.
 
Факты боев отрядов УПА против гитлеровцев не отрицают даже современные российские СМИ. Правда, они стараются преподнести их, как личную инициативу отдельных командиров УПА. В стране, где власть находится в руках бывших чекистов, подвиг армии, сопротивлявшейся НКВД как никто, признают еще не скоро.
 
Правда же, такова. Никто не собирается отнимать славу победителей фашизма у солдат Красной армии. Сравнивать вклады самодеятельной партизанской армии, с подвигами регулярных армий Антигитлеровской коалиции, просто некорректно. Подвиг солдат и офицеров РККА в разгроме гитлеровцев невозможно недооценить.
 
Однако малый вклад – тоже вклад. Каждый, кто сражался с фашизмом, заслуживает своей памяти. Вопрос стоит - можно ли считать УПА антифашистским движением сопротивления, наравне с Армией Тито, французскими «Маки» или польской «Армией Крайовой»?
Думаю - однозначно да.
 

 
Некоторые источники:
Грыневич В та ін. «Історія українського війська 1917-1995 р» - Львів: „Світ”, 1996 р.
Мірчук П. „Українська Повстанська армія. 1942-1952 р. Документи і матеріали” – Мюнхен, 1953 р; репрентне видання, Львів, 1991 р.
„Літопис УПА” Документи УПА, гестапо, НКВД, КГБ, КПУ. – Київ: НАН України, 1995 р.
«Повстанческая армия. Тактика борьбы» Под ред. Тараса А. – Москва: АСТ, 2000 г.
Санников Г. «Большая охота» Воспоминания офицера КГБ. – Москва: «Олма-пресс», 2002 г.
Потапов А. «Бой в сумраке леса» - журнал «Спецназ», 1997 г. №1-3


© Дракон [13.10.2009] | Рейтинг: 44.6/111 | Просмотров: 17595

2 3 4 5 44.6/111




Комментарии

1 2 3 4 5 ... 12   »
13.10.2009 16:43:10
Написав російською, аби було зрозуміло усім.
Не согласен Согласен  Поддержка: 79%(19/24)

13.10.2009 17:09:47

Дракон 13.10.2009 16:43:10
Написав російською, аби було зрозуміло усім.

Думаешь поможет? Сейчас по проставленным нолям увидишь, сколько тут украинофобов процветает. Самое интересное то, что все они за Яныка Чугункина.
Не согласен Согласен  Поддержка: 56%(15/27)

13.10.2009 17:16:36
спасибо!
Не согласен Согласен  Поддержка: 85%(17/20)

13.10.2009 18:09:16

Дракон 13.10.2009 16:43:10
Написав російською, аби було зрозуміло усім
кто захочет знать историю, без коммунистических правдонепропускающих очков, неважно какой речью изложено.
Не согласен Согласен  Поддержка: 86%(18/21)

13.10.2009 18:21:01

Дракон 13.10.2009 16:43:10
Написав російською, аби було зрозуміло усім.
для кого?!
в Україні ВСІ розуміють солов'їну - не плутайте з умінням говорити, спілкуватись, писати.
в цьому плані Україна ДАВНО не Росія, ще до кучмівського гасла.
Не согласен Согласен  Поддержка: 86%(19/22)

13.10.2009 18:50:42
Багато читала про УПА. Минулого року в Народному Домі була на  документальній виставці про УПА - скільки прекрасних людей!  як  безгранично вони віддані Батьківщині! Адже ж знали, що не переможуть і не повернуться живими і все-рівно не здавалися. А пісні які чудові  повстанські!
Коли бачу, як невдячно сучасники деякі говорять про УПА, сльози навертаються на очі: їх би у Франції, чи Італії, чи Югославії на руках носили, пишалися б ними на весь світ.  Але не в Україні.  
Не согласен Согласен  Поддержка: 79%(19/24)

13.10.2009 19:30:47
Прекрасная статья, спасибо! Но многим это не нужно, враждебно и неприемлемо - многим ближе Сталин и его последыши из РФ... Жаль!
Не согласен Согласен  Поддержка: 80%(20/25)

em

em
13.10.2009 19:53:29

PiligrimK 13.10.2009 12:30:47
Прекрасная статья, спасибо! Но многим это не нужно, враждебно и неприемлемо - многим ближе Сталин и его последыши из РФ... Жаль!

Ну почему сразу из РФ ?
Мне гораздо ближе Судоплатов, родившийся в Запорожской области. Он как раз и ликвидировал героев Украины по версии гаранта.
 
А что до самой статьи, то в ней нет ответа на один единственный вопрос - Служил ли главнокомандующий УПА Роман Шухевич в батальоне «Нахтигаль» ?
Не согласен Согласен  Поддержка: 30%(8/27)

13.10.2009 19:57:57

hellia 13.10.2009 18:50:42
Адже ж знали, що не переможуть і не повернуться живими і все-рівно не здавалися. А пісні які чудові  повстанські!
Коли бачу, як невдячно сучасники деякі говорять про УПА, сльози навертаються на очі: їх би у Франції, чи Італії, чи Югославії на руках носили, пишалися б ними на весь світ.  Але не в Україні.  

А вы это попробуйте рассказать тутошним персонажам Аяй, Фридрих, Злой Дохтер, Многоточие, Йцукен, Сева 1964, Коммандер, ПоручикЪ, мадам woodwoow  и прочим, кучкующимися по лозунгом "все они одинаковые".
Не согласен Согласен  Поддержка: 78%(14/18)

13.10.2009 20:06:07
Одессит..вы когда-нибудь читали мои рассуждения на эту тему?
Не согласен Согласен  Поддержка: -0.144103%(-0/6)

13.10.2009 20:14:29

em 13.10.2009 19:53:29
Служил ли главнокомандующий УПА Роман Шухевич в батальоне «Нахтигаль» ?

А если и служил, так что? В Вермахте многие иностранцы служили, как, впрочем, и в Ваффен СС, что далеко не то что просто СС, о чем почему-то мало кто из таких как ты  хочет знать. Шухевич не был гражданином СССР, не давал ему присяги и волен был поступать как угодно для того, чтобы делать что-то нужное для ОУН и Украины.
Кроме того, батальон Нахтигаль (соловей на нем.) контролировался абвером, организацией вовсе не СС-овской, шеф которой Вильгельм Канарис возможно вскорости будет признан Яд-Вашем праведником мира, так как лично и бескорыстно спас от неминуемой смерти несколько сот евреев.Некоторые спасенные им еще живы.  Командир батальйона Нахтигаль майор Оберлендер в Западной Германии, находящейся под оккупацией западных союзников, прошел через все сита денацификации и  сделал большую политическую карьеру.
Страшилки про батальон Нахтигаль  и его "зверства" адресуй генетическим совкам, как и ты, Аяй, Фридрих, Злой Дохтер, Многоточие, Йцукен, Сева 1964, Коммандер, ПоручикЪ, мадам woodwoow  и прочим.
Не согласен Согласен  Поддержка: 70%(23/33)

13.10.2009 20:21:16

woodwoow 13.10.2009 20:06:07
Одессит..вы когда-нибудь читали мои рассуждения на эту тему?

Вы утверждали что будете голосовать за Яныка? Утверждали.
Не верю, что в среде яныкофанов есть те, которые признают ОУН и УПА героическими, так как ПР чисто антиукраинская организация.
Вот и вся моя логика.
Не согласен Согласен  Поддержка: 74%(20/27)

13.10.2009 20:45:30

Одессит 13.10.2009 20:21:16
Не верю, что в среде яныкофанов есть те, которые признают ОУН и УПА героическими, так как ПР чисто антиукраинская организация.
Вот и вся моя логика.
  Да с логикой у вас туго...
Не согласен Согласен  Поддержка: 25%(5/20)

13.10.2009 20:46:44
Excellently
Не согласен Согласен  Поддержка: 80%(8/10)

13.10.2009 21:09:03
em 13.10.2009 19:53:29
Мне гораздо ближе Судоплатов
Как Вы думаете, сколько простых советских людей и во имя какой высокой цели было уничтожено войсками НКВД(МВД) до, во время и после войны? Ну хотя бы порядок? Единицы, сотни, миллионы? И чем методы советских партизан, руководимых чекистами, по отношению к местному населению, оставшемуся на оккупированной территории (предатели!!!), отличались от методов войск СС?
Последний раз редактировал Перехожий 13.10.2009 21:13:37
Не согласен Согласен  Поддержка: 84%(16/19)

13.10.2009 21:18:43
  Больно  и  безнадежно  видеть  лица  стариков-ветеранов УПА.Признаные на  З.Украине,они молчаливо и мужественно должны переносить  плевки  приспешников  сталинизма коих ещё очень  и очень много  среди  нас.Сталинисты -- это  не  только  отжывающие свой  век старички-коммунисты, но  милионы  их  потомков,так и не научившихся жить своим умом,жаждущих  всё  взять и поделить,убежденных ,что  по любому  вопросу есть только два  мнения:- их, и неправильное.Они,сталинисты  убеждены ---УКРАИНА лишь историческое  недоразумение,а  Россия  --превыше  всего.
Не согласен Согласен  Поддержка: 79%(19/24)

13.10.2009 22:07:50

woodwoow 13.10.2009 20:45:30
Да с логикой у вас туго...

Тогда укажите на конкретный прокол в моей логике, на основании которой я сделал вывод, что стороннице Чугунного Лидера должны быть противны ОУН и УПА.
Не согласен Согласен  Поддержка: 81%(13/16)

13.10.2009 22:46:19
Одессит 13.10.2009 22:07:50
Тогда укажите на конкретный прокол в моей логике, на основании которой я сделал вывод, что стороннице Чугунного Лидера должны быть противны ОУН и УПА.
  Вы любите ссылаться на мое высказывание о том, что если во второй тур выйдут Тимошенко и Янукович то я проголосую за Януковича, но ни в коем случае не буду голосовать за Тимошенко..Сударь, а если во второй тур выйдут Янукович и Яценюк??? Вы проголосуете за кого??? Ну если следовать логике??? А если следовать вашей логике за кого в таком случае проголосую я???
Последний раз редактировал woodwoow 13.10.2009 22:48:14
Не согласен Согласен  Поддержка: -0.0149831%(-0/11)

14.10.2009 00:32:37
Я после этой статьи о своем дедушке вспомнила... Урожденец Полтавской области, с 17 лет на фронте. Дошел до Будапешта, потом на Сахалин завернули. О войне практически ничего не говорил. Единственное, о чем мне рассказывал, как из плена (еще на территории Украины) бежал. Как сказку рассказывал. По типу: умный Балда и др. менее одаренные личности. О мародерстве (советских офицеров на пути толи в, толи из... Сахалина) это, я сейчас понимаю значение этого слова, вскользь сказал. Помню, лет 10 мне было, рассматривая  деда медали и награды (в большой коробочке хранились) спросила:
- А скільки  ви ж німців убили, що у вас стільки медалей?
 
А дед не сказал, молча посмотрел...  И не сказал.
 
Я о чем. Страшное было время. И не всякий выживший после войны (дідусеві повезло, что вернулся в глубинку) избежал расспространенного тогда клейма "военнопленный".
Про УПА нічого мій дідусь мені не розповідав, але це не означає, що цього не було.
В этом случае история рассудит, - главное, что бы не повторилась.
 

Последний раз редактировал дюдюка 14.10.2009 08:53:17
Не согласен Согласен  Поддержка: 100%(16/16)

14.10.2009 01:38:45
Ну если бы они не оказывали отпор немцам, то это был бы вообще "Гип - гип ура" и явный диагноз, но дело ведь не в немцах, а в том, что они мешали и красной армии или кто-то скажет, что это не так? Так скажите, когда на твои земли нападают какие-то писюны фашисткие, правильно мешать тем, кто ближе тебе по крови, культуре и по духу, при этом зная, что сами они немцев победить не смогут, или всё же поддерживать эту самую красную армию, а уже после завершения войны выставлять претензии силовыми методами неугодным тебе правителям? Любой, без дырки в голове, примет верное решение, то есть последнее в данном случае. А то с таким же успехом сама красная армия могла бы начать перестрелку сама с собой, дескать под воплями - ты сталинский прихвостень и мародёр, в то время как какие - то левые чмыри - немцы убивают вас всех не зависимо украинец ты или русский, ведь у них по ходу идеология и то сидела в более умных головах, которые понимали, что славяне есть славяне, а мы, что тогда, что сейчас, - украина не россия и тому подобная ахинея, а для нормальных людей разницы между россией и украиной нет, а ярлыки типа - украина, украинский язык, - это не повод для утверждения об инонародии, - русь и старорусский-старославянский существовали тысячилетия и это различным националистам вычеркнуть из памяти и из истории не получится никогда, придёт время и русь объединится вновь, разсував таких вот гражданинов по психлечебницам и скоростными рейсами в вагонах по европам и америкам. Скоро так будет.
Не согласен Согласен  Поддержка: 30%(8/27)

1 2 3 4 5 ... 12   »










programming by smike
Администрация: [email protected]
© 2007-2019 durdom.in.ua
Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

Пожалуйста, войдите с помощью
Facebook-login