Фотография этой девушки сразу заинтересовала сотрудников мюнхенского модельного агентства. Черты ее лица были на удивление правильными и просто притягивали к себе взгляд. В агентстве единогласно решили: девушка соответствует всем требованиям и ее ждет серьезная карьера. Но пригласить ее на собеседование так и не удалось. Фотокарточка оказалась компьютерной моделью. Эксперимент психологов из Университета Регенсбурга был успешно завершен.
За последние годы немецкие ученые создали целую галерею таких портретов. Специалисты так моделировали лица несуществующих персонажей, что они казались привлекательными большинству людей: от простых студентов до профессионалов из модельных агентств. А потом на эти изображения обратил внимание психолог Маттейс ван Левен из голландского Университета Неймеген. Он решил изучить, как красота влияет на поведение человека, и в недавней работе показал: бросив даже беглый взгляд на привлекательное лицо, люди становятся доверчивыми и начинают невольно подражать объекту своего восхищения.
КРАСИВАЯ РЕАКЦИЯ
Ван Левен далеко не первый, кто изучает влияние привлекательных людей на окружающих. Один из самых громких экспериментов в этой области прошел еще в 1972 году в Университете Миннесоты. Психолог Карен Дион собрала в своей лаборатории группу студентов и выдала каждому по конверту с фотографиями неизвестных людей и пустыми бланками. Студенты должны были изучить лица на фотокарточках и заполнить анкету - написать подробную характеристику на каждого человека. Перед тем как раздать фотографии студентам, психолог показала их еще одной команде добровольцев. Они оценили привлекательность людей на фотокарточках по специальной шкале.
Вторая группа студентов этих оценок не видела, но их реакция на фотокарточки была похожей. В своих анкетах участники эксперимента наделяли привлекательных персонажей высоким интеллектом, добротой и другими положительными качествами. О людях с заурядной внешностью добровольцы отзывались невысоко.
Результаты эксперимента Дион быстро стали известны ее коллегам, и этот опыт повторили многие психологи по всему миру. Но Маттейс ван Левен пошел дальше: он решил выяснить, может ли внешность одного человека заставить другого совершать неосознанные поступки.
Компьютерные модели, созданные в Регенсбургском университете, оказались очень кстати. Ученый подобрал ряд персонажей - привлекательных и не очень. А потом провел эксперимент. Он раздал участникам опыта разноцветные карандаши и бумагу и попросил их раскрасить сложную геометрическую фигуру, состоящую из множества секторов. Больших умственных усилий эта задача не требовала. Ван Левен сказал добровольцам, что будет изучать, как они воспринимают цвета.
На самом деле это его совершенно не интересовало. Перед тем как участники эксперимента приступили к работе, он выдал каждому образец - листок, якобы раскрашенный другим добровольцем. К большинству анкет были приложены «фотографии» - те самые регенсбургские компьютерные модели и их специально созданные непривлекательные противоположности.
Выданные ученым образцы сильно влияли на подопытных. Одни участники эксперимента восприняли пример буквально и скопировали готовое решение. Другие, наоборот, старались избегать в своих работах какого-либо сходства с образцом. Оказалось, что такое отношение во многом определяет приложенный к анкете портрет. Участники эксперимента подражали привлекательным персонажам и не хотели иметь ничего общего с некрасивыми. «Давно известно, что внешность человека влияет на то, как к нему относятся окружающие, - говорит ван Левен. - Но мы совсем не ожидали, что пара взглядов на фотографию может изменить поведение в такой степени. Это происходило совершенно автоматически!»
Данный эффект, считает ученый, не может объясняться одними только эстетическими соображениями, он должен иметь биологическую подоплеку. С ним согласен его коллега из Калифорнийского университета в Сан-Диего Петр Винкельман. «Привлекательные черты наилучшим образом соответствуют характерным для человеческих лиц пропорциям, - рассуждает Винкельман. - Обрабатывая информацию, мозг обычно отдает приоритет именно таким, типовым образам. Этого может оказаться достаточно, чтобы сознание сделало акцент на обладателе привлекательной наружности».
Его предположения уже подтверждены экспериментально. Цзе Сюй из британского Университета Халла показывала подопытным геометрические фигуры на экране. Эти объекты резко появлялись и исчезали, а участники эксперимента должны были заметить их расположение и сообщить исследовательнице. Они не знали, что в это же время на экране на считаные доли секунды появлялись изображения человеческих лиц. Мозг добровольцев реагировал на портреты красивых людей - они отвлекались и хуже справлялись с заданием. Некрасивые лица им совершенно не мешали.
Такая реакция - не приобретенная, а врожденная особенность человеческого мозга, считает Алан Слейтер из Университета Эксетера. Он демонстрировал фотографии людей грудным младенцам и регистрировал движения их глаз. Портреты привлекательных людей доставляли детям удовольствие - они надолго задерживали на них взгляд. А психиатру из Гарвардской медицинской школы Хансу Брейтеру удалось доказать, что это удовольствие - самое неподдельное. Участники его опыта разглядывали фотокарточки, находясь внутри томографа. При виде фотографий красивых людей в их мозгу активировались центры удовольствия.
МИНУС 1% ЗА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Ван Левен уверен, что яркая внешность человека должна влиять на поведение окружающих не только в условиях лаборатории. «Участники нашего эксперимента заимствовали у красивых персонажей решения тривиальных задач. В реальной жизни люди, скорее всего, тоже охотнее следовали бы за привлекательным лидером», - говорит он. Прямых подтверждений этому психологи пока не нашли. Зато экономисты и социологи обнаружили много косвенных.
Четыре года назад сотрудник Кельнского университета Ульрих Розар устроил на своей веб-странице настоящий конкурс красоты. Посетители сайта тоже оценивали привлекательность людей на фотографиях. А через пару месяцев этих персонажей стали часто показывать по телевизору. Все они оказались кандидатами в парламент федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия. Перед выборами исследователи составили свой рейтинг привлекательности кандидатов. Результаты голосования подтвердили их предположения: симпатичные политики побеждали чаще.
А экономист из Университета Нью-Йорка Энрикетта Равина пересчитала красоту на деньги. Она изучала кредитные истории клиентов сервиса кредитования Prosper.com. Пользователи этого ресурса могут занимать друг у друга деньги, но для этого должны предоставить о себе самую подробную информацию, а также выложить фотографию. Как и в других экспериментах, Равина сначала попросила независимых экспертов оценить привлекательность клиентов Prosper.com. И потом выяснила, на каких условия эти люди получали кредиты.
На первый взгляд кредиторы вели себя вполне рационально. Они охотнее давали деньги клиентам с высоким среднегодовым доходом и хорошей кредитной историей. Но внешность заемщиков все-таки влияла на поведение кредиторов. Среди клиентов ресурса с примерно одинаковым доходом деньги чаще получали обладатели привлекательной внешности. Кроме того, им удавалось добиться более выгодных условий. Процентные ставки по таким кредитам были ниже примерно на 1 процентный пункт.
http://www.runewsweek.ru/science/30273/
Миу-мяу [16.09.2009] |
Просмотров: 2576