Недавно официальный сайт Украинского центра оценивания качества образования обнародовал данные независимого оценивания абитуриентов в 2011 году. Внешне все выглядит благопристойно – графики, кривые, проценты участвовавших, проценты сдавших. Наметанному глазу нетрудно заметить «причесанные» окончательные результаты. Впрочем, о том, как приводят страшноватенькие исходные данные тестирования в более-менее приличный вид, я в свое время писал на ДД. Но дело даже не в этом. За схемами и таблицами отчетливо проступает простой как дверь вывод – система в.н.о. стремительно деградирует, превращаясь в фикцию.
Тихое убийство независимого оценивания началось едва ли не с момента его рождения, в 2008 году. Причин тому было, как минимум, две. Стало расхожим сравнивать в.н.о. с зеркалом для системы образования. А, как известно, неча на зеркало пенять, коль рожа крива. После обработки результатов первого всеобщего тестирования из зеркала глянула такая харя… С этим нужно было что-то делать. Можно было бы, конечно, провести системные реформы и попытаться привести сферу образования хотя бы в относительный порядок. Но, ведь гораздо проще нанести легкий макияж и сделать вид, что все замечательно, не правда ли?
Вторая причина еще прозаичнее. Даже в том, весьма спорном и несовершенном виде, в каком была введена система тестирования в Украине, она несла в себе потенциальные возможности изменений к лучшему. А еще - была едва ли не единственным в истории независимой Украины масштабным и довольно эффективным антикоррупционным мероприятием. В 2008 году в ВУЗы пришли тысячи ребят, которые при другой схеме поступления оказались бы за бортом, или вынуждены были бы пойти учиться на контракт.
Понятно, что в нашей образовательной системе независимое оценивание оказалось таким себе инородным телом и система постаралась его отторгнуть. В первый же год выявились абитуриенты, которые «равнее» других – целая группа льготных категорий и тех, кто имеет право первоочередного поступления при наборе одинакового количества баллов. Все эти категории сохранились и позже.
В 2010 году при поступлении в ВУЗы стал учитываться средний балл аттестата. То, что виделось сиюминутным преимуществом с точки зрения работников школ (появился дополнительный рычаг воздействия на учащихся), обернулось колоссальным стратегическим провалом. Не зря зарубежные эксперты ехидно комментировали: «Теперь в украинских школах в ходу будет двухбалльная система оценивания – 11 и 12, а журналы начнут переписывать прямо в первом классе».
Но апогея (апофигея?) процесс достиг в нынешнем году. Хитов сезона было несколько:
- возможность для абитуриентов, которые оканчивали школы до 2008 года выбирать между независимым оцениванием и сдачей вступительных экзаменов в ВУЗах. По неофициальным данным таким образом мимо в.н.о. прошла почти треть поступавших.
- разрешение ВУЗам зачислять абитуриентов, у которых по непрофильному предмету баллы меньше 124. Напомню, что в пересчете на 12-балльную систему меньше 124 – это 1, 2 или 3. Или, если кому-нибудь привычнее, «неуд». Как вам будущий инженер, у которого по физике двойка? Или геолог с двойкой по географии? Или будущий дипломат с «неудом» по иностранному языку?
- своеобразная «монетизация льгот». В этом году впервые победителям олимпиад и творческих конкурсов стали набавлять от 30 до 50 баллов. Но если на предметных олимпиадах еще стараются держаться в рамках приличий, то Малая академия наук в последние годы превратилась просто в коррупционную кормушку. В результате возникали абсурдные ситуации – абитуриенты, набравшие на в.н.о. по 200 баллов из 200 возможных, оказывались за бортом, поскольку у победителей МАН общая сумма была выше.
- опять же, впервые в практике ВУЗы получили право добавлять слушателям своих подготовительных курсов до 20 баллов в зависимости от успехов в подготовке. Правда, ряд университетов воспринял это как право добавлять именно 20 баллов заплатившим за обучение (а, может, так и задумывалось?). В общем, произошла банальная сделка купли-продажи дополнительных баллов.
Уже из перечня таких новшеств ясно, что от поступления по итогам в.н.о. остались рожки да ножки. Но это еще не все. В 2011 году сохранились также и все прелести прошлых лет:
- учет среднего балла аттестата;
- проведение ВУЗами дополнительно к независимому тестированию творческих конкурсов по двадцати восьми специальностям;
- поступление не по итогам в.н.о., а по результатам экзаменов и собеседований для льготных категорий;
- целевой набор студентов;
- поступление вне конкурса для девяти категорий льготников;
- преимущественное зачисление еще для девяти категорий.
А чтобы уж совсем мало не показалось, на специфику вступительной кампании 2011 года органично наложились веселые игры с количеством бюджетных мест.
В общем, можно грустно согласиться с директором Центра мониторинга П. Полянским: « В условиях приема в вузы в 2011 г. была окончательно размыта роль внешнего независимого оценивания как единой для всех процедуры конкурсного отбора в университеты. Потому говорить о действительно равном доступе к высшему образованию не приходится, поскольку среди равных было много тех, кто «равнее». Нивелирование роли ВНО возродило еще не забытую практику покупки студенческих билетов, которая была просто невозможной, когда все поступали исключительно по сертификатам ВНО».
Когда примерно год назад я размещал на ДД материалы о значении независимого оценивания, я был морально готов к тому, что моя попытка анализа окажется верной или ошибочной. Но меньше всего мне хотелось, чтобы она оказалась бессмысленной. К сожалению, так и произошло. Система независимого оценивания, не успев толком проявить себя, тихо скончалась.
Мир праху ее.