В дружеской беседе время скоро идёт, незаметно, а политика – вещь такая замысловатая, к долгому разговору располагающая. Тут поспорил, здесь похвалил, туда заскочил, походя обругал, был оболган стократ более и помчался Интернет-пространством далее. И так из дня в день, ибо судьба заразившегося политикой незавидна и однообразна. Глядь на календарь, о, Боже! – до выборов в ВР осталось немногим более года. Что день грядущий нам готовит? – ответ должен дать день сегодняшний. Помолясь великомученице Аппроксимации, приступим...
Для оценки тенденций в родном политикуме выбраны
социологические данные, собираемые КМИС. Работа этого почтенного заведения ранее не вызывала нареканий ни у кого, кроме отдельных деятелей от ПР, которые однажды обвинили их в заангажированности (впоследствии выяснилось, что произошла непредвиденная ошибка, вызванная способом сведения данных). Итак, вот табличка, содержащая рейтинги основных политический сил, включая графу "против всех", в которой просуммированы те, кто готов прийти и проголосовать за соответствующую графу и граждане, что принципиально не придут на избирательные участки:
Для тестовой сверки взяты данные КМИС по партиям и блокам за июнь и декабрь 2005 года. В них не фигурируют многие из нынешних партий, и поэтому они используются лишь для оценки позиций "Батьківщини", ПР и КПУ, а также "противсихов" и неопределившихся.
Принципиальный момент: рейтинги партий не пересчитаны по отношению к тем, кто готов прийти на избирательные участки, а взяты в абсолютных значениях. Понятно, что при пересчёте партии, которые набирают значительное количество голосов избирателей, получают большую надбавку по сравнению с небольшими политсилами. С дугой стороны, только абсолютные значения дают возможность, оценить перспективы политических движений, поскольку показывают реальную степень поддержки.
Для удобства восприятия партии разделены на две группы – крупные, к которым отнесены ПР, "Батьківщина" и "Фрон змін" и средние ("Свобода", "Сильна Україна", КПУ и "Блок Кличка"). Крохотные политические силы, вроде НУ или ПСПУ, не учитывались. Противсихи рассматриваются отдельно, с учетом их всеподавляющего количества.
Итак, крупные политические силы на графике:
Сплошной линией показано изменение рейтингов по данным КМИС. Пунктиром отмечена аппроксимация этих данных до апреля 2012 года (на подписях обозначены буквой "а"). Результаты, которые будет набирать та или иная партия, должны стремиться к какому-то значению – это понятно и из общих соображений. Мало того, суммарно партии не могут набрать более 100%, а в реалиях украинской политической жизни, дай Бог им всем вместе до 60 % от всех избирателей дотянуть.
Оценивая перспективы ПР, "Батьківщини" и "Фронту змін" было взято за основу предположение, что рейтинги не могут сильно отличаться от минимальных и максимальных зафиксированных КМИС (с того момента, когда партия "раскрутилась"). Для ПР минимум, к которому она стремится (и уже пересекла) состоянием на июнь 2005 года составлял 13,4 %. Максимум отмечен год назад. У "Батьківщини" отношение максимум/минимум в процентах –16,2/10,6. Для "Фронту змін" это 10,2/3,8.
Можно утверждать, причем достаточно уверено, что если не произойдёт чего-либо сверхъестественного, то к Выборам-2012 рейтинги "Батьківщини" и ПР сравняются, и будут составлять приблизительно 12,9%. К тому времени "Фронт змін" сможет конкурировать с основными политсилами, набирая где-то 10,2 %. Эти три партии и решат, какую конфигурацию будет иметь украинский парламент в 2012 году.
Предполагать электоральные рывки на фоне массовой апатии пока преждевременно. Так же бессмысленно ожидать значительного повышения рейтингов власти, даже на фоне сногсшибательной внешней конъюнктуры, поскольку своим дилетантизмом и дикостью они способны нивелировать самые благоприятные обстоятельства. А они, в смысле – обстоятельства, как раз мерзкие и гадкие с тенденцией к дальнейшему ухудшению.
Партии сидят на голодной пайке, а точнее на ядерном электорате с небольшой примесью сочувствующих. А что может предложить та же ПР избирателю, с чем выйдет к ним? Многолетня бессмысленная война с Тимошенко и постоянно откладываемое улучшение – откровенно убогая политическая платформа, а более предложить нечего, и вряд ли что-то появится.
Юлия Владимировна занята борьбой за место под политическим солнцем, а точнее – за физическое выживание, учитывая откровенный прессинг власти. Ей не до привлечения сторонников, сохранить бы текущие позиции и остаться на свободе для продолжения политической деятельности. Опять же, за последние два года никакого креатива от политсовета "Батьківщини" разглядеть не удалось и в перспективе пока ничего не ощущается. Перед ними стоят иные задачи.
Яценюк – что-то вроде Труфальдино из Бергама, только в зеркальном отражении. Если Труфальдино служил двум господам одновременно и весьма успешно, то Арсению Петровичу постоянно нужно дистанцироваться и от власти и от оппозиции, чтобы не попасть в орбиту влияния крупных политсил, которым он хочет составлять конкуренцию. В результате – не рыба, не мясо, не фронт… пока откровенно непонятно что.
Небольшие политические партии представляют собой пеструю картину взлётов и падений, удивительных и малопонятных колебаний. Вот как это выглядит на весёлых политических картинках:
Тяжело оценивать какие-то шансы, исходя из полученной картинки. Возьмём "Сильну Україну" от известного своими вредоносными «реформами» вице-премьера Тигипко. Собственно, как и все основные политические силы в Украине, это партия одного человека, которая отождествляется с самим Сергеем Леонидовичем.
Вопрос: как политик может набрать более одного процента голосов после вопиющего неумения, продемонстрированного откровенно недоработанными законами, на протяжении полутора лет? Казалось бы, уже все могли убедиться в абсолютной непригодности этого деятеля к выполнению любых государственных функций, вплоть до младшего бригадира запасного подразделения ассенизаторов при разогнанном ЖЕКе. Ан нет – своих 4% имеет!
Беда в том, что при нынешней политической культуре, которую демонстрирует среднестатистический украинец, достаточно твердого взгляда и уверенного голоса (хорошо бы густого баритона), чтобы получить репутацию крепкого реформатора. И все равно, что обладатель голоса выдаёт на-гора невообразимый информационный шум, вместо разговора по сути, а его крепкий взгляд никак не демонстрирует быстрый ум.
Так в былые годы ограбленные вкладчики МММ защищали Мавроди. Действо сопровождалось истериками и криками – бедные советские люди не поняли, как их обманули. Электорат Тигипко ожидает эффекта от реформ, точно так же, как пострадавшие от МММ ждали и ждут (!) возвращения долгов с процентами. Задача жулика сводится к отбору денег и последующим обещаниям невидного "покращання", чем и занимается нынешняя власть, являя собой пример канонического мошенника.
КПУ не нуждается в массовках, её электорат стабилен в границах от 4 до 6%, для продажи голосов вполне достаточно. Симоненко знает это, все знают это... и продолжают ждать, пока запас прочности в виде старушек и старичков не исчерпается по естественным причинам. Аминь.
Ещё две партии колеблются возле проходного барьера; Кличко и Свобода то набирают, то теряют голоса. Как видно из графика, события во Львове напрямую не повлияли на рейтинг Свободы. Лидеры "Блока Кличка" рассчитывают на эффект "нового лица", видимо не понимая, что проекты, базирующиеся на лице и только, имеют сомнительное будущее.
Что до опрошенных, которые ещё не определились. Анализ данных за пять лет показал, что их количество в среднем составляет 16%, колеблется, но не растёт. Как распределяться эти голоса? – остается только гадать.
И, наконец, самый жирный кусок электората – недовольные противсихи. Их количество растёт из года в год. В 2005 желающих принципиально отказаться от волеизъявления различными способами было менее 9 %! Прошло пять лет, и вот оно, грустное зрелище на графике – их стало вчетверо больше:
Для сравнения на рисунок нанесено суммарное количество голосующих за партии. Сразу вывод, сравнивая полученную картинку с предыдущими: надеяться, что голоса "противсихов" каким-то чудом перейдут к одной политической силе (или уйдут только от неё) не стоит. Графики являются зеркальными отображениями и показывают, что отход сторонников происходит от всех партий относительно одновременно и пропорционально. Этот феномен не влияет на взаимную борьбу политсил, но при этом обеспечивает солидный гандикап лидеру избирательных гонок.
Может ли кто-то вклиниться в борьбу? Удастся ли действующим политикам найти нужные слова, чтобы изменить ситуацию? Смогут они провести анализ сложившегося положения вещей?
Да, общеизвестно, что в развитых государствах западного мира зачастую голосует не более половины избирателей. Но это не принципиальная позиция граждан! Необходимо почувствовать разницу: там – это уверенность в честности всех основных партий и отдельных политиков, а у нас – неверие и отчаяние. Что может быть хуже? Неверие – путь к утрате морали, сама суть которой в вере; отчаяние убивает не хуже ножа или пули. Дальше – только исчезновение.