для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Базис и надстройка нашей общественной жизни. Начало и продолжение.


Базис и надстройка нашей общественной жизни. Начало и продолжение.
    На протяжении истории у нас калейдоскопически меняются общественные измы»: то царизм, то коммунизм, то капитализм, то неофеодализм, - а проблемы народа каким-то удивительным образом неизменно перетекают из одного “изма» в следующий, не спрашивая разрешения у грозных идеологов этих «измов». Затем уже эти грозные идеологи вынуждены изворачиваться и искать дополнительные объяснения, почему базовые проблемы не слушаются их и заполняют общественную реальность  на свое собственное усмотрение по велению своей собственной сущности.
 
   Для оценки качества базиса общества следует учитывать  следующие основные характеристики:
-качество отношений «человек-общество»,  «личность –государство», «гражданское общество – государственные институты», «начальство-подчиненные»;
-уровень развития  и чистоты слоя общественных отношений, сколько в этом слое добросовестных отношений, а сколько – насилия и обмана?
–уровень развития общественной культуры.
Можно сказать, что общественный базис -это накопленный общественный опыт, а надстройка - это формы реализации этого опыта. Мне хотелось бы подробнеее остановиться на накопительной и сберегательной функции общественного базиса.
 
      Главную проблему нашей отечественной цивилизации я вижу в том, что в ее базисе накоплены огромные запасы вредов и деструктива, архаизмов и иррациональности, а наши власти  из поколения в поколение  манипулировали только надстройкой, оставляя нетронутыми проблемы базиса. Базис нашей общественной жизни до предела засорен злоупотреблениями и наплевательской политикой всех предыдущих властей. Теперь, когда развитые страны уделяют самое серьезное внимание состоянию и развитию  базиса своей цивилизации, мы и наши евразийские соседи стремительно скатываемся в положение самых отсталых стран. Наши элиты не умеют и не хотят работать на улучшение базиса нашего общества, ведь это надо упорно и беспрыбыльно работать, а не участвовать в гонке обогащений. Все больше наций в мире осваивают технологии цивилизованного, динамичного развития, а мы все больше уподобляемся странам третьего мира.  Когда базис цивилизации засорен, запущен, неуправляем, то никакие реформы надстройки никакого серьезного позитива не дадут.
 
В базисе нашей евразийской цивилизации украинского разлива расположены несколько краеугольных камней раздора:
- примитивная, архаическая, иррациональная культура;
- социальная структура, базирующаяся на отношениях типа «начальство-подчиненные» качества «я – начальник, ты – дурак»;
-отчужденные от народа общественные структуры;
-отчуждение, отсутствие полноценных обратных связей, асимметрия в отношениях «государство –гражданское общество»;
 
    Если сравнивать базис и надстройку, то надстройка более динамична и мобильна, базис – более инерционен и консервативен. Базис – он как мировой океан, в своей толще он содержит все накопленные ценности и проблемы, все он быстро поглощает но ничто быстро не возвращает. Базис можно быстро загрязнять, но очень тяжело его чистить. А если вы и займетесь его очисткой, то результаты станут заметны не очень скоро. Умные нации постоянно занимаются очисткой и совершенствованием своего базиса, а глупые – гадят в него, надеясь, что никто не заметит.
 
Нельзя содержание базиса менять рывком, командой, там действуют свои законы сопротивления и отдачи материала. Базис – это субстанция инерционная, со своими закономерностями отражения и преображения, с базисом надо разговаривать на «вы». В истории остаются только деятели, которые сумели добиться существенных изменений в базисе общества. Наши горе-правители  удосуживались только добавлять своих  личных гадостей в этот базис.
 
Накопление деструкций в системе.
   Проблема в том, что осуществленные внутри  системы  обманы и злоупотребления никуда из системы не исчезают. Обманы и невыполненные обещания политиков множат ряди инвалидов общественного труда. Каждый раз, когда политики, элита, начальство обманывают своих граждан, свой народ, своих подчиненных, они превращают их в инвалидов общественной деятельности. В итоге, обманутые теряют способность адекватно реагировать на гражданские вызовы и нормально действовать.  Обман не только разрушает доверие между участниками общественной деятельности, но и разрушает сами механизмы этой общественной деятнельности.
   Когда власть обманывает и оббирает народ, у последнего возникает эффект отложенной мести. Ожесточение от обмана и лишений  начинает свою автономную жизнь., не фиксируемую никакими датчиками. Деструктивное поведение в обществе, агрессия по отношению к общественным и индивидуальным ценностям своими корнями питаются из отложенной мести.
 
  Чем дольше ложь и обман практикуются элитами во взаимоотношениях с народом, тем больше дозы их необходимы для нахождения хотя бы минутного взаимного доверия между избираемыми и избирателями. Чем больше реализовано обманов, тем круче должна быть ложь последующих обещаний. С определенного момента уже никаких мыслимых обещаний не хватает, чтобы избиратели поверили проворовавшимся политикам, поэтому политики просто отменяют рынок обещаний.
   Последствия злоупотреблений власти никуда из системы не исчезают,  независимо от того, зафиксированы они, или нет. Как черная заводская пыль, эти последствия покрывают сплошным шаром тлена все элементы системы: участников, инфраструктуру, органы, идеологию общества.
 
  Каждая яма на дороге, каждая поломанная человеческая судьба – это все следы и последствия  злоупотреблений власти перед народом. Негативные последствия от осуществленных обманов и насилий оседают на жертвах  этих злодеяний, на общественные структуры и на самих авторов злодеяний. В итоге, получаются испорченные люди, испорченные организации, испорченные государственные органы. Испорченные вещи выбрасывают, не так ли, испорченные органы власти упраздняют, не так ли? Испорченные организации распускают, не так ли?
 
     Если в результате всех усовершенствований, реорганизаций и перестроек большинство главных параметров системы остается стабильно негативными, значит, все эти реформации не задевают базиса системы, все это лжереформаторство.
Базовая культура общества держит режимы на контроле. Базовая культура сообщества – это основа жизни общества, а всяческие «измы» – это уже надстройки, могущие лишь стимулировать прогресс в развитии этой культуры, либо угнетать и разрушать эту базовую культуру.
 
Перепалки между «измами» и их слугами мало чего стоят, если корни проблем  находятся в базисе, а дискуссия идет на уровне вершков проблем. Ну какая может быть содержательность в перепалках «хохлов» с «москалями», у кого проблемы  хуже(лучше), если обе цивилизации имеют общие базисные проблемы?
 
   Меня мало интересуют, какие там «измы» сейчас  на дворе, меня интересует другое: народ устраивает примитивная, репрессивная государственная машина, которая работает на нашей земле уже долгие столетия без передышек? Народу достаточно, чтобы эта репрессивная машина на время сбавляла свои обороты и припрятывала свои коготки, дабы народ наискал себе безопасные личные ниши в этой системе и худо-бедно прожил свой отрезок жизни? Мы уповаем на косметический ремонт своей общественной системы, чтобы  хоть чуть порадоваться на своем веку, ибо мы не чувствуем в себе силы и умения основать нормальную, цивилизованную демократическую систему?
 
Резюме. Не важно, что мы строим, социализм или капитализм, важно, какой характер взаимоотношений власти и народа, важно качество технологий социальных взаимодействий в обществе, а не козыряние «измами». Примитивный капитализм ничем не лучше примитивного социализма, к примеру. Для конкретного человека важно не то, при каком «изме» он живет, а важен  уровень культуры общества, в котором он живет, насколько цивилизованно и гуманно решаются там отношения человек-общество, государство –гражданское общество, начальник-подчиненный. Все прочие обстоятельства жизни – производные.
 
    Ни одна наша власть не захотела изменить традиции примитивной общественной жизни, т.е. традиции, когда власть – все, а народ – ничто. Ни одна наша власть не захотела отказаться от традиции манипуляции общественным сознанием. Ни одна наша власть не захотела отказаться от традиции несправедливого распределения общественного пирога в свою пользу. В этих базовых вопросах все наши власти были единодушны и одинаковы. Печально, что и власти независимой Украины не нашли в себе силы нарушить эти низменные традиции, зачем же тогда независимость?
 
Резюме 2. Наши неполноценные политики не желают связываться с проблемами базиса отечественной  цивилизации, серьезные проблемы они просто неспособны  решать. Стараниями мародеров от власти базисные ценности нашей жизни приведены до такого ужасного состояния, что наша общественная система уже не может решить ни одной существенной своей проблемы. Это уже не базис, а якорь, завязший в густом болоте. Никакие пересторйки надстройки ничего уже не решают, ибо надстройка потеряла тесную связь с базисом. Поэтому все только порхают вокруг да около проблем, но не двигают этих проблем. Вместо того, чтобы лечить больного, из него высасывают последние литры крови.
 
Вот пример порогового  разрушения базисных ценностей: уже 40% граждан у нас готовы голосовать против всех, т.е. полностью разрушается связь элита-народ, власть –народ.
 
Естественно, что засорение базиса общественной системы негативом не может происходить до бесконечности, время от времени в обществе складывается настроение на обновление и очищение базиса от слишком уж одиозных составляющих. Если взять последние полвека нашей истории, то было несколько периодов очищения, облагораживания нашего общественного  базиса: «оттепель», или очищение общества от агрессивно-животных сущностей, «перестройка», или освобождение от жесткого доктринерства, «оранжевая революция», или избавление от избавления нас от надежд на лучшее будущее. К сожалению, последний период был скомкан и свернут  из-за неподобающего лидера.
 
  К сожалению, все эти очищения оказались поверхностными, половинчастыми, их не касались руки профессиональных реформаторов. Наступления  «сил добра» во  всех этих  случаях было более интуитивным, чем осознанным, слабым, противоречивым и неорганизованным, поэтому они не увенчались серьезными успехами и прорывами на пути облагораживания базиса нашего общества.
 
Открытие цивилизованного сообщества у нас еще впереди, наше сообщество до сих пор еще принадлежит «дикому» миру, миру неосознанных технологий, нами  руководят «фигуры умолчания», нами управляют из-под полы непубличных соображений (примат неофициального над официальным). Именно поэтому наше официальное такое немощное, нелепое и карикатурное, с одной стороны, и такое надменное, безжалостное и непоколебимое – с другой стороны.
  Революция, осовременивание общественного базиса – очень интересный процесс, его полезно изучать хотя бы на примере наших европейских соседей, только для перенятия опыта у нас, конечно же, посылают не тех, кому это  нужно, а близких к власти похотливых обезьян.
 
  Такая уж у нас традиция, что на одного с сошкой, желающего облагородить наш общественный базис, всегда найдется семеро с ложкой, желающих почерпать ресурсов из этого базиса себе в удовольствие.
У нашего общества вообще очень высокая степень дуракозависимости, т.е. зависимости гонимого здравомыслящего меньшинства от подавляющего его большинства глупцов, соцдебилов. Гонения сексуальных меньшинств – цветочки по сравнению с гонениями у нас  здравомыслящих меньшинств. Хваленая свобода слова существует у нас только для соцдебильных форматов, здравомыслие у нас подавляется еще на стадии внутренней цензуры личности. Здравомыслия, инакомыслия у нас не понимают, его просто игнорируют и заглушают хором испорченных форматов. Прогибание под соцдебильные форматы у нас доведено до автоматизма, мы даже сами не замечаем, сколько десятков раз за день нам приходится врать и прогибаться под соцдебильные форматы в своих высказываниях и поступках. Будучи рабами этих соцдебильных форматов, истина нам просто недоступна, сколько бы мы не обсуждали свои проблемы, сколько бы не дискутировали, мы никогда не найдем выхода из своей тупиковой ситуации, жизнь сама ее разрешит  грубо и неожиданно, не взирая на наши зацикленные умствования.
 
    В нормальных цивилизованных странах глупость прячется от диктатуры рационализма, у нас же все наоборот: здравомыслие прячется и скрывается от диктатуры глупости в общественном мнении и подлости  во имя насилия и обмана. И эта печальная закономерность не меняется в зависимости от смены надстроечных «измов», ибо это глубинная характеристика нашего базиса. А все потому, что наши элиты традиционно не работают на облагораживание и просвещение своего народа, они просто злоупотребляют своим положением и создают грубую видимость настоящей работы.
 
  Соотношение между просвещением и мракобесием в конкретном обществе очень консервативно.Мракобесие у нас традиционно доминирует. Нынешняя наша гонка обогащений – это сплошное мракобесие. Не построив себе нормальное «эго», мы погнались за призрачным «суперэго».  Нынешняя гонка обогащения еще раз подтверждает тот факт, что у нас доминирует не рациональное, не духовное , но эмоционально-чувственное начало и этим мы гораздо ближе к животному миру, чем к миру разумных существ. Мы поддаемся напору своих желаний, а не соображениям ума или совести.
 
    Послевоенный советский период был более конструктивен для экономики и для иного цивилизационного развития общества, чем период независимости Украины, потому что тогда, под давлением соперничества двух сверхдержав, советский строй вынужден был зеркально, паритетно отражать развитие своего потенциального противника. США развивало систему образования – и мы развивали систему образования, США развивало науку – и мы создавали сеть научных учреждений. Пускай эти ответные меры и не были полностью адекватны и эффективны, но они задавали правильный, рациональный вектор развития общества. Теперь же все по другому, теперь у нашей власти полная «свобода и независимость» и она «пустилась берега», ушла в загул своих животных хотений. Теперь у нас даже коммунисты – и те стали «животными» коммунистами, это уже не ком-партия, а кейс-партия.
 
     Сейчас у нас чисто «животная» стадия истории: ни ума, ни совести, одни желания. У нас острое «распираторное» заболевание: «Я хочу, но не думаю и не сомневаюсь!». Сущности тела сейчас у нас безоговорочно побеждают сущности ума и сущности души.    Не надо быть мудрецом, чтобы понять, что этот период неизбежно закончится «разбитым корытом» и это наше общественное «корыто» уже трещит по всем швам.
 
    Что будет, когда жизнь по желаниям приведет наше общество к банкротству? – Понятно что: возьмутся за ум и вспомнят о совести. Жаль только, что наш ум поверхностен, а наша совесть – продажная, - таковы параметры нашего базиса. Печально только то, что для базиса общества такие шарахания, такие эксперименты не проходят бесследно, весь негатив от ошибок и разрушений растворяется в этом базисе и отравляет его.
 
   Да, циклы общественного развития неизбежно сменяют друг друга и это неподвластно общественности, но от усилий общественности прямо зависит, какое качество будут иметь эти циклы.Период общественного увлечения либеральничаньем неизбежно сменяется периодом увлечения диктатурой, и наоборот, но от усилий и подготовки общественности, от качества базиса общества зависит, насколько продуктивными и эффективными будут эти периоды для общества, а не опустошающими и разрушительными. Надо быть одинаково хорошо подготовленными ик периоду похолодания, и к периоду потепления климата. И либеральные ценности,  и ценности строгости и порядка могут приносить обществу как пользу, так и вред. Привычные нам дискуссии типа «Что лучше:свобода или порядок?» - это пример нашего соцдебильного формата, с таким же успехом можно дискутировать на тему «Что лучше, день или ночь?».
 
  Вот сейчас мне возразят, что этот период увлечения новыми возможностями индивидуального потребления после века коммунистического воздержания и обделения был неизбежен. – Да, был неизбежен, но не в таком масштабе и не в таких диких формах. Если потакать своим слабостям и болезненным пристрастиям, то из притонов жизни можно и не выбраться.
  
 
Резюме.Мифы и желания у нас давно оттеснили и заменили точные знания и адекватные понимания. Мы знаем только то, что хотим, а хотим только то, что чувствуем. Наш разум превращен нами в служебный придаток наших хотений. Мы движимы не своим целеполаганием, но своим хотением. Примат чувственного над рациональным делает нашу деятельность бессмысленной и беспощадной. Сущность «хочу» – это поток иррационального сознания, это частно-антиобщественная сущность, она разрушает базис общественной системы. Именно поэтому мы сейчас переживаем такой остро-деструктивный период общественного развития.
© bloker [11.05.2011] | Переглядів: 2406

2 3 4 5
 Рейтинг: 28.8/22

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook