пароль
пам’ятати
[uk] ru

Традиция «сверхделегирования» полномочий чиновникам, как гробовщик нашего гражданского общества.


Традиция «сверхделегирования» полномочий чиновникам, как гробовщик нашего гражданского общества.
    Так часто бывает, что самые большие общественные диспропорции и проблемы возникают с маленьких национальных традиций и привычек. «Перекормил» нас коммунистический режим "общественно-полезным трудом", коллективизмом и "солидарностью трудящихся" – и мы с первых дней независимости с огромным облегчением убежали от этих общественно-полезных занятий. А очень даже зря, теперь мы пожинаем трагические плоды своей гражданской пассивности за годы независимости.
 
     Удивительное зрелище наблюдается сейчас: власть  бурно перекраивает ландшафт национальной жизни, а украинская нация, ее проводники бездействуют и безмолвствуют, не подают даже внятных сигналов «sos»,  слышны  только нечленораздельные звучки «пи-пи», типа «нас нет дома, проходите мимо». Возникает вопрос, « а был ли мальчик?», а существовует ли украинская нация, или это образование биологического, а не социального типа?
            Украинской нации, как сообщества активных граждан, не существует. Есть совокупность этнических украинцев, но они сейчас не образуют гражданскую общность, их кроме рефлексий проживания на общей территории, ничего не объединяет. Над этим этносом нет живой общественной надстройки. Жизнь украинцев протекает только на индивидуальном уровне, практически  нет общенациональных событий. Есть заявления отдельных наиболее известных лиц украинской национальности, есть вялое обсуждения этих заявлений в СМИ, в интернете и в быту, но эти обсуждения не перерастают в национальные события, они не заканчаваются какими-то общенациональными выводами, движениями. О чем-то более сложном, чем словесные заявления, о каких-то национальных движениях вообще речи не идет. Регулярно случаются ужасные события в национальной жизни, но реакция на них  тоже быстро и бесследно затухает. Украинская нация не хочет учиться на своих ошибках и поражениях, ибо их уже просто некуда складировать, да и учиться на ошибках мы не научились.          Нация    безмолвствует, ибо она недосформировалась и в лучшие свои времена, а в час лихолетья она вообще растерялась, обвисла и оцепенела. Измены, обманы,  предательство  собственной элиты превратили нацию в общипанную тушку, готовую к употреблению любым залетным захватчиком. Теперь основная забота захватчика не в том, чтобы жертва не вырвалась с цепких ее объятий, а в том, чтобы жертва вообще не сдулась замертво.
    Удивительно, но среди самых активных противников антиукраинской власти  минимум лиц этой самой украинской нации. Парадокс или закономерность?  Украинская нация должна понять, что иметь собственное государство – это большая обуза и большая ответсвенность,  это не семечки на базаре тырить. К сожалению, наша  титульная нация до сих пор не отошла от стереотипов  колониального поведения. Я уже писал, что украинская национальная элита до сих пор вела себя как  распоясавшаяся без хозяев прислуга. Теперь, когда нарисовались новые хозяева страны, эта элита стала ниже травы, тише воды и быстренько приняла позу  «чего изволите?».
  
    Нельзя допускать «кровосмешения» индивидуальной и общественной деятельности.  Свой ряд  продуктов имеет индивидуальный  уровень деятельности и свой ряд – коллективно-общественный  уровень деятельности. По своему недомыслию( лень и тупость как ведущие мотивы деятельности) нам лень отстраивать, отлаживать коллективный уровень деятельности, ибо достичь согласия и сбалансированности на коллективном уровне совместной деятельности  востократ тяжелее, чем  отдельному человеку достичь согласия с самим собой. Поэтому мы привыкли к упрощенной формуле общественной деятельности: мы делегируем отдельным лицам целиком выполнять функции общественных органов,  надеясь, что так будет проще и надежней, ведь мы доверяем это дело «наилучшим» и потом «мы с них спросим по полной программе».   Это равноценно тому, что родители в школу отправляли бы только лучшего ученика класса, надеясь, что после уроков на детской площадке он обучит грамоте и  остальных по ходу игры в дворовой футбол.
     А, в итоге, получается полная дурня:  «наилучшие избранники» садятся на голову своим избирателям, гражданские институции, гражданское общество так и не формируется, а избиратели все с большим надрывом ищут того наилучшего кумира-спасителя, который спасет их от все растущей лавины проблем.
      Мы доделигировались до того, что, с 1-й стороны, вырастили на свою шею паразитов-обществозаменителей, а с 2-й стороны,  наш народ не имеет даже элементарных навыков социализации, элементарных способностей создавать работоспособные  общественные группы и сообщества. Почему у нас общественные инициативы так быстро умирают? –А не сформирована  культура общественных отношений. Не умеем мы выстраивать полный цикл отношений в координатах «прав-обязанностей», «контроля-ответственности», «анализа и ротации структуры общественных органов». Мы умеем только быстренько разделяться не ведущих и ведомых , а затем разбежаться по своим индивидуальным норкам. Итого, не вырабатывается организационный опыт, не создаются организационные артефакты гражданского общества.
 
   Мы создали систему, при которой отдельные личности на должности  воплощают собой целые куски и общества и государства в одной утробе. Народ при такой системе оказался вообще не при делах, из-за «сверхделегирования» своих гражданских полномочий, он превратился в пассивного статиста.
   Именно поэтому такими чувствительными стали для нашего общества личные конфликты представителей власти, ведь это не просто стычки легкозаменяемых служебных лиц, это стычки  огромных кусков власти: то президентской, то  премьерской, то губернаторской.
 
   Другое тяжелое последствие этой болезни «сверхделегирования» состояло в том, что наше общество внутренне  не развивалось, народ был фактически отброшен от процессов государственного управления и строительства. Отдельные лица замыкали на себе целые общественные процессы. В итоге, эти процессы не реализовывались, не развивались,  а просто подавлялись или игнорировались. При нормальной постановке общественой  деятельности  гражданское общество формировалось бы  автоматически вокруг процессов контроля за действиями властей, за действиями избрираемых лиц. Из-за отказа от формирования механизмов обратной связи с властью , от формирования работоспособных органов мониторинга действий всех ветвей власти, наше гражданское общество захирело, так и не сформировавшись. Избранные, почувствовав вкус бесконтрольной власти, сделали с помощью законодателей и административной системы так, что этот контроль вообще уже не смог появиться.
 
Почему в Европе так легко, за «мелкие», по нашим понятиям,  прегрешения снимают с должностей больших чиновников? – Потому что там понимают, что авторитет высокой должности первичен, а значение персоны чиновника, который занимает эту должность  в данный момент,  даже не вторично. В системе реальной демократии работает функция, а не личность. У нас же наоборот, назначенные личности приватизируют себе на определенный срок государственные функции, поэтому у нас государственная власть получается персональная, а не функциональная.
 
Еще одно последствие «сверхделегирования» - у  нас так и не сформировались национальные артефакты: национальная  идеология, национальная идея, национальная концепция развития. Даже если бы чудом была придумана самая правильная и идеальная национальная идея, ее реализация оказалась бы в лапах какого-то назначенного чиновника. А ведь это не национальная идея, а профанация! Смотри на определение национальной идеи. Вот и получается у нас так, что уходит с высокой должности чиновник, и забирает с собой все следы, все артефакты своей бурной общественной деятельности. Хочешь эти полезные артефакты обнаружить и сохранить для дальнейшего использования, а там кроме парочки уголовных дел нечего и обнаруживать!
 
Резюме: не могут отдельные лица, даже самые умные и правильные, подменять собой общественные структуры, общественные движения и общественную энергию. Если желаете сделать как попроще для вас, то будьте готовы, что получится как похуже для вас.
  
    Пост-резюме. Серед послідуючих наслідків, які генеруються нашою традицією «зверхделегування» повноважень від громади до вибраних осіб  можна відмітити  перетворення нашої політики в «авторську політику», наших партій – в «іменні партії», наших гілок влади – в просту підпорку для плодів-осіб, які «висять» на цих гілках. По суті, це «зверхделегування повноважень», до якого так схильний наш народ, є такою собі добровільною формою відмови нашої  спільноти від демократії, від демократичних принципів громадського життя.
 
     Зверхделегування  виборцями своїх громадянських повноважень в руки своїх обранців та призначенців веде до створення навколо цих депутатів та посадових осіб зон фактичної  непідконтрольності та безпідзвітності.  Фраза, що хтось там «бере на себе повну відповідальність» в таких умовах не більше, ніж «фигура речи». Ніхто ніколи ні за що у нас ще не відповів перед народом.
 
  Нашій спільноті не потрібна демократія, наші люди, в своїй переважній більшості, не хочуть напружувати себе постійною участю в демократичному управлінню своєю державою,  це нам чуже та обузливе, нашій рабській натурі мила влада «гарних» людей, яким ми радо делегуємо «обузливу» частину своїх громадських прав та обов»язків. Повторюю: український народ сам відмовився від демократичної системи, вона йому чужа і заскладна, він придумав унікальну систему «делегативної демократії», тобто системи, коли його обранці мають виконувати за нього його особисті демократичні обов»язки. Зрозуміло, що замість «делегативної демократії» ми одержали «дегенеративну демократію».
   Тепер ми дожили до такої степені  дегенерації нашої демократії, що  ця демократія зхлопнулась в один міцний кулак. Так як зверхделегована демократія, зжата в кишенях обраних осіб, виявилась недієздатною та неефективною, то для новообраного лідера виявилось легкою задачею зжати цю демократію повторно вже в своєму кулаці. І вся наша демократія легко в цьому кулаці помістилася, так як вона давно стала демократією пустого духу, дезактивованою, дезматеріалізованою демократію.
Одним словом, чим довше ведеться неправильна політика, тим до важчих наслідків вона приводить, і це аксіома!
 
   Наш народ не врахував одну закономірність: маючи цілісну систему, не можна віддавати, відривати від системи частину її елементів, навіть якщо вони видаються вам зайвими, безглуздими, беззмістовними. Цілісна система – дуже складна річ, відмовляючись від частини елементів цієї системи, є велика ймовірність, що ви втратите всю систему. Віддавши своїм обранцям частину своїх громадянських прав та обовязків, наші люди згодом втратили всю систему своїх громадянських прав та свобод.  Але хто і коли з толком вчив цей народ правильно, цивілізовано жити?
© bloker [29.03.2011] | Переглядів: 2076

2 3 4 5
 Рейтинг: 34.5/26

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook