Вся история Украины, в т.ч. и период независимости, происходит под знаком борьбы рациональных и иррациональных общественных тенденций. Советский Союз беспощадно эксплуатировал идеологическую, иррациональную составляющую коммунистической идеи и именно эмоциональная усталость советского народа от навязываемой ему властью любви к партии, к коммунистической идее, сильно облегчила процесс распада СССР и отказа от коммунистической доктрины. В плане экономической, милитарной политики, СССР, наоборот, эксплуатировал современные западные рациональные идеи индустриализации, механизации, электрфикации и прочей химизации «народного хозяйства». Получился такой себе
микст из иррациональной теории и грубой рациональной практики. За такое противоестественное «кровосмешение» сущностей пришлось платить чрезвычайно низкой эффективностью этих грубых рациональных практик, и, соответственно, чрезвычайно низким уровнем жизни советского народа.
Мы уже знаем, что
кризисы-катаклизмы в примитивной системе обязательно оборачиваются отрицанием прошлого и возвращением давнепрошлого, общественное «развитие» в примитивной системе не выходит за рамки закона отрицания отрицания. По этому закону не тяжело предвидеть, что произойдет у нас после окончания предыдущей эпохи:
-отказ от иррациональной идеологии и поиск какой-нибудь привлекательной на вид рациональной идеологии;
-отказ от неуспешных рациональных практик в пользу иррационального социально-экономического поведения.
Так и получилось: новой любовью и мечтой нашего народа-иллюзорика стала «европейская демократия, европейские ценности». В плане экономического, социального поведения мейнстримом стал отказ от старых рациональных норм поведения: от производственной дисциплины, от планирования деятельности, в пользу беспредельщины, вольницы, в пользу проявлений иррационального грабежа ставшего вдруг «бесхозным» народного хозяйства. Итак, полюса общественных предпочтений в очередной раз перемкнулись и мы получили евроромантизм в идеологии и вандализм в экономике и в сфере социальных взаимодействий.
Итак, на развалинах СССР оказался иррациональный в своей основе украинский народ с аллергией на коммунистические божества и с модой на демократию и прочие рациональные ценности. Последующее десятилетие ушло в украинского общества на стихийное, бестолковое, бессистемное усвоение новых рациональных, западных ценностей на уровне идеологии и насыщение вольницей-необязательностью в экономическом поведении. Но, поскольку, просвещенное сословие оказалось не менее, а даже более иррационально укорененное, чем простонародье, то процесс рационализации сознания на общественном уровне толком не был даже запущен, все ограничилось какими-то хаотическими, спорадическими шараханьями-метаниями. Личность президента Кучмы стала олицетворением этой скучной для нашего народа эпохи «привязывания бантиком» Украины к Европе.
К концу «пресного» правления Кучмы украинскому иррациональному обществу смертельно надоели рациональные рецепты европейских советников, смертельно надоело строить какую-то непонятную и чуждую своей натуре демократию, и оно возжелало для своей иррациональной души новой большой любви, новых идей или мессий. За неимением новых идей, пришлось сконцентрироваться на мессиях.
Так возник иррациональный эмоциональный общественный запрос на мессию Ю и мессию Я( по одному на каждый народ). Маятник общественных предпочтений украинского общества в идеологической части снова качнулся от рационального полюса к иррациональному полюсу.
Измученная материальными лишениями и своей общей неуспешностью, иррациональная украинская душа потянулась к мессии Ющу, как к своему спасителю. В игнор все эти сложные и чуждые патриархальной украинской душе штучки-дрючки современной демократии, даешь большую общественную любовь народа к своему лидеру и большую любовь лидера к своему народу!
Вот эта «любовь украинца к своему народу», «любовь к Украине» - это центральные фигуры иррациональной души с двойственной подоплекой. С одной стороны, это «неприкасаемые» фигуры, так как символ любви к своей родине, к своему народу – обязательный элемент в плеяде идеальных ценностей общества. С другой стороны, требует детального анализа сама структура этой любви, механизм ее работы.
Проблема в том, что за прекрасным понятием любви, в нашем случае кроется куча иррационального дерьма.
Уже десять лет, со времен парламентских выборов 2002-го года и президентских выборов 2004-го года, мы живем в разгуле иррациональной любви украинского народа к своим политикам. Казалось бы, после фиаско 2005-го года ,когда первый мессия грубо растоптал чаяния влюбленной в него части украинского народа, этот народ должен был бы получить надежную прививку от любой любви к политикам, но не тут то было! Маятник народной души зашел на полюс иррациональных пристрастий на целое десятилетие, поэтому вслед за затухающей звездочкой первого мессии начала загораться новая звездочка в лице ЮВТ в противоборстве со звездой Я.
Вот так и живем: если политические звезды зажигают, значит, это нужно народу. К сожалению, так и есть:
нашему народу-иллюзорику позарез нужны политические звезды, лидеры, небожители, вся его гражданская активность канализируется в любви к этим сверхчеловекам. Вот эта политическая любовь-ненависть, она заменяет нам и гражданское общество, и гражданские протесты, и отстаивание своих гражданских прав и свобод. Внутри этой политической любви-ненависти реализуются основные сущности украинской натуры:
-инфантилизм, или любовь-ненависть ребенка к взрослым;
-рабские комплексы, или любовь-ненависть слуг к своим хозяевам;
-иррациональные привязанности, или любовь-ненависть верующих к своим божествам.
Рациональные каналы самореализации личности в нашем обществе так и не построены, а политическая любовь позволяет иллюзорикам через каналы политической любви вполне реализовать свои душевные порывы и устремления.
Психоз политической любви народа к своим избранникам продолжился и на президентских выборах 2010-го года, несмотря на то, что с 2005-го политики начали вести себя с народом все более развязно и нахально, точнее, их хамство и алчность росли в геометрической прогрессии. Сгорают старые мессии, но им на смену приходят новые, бьл бы общественный запрос. Возобладала вера в мессию, что он принесет обществу на блюдечке демократические ценности, и все тут!
Реализация новаций в примитивной общественной среде всегда разворачивается по одному и тому же сценарию:
-сначала создается миф, соответствующий общественным настроениям. Точнее сказать, в информационном пространстве всегда гуляют различные мифы и идеи, просто, в один момент подходящий миф подхватывается и акцептируется общественным настроением.
После этого общественного акцепта начинается бурное развитие и разрастание мифа. Это развитие и разрастание мифа происходит в сфере идеализации цикла ИРИ. В рациональном обществе к процессу развития общественной идеи самым активным образом подключается сфера идентификации, дабы эта идея получилась реальной и работоспособной. Не то в примитивном, иррациональном обществе: там излишне строгие вопросы к мифу со стороны науки и общественных экспертиз только мешают, поэтому миф здесь разрастается в гордом одиночестве в окружении обожания со стороны иллюзориков.
Итак, миф построен и передан в разряд свежих общественных иллюзий, т.е. он вступает на «боевое дежурство». Затем наступает период «упования на миф». Иллюзорики с азартом ждут, когда уже этот миф начнет нести им «золотые яйца», а миф все никак не разродится. Через некоторое время в бой на фронте общественного мнения вступают лакеи из «образованных». Они начинают вешать простонародью лапшу, что миф надо еще доработать, что возникли непредвиденные обстоятельства и прочую лабуду.Все это время, пока народ-иллюзорик ждет чуда, циничные делки-режиссеры мифов, не медля решают свои потайные шкурные дела. Затем, по прошествии значительного времени, в иллюзориков формируется усталость от этого бесплодного мифа. Когда эта усталость и отказ от веры в миф достигает критической отметки, мифо-режжисеры начинают сами топить этот миф и подыскивать иллюзорикам новый миф. Одним словом, «наша песня хороша, начинай сначала!». Например, сколько лет нам пели дифирамбы «европейским демократическим ценностям», а теперь пошли новые песни, как в европе плохо и какие там ужасные проблемы!
Кстати, я бы в наших садиках запретил чтение сказки о курочке-рябе ,которая несла золотые яички, как такой, что формирует в детях иллюзорное сознание.
В итоге, вырастают новые граждане, которые всю свою сознательную жизнь только то и делают, что ищут себе приключения на ж... и попадают под влияние курочек и петухов, которые обещают им нести золотые яйца. Шутка.
Итак, у нас получаются такие себе асинхронные качели: если одна часть общественной жизни удаляется на иррациональный полюс, другая часть устремляется на рациональный полюс и наоборот. Случайно ли это? – Думаю, что нет.
Такого типа движения не изменяют, или очень медленно изменяют главный показатель локальной цивилизации – общий уровень ее по шкале «рациональности- иррациональности». Представим, что парочка этих качелей движется синхронно, что тогда получится? - А получится, что уровень рациональности в «крови» общества будет прыгать от минус бесконечности до плюс бесконечности, но в таких условиях стабильное функционирование системы невозможно(см. Схему):
Можно и дальше до бесконечности качать эти асинхронные качели иррационально-инфантильной отечественной истории, но от этого отставание страны от передового мира будет лишь стремительно нарастать, и в определенный момент эта бестолковая территория будет просто забрана под какой-то новый международный проект.
Наша проблема не в том, что мы стали хуже своих предшественников, нет, проблема в том, что окружающий нас мир за последнее столетие стал намного умнее, сложнее, совершеннее, так что наши традиционные примитивные игрища внутри себя отбросили нас на полюс международной аутсайдерности. Если в развитом мире эффективность работы общественных институтов за это столетие резко выросла, то у нас эти институты и дальше выполняют функцию видимости работы, по-серьезному обслуживая лишь запросы власти. Например, теперь мы доразвивались до того, что общество ждет с нетерпением, «а когда уже наступит «новый 1917-й год»? Сто лет своей истории опять спустим в канализацию, здравствуй, ж.па, Новый год!
Варварский государственный, общественный менеджмент примитивной системы рулит и дальше.
Как видим, из столетия в столетие ничего в Евразии не меняется: был царь-батюшка – верил народ в царя батюшку, был коммунистический режим –верил народ в коммунистическую идею и ее идолов. Пришла «демократия», а наш иррациональный народ и дальше забавляется в веру в чудодейственные способности демократически избранных лидеров, вкладывает всю душу в свою политическую любовь-ненависть. Да что там говорить о простонародье, когда даже лучшие наши публицисты, лидеры общественного мнения, все раскрученные наши интеллектуалы заняты банальной критикой происходящего и глупыми призывами к власти «одуматься».
Эти лидеры общественного мнения такие же закоренелые иллюзорики, как и их читатели. Если учителя такие тупые, то что можно требовать с их учеников?
Спрашивается, а куда украинскому обществу податься дальше? – Есть только два полюса самоутверждения народа: рациональный и иррациональный.
Для своего рационального развития на данный момент в нашем обществе не сделано ничего: просвещенное сословие бездействует, забавляется иррациональными игрушками и ни к какой серьезной общественной работе не подготовлено. Оно удовлетворено своим поверхностным здравомыслием, а мир глубинных сущностей общественной жизни его не интересует, такой себе стойкий общественный маразм.
Получается, что нашему «маятнику» двигаться назад в сторону рациональных предпочтений сейчас нет смысла, все равно рационального потенциала в нашем общественном базисе, в структурах общественной надстройки не накоплено. Вот он, наш общественный тупик-затухание: наш иррациональный полюс бесполезный и иллюзорный по определению, а наш рациональный полюс пуст и глух.
Резюме. Сейчас надо делать максимальный задел рационального общественного потенциала для последующего периода общественной жизни, а не пытаться потушить пожар общественных проблем случайными подручными средствами.
Нельзя хаотично искать решение проблемы возле очага возгорания проблемы, надо мыслить функциональными циклами.
Способность к систематическим последовательным усилиям –это рациональное качество, способность к импульсивным, взрывным самопроявлениям –это иррациональное качество деятеля. Что тут еще скажешь?
Игра примитивной системы в расщепление общественных предпочтений по шкале «рациональное –иррациональное» - это еще один приемчик из ее политики «разделяй и властвуй». И, как видим, игра эта пользуется стабильным успехом.
©
bloker [05.05.2012] |
Переглядів: 1620