для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Фронт без перемен: рациональное против иррационального


Фронт без перемен: рациональное против иррационального
    Вместо триады рационального цикла деятельности «идентификация-идеализация-реализация» в нашем иррациональном обществе доминирует принцип поддержания видимости. Реальность наша должна соответствовать нашим представлениям о ней. Иллюзия, имидж, потемкинская деревня – прежде всего. Если правда не соответствует нашим иллюзиям, то тем хуже для правды!
Вот эта наша традиция периодического  «наведения порядка» –это компании по подгонке поверхности реальности под наши иллюзии, под идеал. Эти компании никогда не перерастают в глубинное решение проблем, их хватает только на наведение внешнего «марафета». Причина: реальность для нас является вторичной, а наши иллюзии –первичными, мы цивилизация вульгарных субъективных идеалистов.
В этой иррациональной схеме идентификация имеет весьма ограниченную функцию. Узкая задача идентификации в этой системе – указать, каким образом максимально быстро и просто привести реальность в соответствие с иллюзией. Итак, наш субъективный идеализм обыгрывает три понятия: идеал, иллюзию и реальность. Центральной в этой тройке является иллюзия, подсистема видимости. Мы живем внутри иллюзии, представляя, что она  и есть наша настоящая реальность. В этой схеме объективная реальность воспринимается как неправильная, грязная, неразумная реальность. Мы живем в иллюзии и стремимся к своему идеалу, а реальность – это презренная, отхожая часть жизни.
При этой схеме смотреть в глаза горькой правде – верх неприличия. Фи, горькая правда! Горькая правда – это всего лишь прилипшее на колеса болото, а нам надо ехать вперед и дальше, не задерживайте нас! Понятно, что не жертвам системы ломать эту иррациональную схему.
 
Субъективный идеализм  не предполагает переоценку ценностей, пересмотр своего мировоззрения, ревизию эффективности принятых способов действия. Здесь совершенно иной инструментарий: «усовершенствование системы»,  «модернизация» иллюзий и идеалов ,  а также «наведение порядка» в реальности. Все это очень консервативные инструменты, они не предполагают «пересмотра основ», именно поэтому наша примитивная общественная система так неизменна по своей внутренней сути на протяжении столетий. Наша страсть к проведению субботников, к строительству потемкинских деревень перед приездом важных персон – все это не случайно, все это запрограммировано нашим иллюзорным  укладом жизни.
 
  После прихода независимости казалось, что мы начнем строить рациональную, европейскую систему жизни. Но это оказалось очередной иллюзией внутри нашей примитивной евразийской иррациональной  цивилизации. В действительности, у нас происходила борьба не между патриотами и коммунистами, не между демократами и бюрократами, борьба шла между рациональными и иррациональными принципами деятельности. Рационализм у нас оглушительно проиграл, как в практике государственной деятельности, так и в сознании граждан. Европейскость – она ведь не в чертах лица, она в способе мышления!
  Наш вульгарный иррационализм за основу, за критерий познания берет чувство, эмоционально-чувственый отклик на события, а не разум и логику. Именно поэтому у нас так атрофировано интеллектуальное, волевое начало в жизни и так гипертрофировано эмоционально- чувственное начало. «Хорошо то, что мне нравится!» - вот наш девиз.
 
  Рационально-здравомыслящий подход к общественным вопросам у нас всегда находился в оппозиции, в загоне, в меньшинстве и презрении, как в государственной, так и в общественной, в национальной среде. Вульгарный иррационализм –это базовый мировоззренческий подход, исповедуемый нашей евразийской примитивной цивилизацией.  Рациональные аргументы, рациональные алгоритмы работают у нас только в среде индивидуальной жизни, в среде общественной жизни они неизменно проигрывают  иррациональному гегемону. Либеральное отношение к рационализации индивидуальной жизни граждан в посткоммунистический период позволило примитивной системе благополучно продолжить свое существование в новых условиях. Окрыленные либерализацией личной жизни, наша публика размечталась и  о подобной самопроизвольной либерализации общественной жизни. Но не тут-то было: примитивная система и с новой общественной надстройкой сохранила и укрепила свой полный контроль над обществом. Теперь диктатная сущность  нашей власти вылазит из всех пор общественной жизни.
 
    Одностороннее, иллюзорное мышление  наших граждан сбивается в кучу и образует определенные типы общественного сознания. На базе этих типов иллюзорного сознания образуются определенные типы мировоззрения. От мировоззрения произрастает соответствующая идеология, а идеологию покрывает политическая надстройка. Получается полный идеологический цикл: « мышление- мировоззрение-идеология-политика». В случае нашей примитивной, иррациональной общественной системы этот цикл приобретает вид:  «одностороннее, иллюзорное мышление – иллюзорное мировоззрение - подсистема видимости( включает и идеологию и политику)».
То, что односторонее мышление неизбежно сбивается к типу иллюзорного мышления очевидно, ибо одностороннемыслящему не важны возражения противоположной стороны, его не волнуют нестыковки фактов, ему важна внутренняя гармония с собой и со своими единомышленниками. Ты чувствуешь то же , что и я? – Значит, ты –«свой» и не нужны никакие другие доказательства «нашей» правоты!
 
Личность, исповедующая одностороннее мышление, неизбежно оказывается в стае единомышленников. Одностороннее мышление не приносит выгод объективных, рациональных открытий, ибо оно на это не рассчитано.  Выгоды одностороннего мышления состоят в приобретении единомышленников, в зачислении в члены сообщества единомышленников. Из-за примитивизма внутренней структуры этого сообщества единомышленников я эту организацию называю стаей единомышленников.Человеку стаи противопоказаны  оригинальничанье и прочие изыски познания реальности. Все познания, которые нужны человеку, все ему предоставит стая.
 
  Наш народ, в условиях открывшейся «демократии» и многопартийности, при сохранении иррациональных принципов поведения,  не придумал ничего иного, как поделиться на несколько стай единомышленников. Одна суперстая исповедует совковые, прежние коммунистические ценности и иллюзии. Другая суперстая ориентируется на «европейские», «демократические» ценности. Каждая из этих суперстай делится на отдельные стаи, которые конфликтуют со всеми остальными стаями. Отмечу отдельные закономерности в функционировании этих стай:
-более 90% переходов из стаи в стаю происходит в рамках своей суперстаи;
-большинство переходов во враждебную суперстаю оказывается неудачными и  заканчивается переходом обратно назад;
-люди ищут, в какой стае лучше исполняют обещания, а оказывается, что ни в одной стае исполнение обещаний не является приоритетом для вожаков этой стаи;
-наши люди хотят подчиняться иллюзорным порядкам, а выгоду получать, как от реальной работы;
 
   Почему я год назад принял за аксиому смерть современной украинской политики?  -Да потому, что, как видите, вся наша существующая политика построена на вульгарной иррациональной базе, т.е. она не способна  выполнять свои обещания народу даже в принципе. Нельзя плохих политиков поменять на хороших, если в основе нашей общественной жизни лежит иррациональное, одностороннее мышление, односторонняя принципиальность и односторонняя мораль членов нашего общества.
Пока не сформирована идеология рационального отношения к общественной жизни, пока эта идеология не завоевала хотя бы часть общественного мнения, говорить об украинской  политике нового качества просто бессмысленно. Да, можно множить новые политические проекты, которые потопают затем по магистрали, усеянной нашими традиционными иррациональными граблями. Нельзя догонять современную цинично-рациональную цивилизацию на платформе иррациональных верований. Нельзя решать  укоренившиеся проблемы вслепую, с  налета, бессознательно. Если нам лень понять и разобраться в природе наших проблем, то о каком их успешном решении можно говорить?
 
Вот уже больше года я  активно толкаю рациональный подход к решению наших общественных проблем. И что я наблюдаю: единый фронт неприятия такого подхода со стороны всех основных стай избирателей. Конечно, я с большим удовольствием написал бы «со стороны всех отрядов гражданского общества». Но поскольку наша гражданская активность ограничивается, как правило,  вбросом бюллетеня в избирательную урну, то и  гражданин идентифицируется у нас, как избиратель.
  Так вот, наблюдается стойкое неприятие нашими гражданами  рационального подхода к общественной жизни. Это естественно, ибо и наши элиты, и наши ученые, и общественные деятели придерживаются вульгарно-иррационального подхода к объяснению и трактовке происходящего в стране. Рациональный подход для нашей системы является чуждым и непонятным. Фактически, я предлагаю радикальную ломку всей системы нашей общественной жизни. И кому такое может понравиться?  -Да лучше сдохнуть, чем так напрягаться! Именно поэтому я давно уже махнул на наши рутинные массы и свой интерес остановил лишь на узкой фокус-группе: молодые продвинутые интеллектуалы. Можно ли найти критическую массу таких подходящих интеллектуалов, чтобы создать с ними рабочий цикл рационального толка: «рациональное мышление- рациональное мировоззрение- рациональная идеология»? Если этот цикл заработает даже в локальном варианте, милости просим строить рациональную политику.
    
Я уже раньше по-отдельности отмечал черты рационального, неприемлемые для наших иррациональных национальных традиций:
- рациональное не делит общество на «своих» и «чужих». Оно не создает преференций и льгот для «своих» и не отпугивает наказаниями  «чужих»;
-рациональное ничего не обещает, ничего никому не гарантирует, кроме исполнения закономерностей объективной реальности. Рациональное не создает иллюзию защищенности, иллюзию тепла и заботы членам своей стаи;
-рациональное требовательно и непреклонно, оно не практикует амнистий и взаимных амнистий. «Иллюзорикам» намного приятней надеяться, что при любом бездействии или халатном действии их не привлекут к серьезной ответственности, что им все прегрешения спишут;
-рациональное требует постоянного и активного участия граждан в общественных делах. Иррациональное требовало лишь исполнения обряда голосования;
-рациональное требует от граждан постоянной работы над собой в плане профессионального, гражданского роста и соответствия современным требованиям. Требования иррационального попроще и полегче: быть лояльным к стае, к ее принципам.
 
«Иллюзорики»( это противоположность здравомыслящим гражданам)  отчуждены от общественной среды, они признают лишь среду своей стаи. Для иллюзориков общественная сфера – это поле боя с представителями других стай, а не поле совместной деятельности и сотрудничества( Привет консолидации!).  Стая – это идеологическое, а не общественное образование.  Идеология стаи покоится на обещании  вожаков выполнить свои предвыборные обещания членам стаи. Выполнение этих обещаний не предполагает активное участие членов стаи в реализации этих обещаний: стая проголосовала – и может расслабиться в  ожидании  получения обещанного.
 
  Резюме. В борьбе рационального и иррационального подхода к общественной жизни пока безоговорочно побеждает у нас  иррациональный подход . На его стороне все национальные, общественные традиции, весь строй нашей примитивной цивилизации.  На стороне рационального подхода лишь наше поверхностное здравомыслие, рост зрелости граждан на индивидуальном уровне деятельности и, главное, тот факт, что иррациональная примитивная система под напором глобализации деградирует и отстает от нормальных цивилизаций  не по дням, а по часам.  Несмотря на всю эмоционально-психологическую болезненность перехода от иррационального к рациональному строю жизни, это неизбежный переход.  Вопрос лишь в том, до какой точки руины должно дойти наше общество, чтобы выбросить на свалку свои патерналистские иллюзии? Сила разума и воли дана человеку  для того, чтобы облагораживать и смягчать неизбежные процессы, а не для того, чтобы баловать свои иллюзии.
© bloker [24.07.2011] | Переглядів: 2622

2 3 4 5
 Рейтинг: 36.5/41

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook